Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

03/12/2013 Школьное образование: Россия и Британия уступают Китаю
Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

На сайте Би-би-си - Русская служба была опубликована статья об уровне школьного образования в мире.

Ниже статья приведена полностью.

3 декабря 2013 года стали известны результаты тестов академической успеваемости, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для сравнения эффективности образовательных систем развитых стран.

Более полумиллиона 15-летних подростков из 65 государств и регионов в 2012 году заполнили подготовленные ОЭСР тесты по чтению, математике и естественным наукам. Лучшие результаты показали Шанхай, Сингапур, Гонконг, Тайбэй, Корея, Макао и Япония.

азиатские ученики обошли абсолютно всех

В Европе наиболее подговленными оказались школьники Лихтенштейна. Британия заняла 26-е место, Россия стала 34-ой, США - 36-ми.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA - Programme for International Student Assessment) была разработана в 1997 году. Её целью было установить, насколько успешно разные страны готовят своих юных граждан к жизни в условиях глобализации и жестокой конкуренции на рынке труда.

Создатели программы стремятся получить объективную картину. Они выступают против системы, при которой, даже демонстрируя посредственные результаты, ученики получают хорошие оценки просто потому, что они лучше, чем остальные в классе. В глобализированном мире оценивать успехи учащихся можно, только зная, насколько лучше или хуже результаты их ровесников за границей.

Результаты Великобритании

Итоги для Соединённого Королевства оказались неутешительными: 25-е место по чтению, 27-ое - по математике, 16-е - по естественным наукам. Лучше британцев выступили не только скандинавы, швейцарцы, немцы и ирландцы, но и поляки, эстонцы и словенцы.

В пределах Великобритании лучшие показатели у Шотландии. На втором месте Англия, на последнем - Уэльс.

Идея тестирования принадлежит Андреасу Шляйхеру, немцу, магистру физики, в начале своей карьеры изучавшему применение ядерного магнитного резонанса в медицине. Возможно, именно из-за негуманитарного образования и мышления Шляйхера тестирование с такой лёгкостью позволяет переводить знания подростков в столбики цифр и диаграммы.

Тестирование использует метод «вероятных переменных»: школьники заполняют разные тесты. Из 28 вопросов, учащиеся каждой страны ответят на 20, а их ответы на оставшиеся 8 будут спрогнозированы с помощью статистических методов.

Андреас Шляйхер утверждает, что методы эти надёжны и погрешность минимальна, однако, не все разделяют его взгляды. «Надо помнить, - говорит он, - что если у вас нет цифр, чтобы подкрепить вашу позицию, то, что вы говорите, становится лишь очередным мнением».

Его противники возражают: как можно сравнивать Перу и Финляндию? Как можно складывать результаты Лондона и Белфаста, чтобы получить средний результат по Великобритании? Как можно создать вопросы, которые будут «культурно нейтральными»? Можно ли говорить, что Великобритании стоит поучиться у азиатских стран, ведь чемпионы-то именно они?

В Норвегии прозвучали ещё и жалобы на «неадекватный» перевод вопросов на норвежский язык.

В то же время, если бы Массачусетс выступал на тестировании самостоятельно, а не как часть США, он оказался бы на 6-ой позиции.

В Италии тестирование помогло определить, что, несмотря на то, что оценки учеников по стране почти не отличаются, на севере результаты школьников намного лучше, чем на юге. Это означает, что высокие баллы легче получить в южных школах, а ведь именно от этих баллов зависит, поступит ли подросток в университет.

Счастье или успеваемость?

В последней части тестирования ОЭСР пытается выяснить, насколько условия в школах способствуют хорошему самочувствию и ощущению комфорта у подростков.

Вьетнам обошел Великобританию и по академическим показателям, и по счастью учеников

Результаты, в большинстве своём, обратно пропорциональны академической успеваемости: самые счастливые школьники живут в Индонезии, Албании и Перу, а самые несчастные - в Чехии и Корее. Только в семи странах ученики средних школ несчастнее, чем в России.

В конце доклада, опубликованного ОЭСР, есть и общие выводы без региональной привязки: чем более серьёзное внимание в школе уделяется дисциплине, тем лучше успеваемость учеников. Чем меньше разница в зарплатах учителей, тем меньше разница между разными регионами в рамках одного государства.

Хотя объективность некоторых аспектов тестирования вызывает вопросы, рейтинг, который оно предлагает, является достаточно авторитетным. Участие школ в тестировании добровольное, но недостатка в респондентах нет: в 2012 году в тестах PISA поучаствовало 510 тысяч школьников.

Что для вас важно в образовании?

Елена, преподаватель и мама: «Образование, которое дети получают в большинстве наших школ, не даёт всех умений и навыков, нужных человеку для того, чтобы реализовать себя.»

«В современном обществе изменились требования: сейчас важно не количество знаний, а умение применить эти знания, добыть их, а также так называемая „компетенция XXI века“, которая позволяет ребёнку сформулировать свою идею, высказать её и защитить.»

Андрей, отец двоих сыновей: «Школу, в которой учатся мои пацаны, я бы оценил на 6-7 баллов из 10.»

«Не сказал бы, что учат из рук вон плохо. Не устраивают завуалированные высокие поборы - например, за двух-трёхдневную детскую экскурсию берут такие деньги, на которые в Турцию можно слетать.»

«Что же касается самого обучения, то я недоволен системой ЕГЭ подготовка к ЕГЭ, тем, что детей уже сейчас, задолго до экзаменов, к ним натаскивают. Мне не нравятся некоторые учителя, их отношение к работе.»

Анатолий, отец двух дочерей: «Главное, чтобы школа помогала ребёнку в дальнейшем осуществить свою мечту, чтобы у неё был смысл в жизни. Ведь как она выучится, так и будет дальше по жизни продвигаться.»

Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-2017, ссылка на сайт обязательна