Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

04/09/2015 История ворона Чарльза Диккенса: от Эдгара По до Тауэра
Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

На сайте Би-би-си - Русская служба была опубликована статья о вороне Чарльза Диккенса купить книги и экранизации Чарльза Диккенса.

Ниже статья приведена полностью.

Любимый домашний ворон Чарльза Диккенса был источником вдохновения не только для автора, но и для других великих писателей и художников.

лондонский ворон - один из символов британской столицы

Корреспондент BBC Culture рассказывает историю этой харизматичной птицы.

В 2012 году в лондонском Тауэре стало на двух обитателей больше: в нём поселились вороны Джубили и Грип. Их прибытие было приурочено к 60-летию царствования королевы Елизаветы II и 200-летию со дня рождения Чарльза Диккенса.

Уже третьего ворона из Тауэра назвали в честь питомца знаменитого британского писателя. Один из его предшественников жил в крепости во время Второй мировой войны: вместе с подругой Мэйбл они стали единственными воронами, пережившими бомбардировку Тауэра.

Живший у Чарльза Диккенса ворон Грип отличался впечатляющим словарным запасом. С него был списан персонаж пятого романа Диккенса «Барнеби Радж».

28 января 1841 года Диккенс написал своему другу Джорджу Каттермолу: «Я задумал выпускать [Барнеби] только в обществе ворона, который неизмеримо мудрее его. С этой целью я изучал свою птицу и думаю, что мне удастся из неё сделать весьма любопытный персонаж».

К сожалению, Грип умер буквально через несколько недель после написания Диккенсом этого письма - скорее всего из-за того, что несколькими месяцами ранее он умудрился выпить немного краски.

У этой птицы была странная привычка: он отрывал куски крашеных поверхностей (в том числе с семейной кареты Диккенсов) и даже как-то выпил некоторое количество белой краски из банки.

Писатель был опечален потерей питомца; его смерть он описал в ироничном письме своему другу, иллюстратору Дэниелу Маклису.

По словам Диккенса, когда у Грипа начались симптомы нездоровья, позвали ветеринара: тот «дал больному основательную дозу касторки».

Сперва это, казалось, помогло. Писатель был в восторге, наблюдая ворона в привычном амплуа - птица больно ущипнула конюха, который привык к Грипу и воспринял это с пониманием.

На следующее утро Грип смог съесть «немного тёплой каши», однако его выздоровлению не суждено было продолжаться долго.

Вот что написал Маклизу Диккенс: «Когда часы пробили двенадцать, он выглядел несколько встревоженным, однако вскоре вернулся в привычное состояние. Он два или три раза прошёлся по конюшне, остановился и издал резкий звук, затем покачнулся, воскликнул: „Здорово, старуха!“ (его любимое выражение) - и умер».

«Всё это время он вёл себя на редкость стойко и хладнокровно, его самообладанию нельзя не отдать должное… Дети, кажется, обрадовались - он щипал их за лодыжки. Пытался поиграть».

«Крайне занятный»

в своем пятом романе Барнеби Радж Диккенс списал одного из персонажей со своего ворона Грипа

После смерти Грипа Чарльз Диккенс взял на замену ему двух птиц: второго ворона, также по кличке Грип, и орла. Как упоминала в своих мемуарах старшая дочь Диккенса, Мэйми, второй Грип был «озорным и нахальным».

Затем в семье появился третий Грип, которому, по словам сына писателя Генри Диккенса, удавалось настолько «доминировать» над другим питомцем семьи, большим мастиффом Турком, что собака отходила от собственной миски и позволяла ворону вытащить из неё самые лакомые кусочки мяса.

В 1842 году, во время шестимесячной поездки Чарльза и Катерины Диккенс в США (где их также сопровождал портрет детей Диккенса и Грипа кисти Маклиза), Чарльз Диккенс познакомился с Эдгаром Алланом По купить произведения и экранизации Эдгара Аллана По.

В предыдущие годы По опубликовал несколько положительных отзывов на творчество Диккенса, и когда По предложил встретиться в Филадельфии, Диккенс с удовольствием согласился.

Сохранилась лишь малая часть их переписки, однако похоже, что Диккенс предложил помочь По с поиском британского издателя (в итоге ничего не вышло).

Эдгара По впечатлили описания ворона, фигурировавшие в романе Диккенса «Барнеби Радж»; его также привёл в восторг тот факт, что ворон был списан с реальной птицы Диккенса. В своём отзыве на роман По охарактеризовал Грипа как «крайне занятного».

«Никогда»

Хотя конкретных доказательств нет, большинство исследователей творчества Эдгара По сходятся в том, что именно Грип вдохновил его на написание стихотворения «Ворон» в 1845 году.

Строки По «Из-за ставней вышел Ворон, гордый Ворон старых дней, / Не склонился он учтиво, но, как лорд, вошёл спесиво, / И, взмахнув крылом лениво, в пышной важности своей, / Он взлетел на бюст Паллады, что над дверью был моей, / Он взлетел - и сел над ней» напоминают описание ворона Барнеби из шестой главы «Барнеби Раджа».

Эдгара По впечатлили описания ворона, фигурировавшие в романе Диккенса Барнеби Радж

«Бегло обозрев позицию, бросив искоса взгляд сначала на потолок, потом на каждого из присутствующих, он слетел на пол и двинулся к Барнеби. Не прыгал и не бежал, а шагал, как щёголь в тесных башмаках, который пытается идти быстро по разбитой мостовой».

«Ворон» был опубликован всего за четыре года до таинственной смерти поэта в возрасте 40 лет. Стихотворение имело мгновенный успех и стало одним из самых популярных его произведений.

Хотя недолгая дружба с Диккенсом закончилась взаимным охлаждением, два творца остались навеки связаны благодаря своим воронам.

В 1868 году, приехав в Америку во второй раз, Диккенс почтил память своего беспокойного друга. Он навестил жившую в нищете мачеху По и дал ей «существенную сумму денег», как утверждает специалист по творчеству поэта Херб Московиц.

Стихотворение По и крылатый питомец Диккенса позднее послужили источником вдохновения для одной из самых знаменитых картин конца XIX века.

В 1891 году разочарованный Поль Гоген готовился покинуть Францию (а также жену и детей), чтобы отправиться на остров Таити. Накануне отъезда друзья устроили ему прощальный ужин в кафе «Вольтер», где читали вслух «Ворона» По.

Хотя художник отрицал, что вдохновился этим стихотворением, одна из работ Гогена 1897 года называется «Никогда» - это слово ворон повторяет на протяжении всего стихотворения.

На картине изображена сидящая птица, наблюдающая за людьми свысока; в верхнем левом углу холста написано NEVERMORE («НИКОГДА»).

В письме своему другу Дэниэлу Монфрейду, написанном в 1897 году, Поль Гоген объясняет: «Название [картины] - „Никогда“; наблюдает не ворон Эдгара По, а птица дьявола».

Художник также писал, что считает это произведение свидетельством «своего рода дикой роскоши ушедшей эпохи».

Пояснение Гогена относительно ворона имело коннотацию, которой он, не будучи носителем английского языка, знать не мог: слово dickens использовалось в качестве синонима слова «дьявол» как минимум с XVI века. В частности, оно встречается у Шекспира в «Виндзорских насмешницах» купить произведения и экранизации Уильяма Шекспира.

хотя Поль Гоген отрицал, что Ворон вдохновил его, одна из работ художника 1897 года называется Никогда

Гогеновское полотно «Никогда» можно увидеть в лондонском Институте искусства Курто. К сожалению, местонахождение оригинального манускрипта «Ворона» - такая же загадка, как и обстоятельства смерти Эдгара Аллана По.

После смерти ворона Чарльз Диккенс воспользовался услугами таксидермиста, который набил чучело Грипа и посадил его во внушительный ящик с деревянной рамой и стеклянными стенками. Писатель повесил его над своим столом, чтобы Грип мог наблюдать за его работой.

После смерти Диккенса в 1870 году его имущество ушло с молотка; Грипа купил американский коллекционер предметов купить предметы коллекционирования, связанных с Эдгаром По - полковник по имени Ричард Гимбел.

Сегодня самого первого Грипа можно увидеть в Филадельфийской публичной библиотеке.

Современный Грип, Джубили и другие королевские вороны целый день гуляют по лондонскому Тауэру, обращая мало внимания на тысячи желающих их сфотографировать.

Ночью вороны спят парами в клетках, защищающих их от притязаний тауэрских лис (на чьём счету уже есть несколько воронов, в том числе один из предшественников Грипа).

Внутри клеток - ветки, на которых вороны могут устроиться, и зеркала; считается, что вороны - одни из немногих животных, способных узнать своё отражение.

Отвечает за птиц бифитер Крис Скэйфи, занимающий почётную должность «воронмейстера» (Ravenmaster). Вороны дёргают его клювами за униформу, едят из его рук и прогуливаются вместе с ним по крепости.

Существует два распространённых мифа относительно воронов из Тауэра: первый - о существовании древнего пророчества, гласящего, что если вороны улетят из Тауэра, Лондон разрушится.

Согласно второму мифу, птицам обрезают крылья, чтобы они не улетели. Мы знаем наверняка, что второй миф не соответствует истине: воронам не обрезают крылья и они все способны летать.

Бывали случаи, когда отдельные вороны улетали на несколько дней в поисках приключений, но всегда возвращались.

Что же касается «древнего» пророчества, оно якобы существует уже много столетий. На самом же деле этот миф появился лишь во время Второй мировой войны - когда Грип и Мэйбл чудом спаслись от бомб Люфтваффе.

© Люсинда Хоксли

Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-, ссылка на сайт обязательна