Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

03/08/2010 Кто станет выписывать журнал о… смерти?
Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

На сайте Би-би-си - Русская служба была опубликована заметка о необычном журнале в Великобритании.

Ниже заметка приведена полностью.

В Великобритании появились журнал и веб-сайт, посвящённые теме смерти и умирания. Обсуждение проблемы - некий винегрет из сплетен о знаменитостях и о том, что испытывают простые люди. Но готовы ли традиционно сдержанные жители Альбиона говорить о смерти в таком ключе?

Это событие происходит в Соединённом Королевстве тысячу с лишним раз в сутки. Так не слишком ли мало говорят о смерти? Особенно если учесть всепроникающие сегодня принципы маркетинга? купить книги по бизнесу

кладбище

Пролистываешь журналы, заполонившие полки магазинов, - и понимаешь, что все другие значительные события представлены на их страницах куда как более зримо. Есть издания, посвящённые чему угодно - свадьбе купить свадебные товары, воспитанию детей, покупке дома, не говоря уже о всевозможных хобби.

Джим Торнтон надеется, что его журнал дополнит эту картину. Он назвал его «Надгробное слово» (Eulogy) и посвятил проблеме смерти, умирания и тех практических вопросов, что достаются на долю близких усопшего. Н-да, не очень-то похоже, что всё это заставит подписчика в нетерпении спрыгивать с дивана и бежать на звук журнала, опускаемого в почтовую щель двери.

Торнтон - 47-летний креативный директор одной коммуникационной компании. По его словам, на издание «Надгробного слова» его натолкнула трагедия его собственной семьи.

«Мои тёща и тесть погибли в автокатастрофах через 14 месяцев один после другого, - говорит он. - И я тогда понял, что нет какого-то единого ресурса, в котором можно найти поддержку, успокоение или совет. Организация похорон - это как организация свадьбы, только сроку у тебя всего неделя, и эмоционально ты к этому совершенно не готов».

Культурное влияние

Торнтон говорит, что нужно подождать, что должен созреть особый «культурный дух времени», который позволит изданию, обсуждающему смертность, стать привлекательным в глазах публики.

Он вспоминает смерть принцессы Дианы - он считает её определённой вехой - и приводит в пример более недавние примеры, такие как грандиозное внимание прессы к медленному угасанию от рака звезды британского «реал-ТВ» Джейд Гуди, к написанию актрисой Наташей Макэлхоун книги о внезапной смерти её мужа, о том, как другая актриса, Шейла Хэнкок, обсуждает уход в иной мир её мужа, актёра Джона Тоу.

И ещё он называет «совершенно потрясающим» то, как простые люди, жители небольшого английского городка Вуттон-Бассет, цветами и печалью встречают прибывающие из Афганистана солдатские гробы.

«Люди говорят о смерти куда более открыто и куда менее болезненно, - говорит Торнтон. - Поколение бэби-бума [те, кто родились в период демографического пика после Второй мировой войны, с середины 1940-х по середину 1960-х - прим. пер.] жило так, как хотело жить, и я подозреваю, что эти люди и умирать захотят, так как они захотят умирать, хотя мы не собираемся защищать какую-то одну форму умирания».

Он верит в то, что смесь традиционной культуры страны с другими привело к изменениям в том, как британцы относятся к смерти.

«Я думаю, это одно из преимуществ поликультурного общества: оно ослабляет ограничения в том, как люди воспринимают смерть, как подходят к похоронам, - объясняет он. - У ганцев, к примеру, есть целая индустрия, декорирующая гробы теми вещами, которые нравились усопшим. И это влияет на нас сегодня, я слышал, что могилу одного человека украсили машиной БМВ, на стекле которой было извещение о штрафе за неправильную парковку».

Похороны в прямом эфире

«Мы, британцы, были сдержанными, но теперь мы всё больше хотим праздновать сам факт нашей жизни, а не смерти», - добавляет Торнтон.

в первом номере журнала - интервью с несколькими знаменитостями

Редакционный материал первого номера журнала состоит из нескольких интервью: Торнтон говорит, что содержание издание должно стать смесью «персоналий, настоящей жизни, проблем и дебатов».

Журнал призван привлечь внимание читателей к интернет-сайту, который будет бесплатным, а сейчас постепенно строится. Со временем, обещает его основатель, на сайте должна появиться техническая возможность транслировать прямые видеокадры с похорон, чтобы люди в других странах могли видеть, как уходят в последний путь их близкие.

Здесь же будут советы по организации похорон, обсуждения юридических проблем, касающихся завещаний, а также место, в которое люди смогут класть фотографии, видео и послания, имеющие отношения к усопшим.

Профессор Тони Уолтер преподаёт в Центре смерти и общества, существующем при университете английского города Бат. Он согласен: насколько ему известно, «Надгробное слово» - первый ежемесячный журнал, посвящённый смерти, но добавляет: сама смерть совсем не является табу, как полагают многие из нас.

О жизни после смерти

Он указывает на социологическое исследование, которое провёл с коллегами в середине 1990-х и в ходе которого изучал вопрос о том, что пишут все крупные британские газеты.

«Примерно 50% всех историй и фотографий были о смерти - и во времена кризиса этот показатель увеличивается, - говорит профессор Уолтер. - Смерть - не запрещённая тема в СМИ или в обществе; вопрос лишь в том, насколько часто задумывается о ней конкретный человек для того, чтобы регулярно читать о ней в журнале. Трудно прогнозировать, насколько полезным окажется его содержание».

«В 1990-е я писал книгу о вере в загробную жизнь - и я выяснил, что люди просто не могли остановиться, когда начинали говорить со мной об этом - и неважно, была ли это концепция рая или перерождения, - вспоминает исследователь. - А потом я писал книгу собственно о смерти - и люди совсем не так охотно говорили на эту тему».

Преподобный Саймон Херон - настоятель одной англиканской церкви в графстве Кент. На сайте микроблогов Twitter он написал, что когда увидел пилотный номер журнала «Надгробное слово», то стал подозревать, что «этот первый номер вполне может оказаться последним».

Откуда скепсис? Саймон Херон сомневается в том, что «общество готово к чему-то такому», поскольку, по его словам, умирание - это не то, чего люди ждут с нетерпением. «Я не думаю, что многие говорят о смерти, - объясняет он. - Я очень часто исполняю обряды на похоронах - и меня поражает то, как много людей говорит о смерти после того, как она приходит к близкому, - после, а не до».

«И меня не слишком убедил этот [первый номер]. Просто не вижу, к кому обращён этот журнал», - добавляет священник.

«Смена отношения»

Однако Том Мемери, один из руководителей британской национальной ассоциации заботы об окончании жизни «Омега», считает: появление журнала, который затрагивает «эти сложные предметы», - это «позитивное направление в развитии общества».

«Любая новая идея, которая имеет дело с вопросами смерти и умирания, достойна того, чтобы её поддерживать, - говорит он. - Я думаю, реклама в этом журнале может быть полезным ресурсом. Точно так же, как родители в поисках няньки для ребёнка могут читать журнал „Леди“, так же и в этом журнале могут быть услуги, которые понадобятся людям».

«Правда, я не очень понимаю, что станет его покупать, - признаёт Мемери. - Каждый год в Соединённом Королевстве умирают 500 тысяч человек, и люди готовы испытывать чувство утраты тогда, когда оно к ним приходит, но я не очень-то представляю, как они идут в магазин и покупают этот журнал. И захотят ли они его читать в состоянии полного смятения?»

Мемери говорит, что приветствует обращение «обычных» СМИ к проблемам смерти и умирания - к примеру, когда эти «по-настоящему трудные вопросы» обсуждают общенациональные газеты.

«Только тогда, я думаю, мы начнём менять своё отношение», - добавляет он.

© Марио Каччиоттоло

Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-2017, ссылка на сайт обязательна