Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

04/01/2006 Учёные воссоздали настоящее лицо Санта-Клауса
Впервые опубликовано на уже несуществующем сайте inauka.ru

На уже несуществующем сайте inauka.ru была опубликована заметка о реконструкции настоящего лица Санта Клауса.

Ниже заметка приведена полностью.

Не каждый день новостные агентства сообщают о чем-то подобном: британские ученые воссоздали настоящее лицо святого Николая, византийского священника, который затем превратился в Санта-Клауса, покровителя Рождества и второго по значимости персонажа праздника - почетное первое место сохраняет младенец Иисус.

Человек, ныне известный как святой Николай, жил в городе Мира (территория современной Турции) в IV веке и прожил настоящую жизнь раннего христианина, полную драматических событий. Его родители умерли от эпидемии, он сидел в тюрьме при императоре Диоклетиане, был выпущен на свободу, стал епископом византийской православной церкви. После смерти Николай был канонизирован; до одиннадцатого века его нетленные мощи хранились в Византии. Затем с востока пришли турки; итальянские матросы-христиане, спасая святыню, похитили мощи и привезли их в город Бари. Вместе с прахом в Европу проникла традиция отмечать день смерти святого Николая - 6 декабря. По легенде, именно в этот день святой Николай обходит всех детишек, проверяет их на предмет хорошего поведения в течение года и дарит подарки. Эту традицию голландские поселенцы, называвшие Николая «Синтерклаас», завезли в Америку, где он смешался с английским традиционным образом «Папаши Рождества» (Father Christmas) и стал в результате Санта-Клаусом.

Пока за океаном образ святого Николая претерпевал значительные изменения, первоисточник по-прежнему находился в специальном склепе в Бари. Не так давно (по историческим меркам), в 1953 году, церковь, на территории которой находится этот склеп, принялись реставрировать. В связи с этим мощи святого покинули усыпальницу; в тот же момент неподалеку обнаружился учёный-анатом из университета города Бари, Луиджи Мартино, который засыпал Ватикан просьбами разрешить ему исследовать кости основателя ордена рождественских дедов. Ватикан просьбу удовлетворил.

Через каких-то пятьдесят лет его трудами решили воспользоваться Кэролайн Вилкинсон и её коллеги из Манчестерского университета, работающие в «Отделе искусства в медицине». Взяв за основу рентгеновские снимки и результаты краниометрии (измерения черепа), они приступили к восстановлению истинного лица святого Николая. При этом они подключили к работе программное обеспечение, аналоги которого используются для реконструкции лиц людей, погибших в катастрофах, ставших жертвами жестоких преступлений или стихийных бедствий. Вилкинсон впервые отказалась от работы с реальными объектами, переместив все манипуляции в виртуальность: даже «болванка» лица святого, которую обычно изготавливают вручную из глины, была смоделирована на компьютере.

учёные воссоздали настоящее лицо Санта-Клауса

В результате исследователи создали образ Санта-Клауса, который сильно отличается от общепринятого. Ещё с пятидесятых годов было известно, что Николай был крепко сбитым мужчиной ростом 1 метр 68 сантиметров. Теперь к его описанию добавились: смуглая кожа, карие глаза, подстриженная борода (ученые специально сверялись с тем, как именно носили бороду священники Малой Азии во времена жизни Николая), высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, лобные залысины, перебитый мощным ударом нос (кости между глазами серьезно повреждены). «Если б вы встретили его на улице сегодня, - говорит Кэролайн, - вы бы решили, что это либо игрок в регби, либо вышибала, либо типичный уголовник».

«Отдел искусства в медицине» не в первый раз реконструирует лица известных людей далекого прошлого. Совсем недавно манчестерские специалисты продемонстрировали трехмерную модель головы египетского фараона Рамзеса Второго. Как в первом, так и во втором случае они заявляли, что их модели совпадают с оригиналами примерно на 70 процентов - даже самые передовые технологии не в состоянии учесть все детали, из которых состоит человеческое лицо. Но даже такой приблизительный портрет Николая сильно отличается как от канонических изображений этого святого, так и от нынешнего облика Санта-Клауса.

Католическая традиция изображает Николая с пышной белой бородой, голубыми глазами, румяными пухлыми щеками (правда, надо сказать, что византийские иконы купить антикварные русские иконы имеют несколько больше сходства). Что касается современных черт Санты - красный тулупчик и красная шапка, - они добавились в 1931 году, в рождественской рекламе кока-колы, нарисованной художником-иллюстратором Хэддоном Сандбломом. Маркетинговый ход закрепил за покровителем Рождества полноту и кудлатую бороду - совершенно напрасно, полагает Кэролайн Вилкинсон. Ей явно понравилось, что результат усилий её отдела расходится с современным карамельным образом. «У святого Николая было мужественное лицо, а сломанный нос лишь подчеркивал характер», - заявила она.

Великобритания оценила усилия манчестерских исследователей. Телекомпания BBC, например, сняла документальный фильм об их работе - «Настоящее лицо Санты» («The Real Face Of Santa») и показала его как раз под Рождество - 18 декабря. В то же время в далекой Турции вовсю трудится Фонд Санта-Клауса, для которого эта новость - лишний повод потребовать возвращения останков святого на историческую родину. По мнению организаторов фонда, итальянские моряки в XI веке попросту украли мощи без всякого на то согласия жителей города Миры, где они хранились до прихода турок. Теперь же у фонда появился серьезный аргумент: по всему понятно, что святой Николай, более известный как Санта-Клаус, - скорее житель Азии, нежели Лапландии. А значит, пора ему перебираться в Турцию и включаться в работу по привлечению дополнительного потока туристов поиск, подбор и бронирование отдыха online. В связи с грядущим вступлением Турции в Евросоюз - не такая уж несбыточная идея.

© Владимир Боровой, Вита Владимирцева

Впервые опубликовано на уже несуществующем сайте inauka.ru

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-2017, ссылка на сайт обязательна