Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

05/08/2011 Как война язык обогащает
Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

На сайте Би-би-си - Русская служба была опубликована статья о влиянии войн на английский язык купить учебники и пособия по английскому языку.

Ниже статья приведена полностью.

«Ты что, не знаешь, что идёт война?» - так называется вышедшая только что в свет книга британского журналиста Найджела Риса.

Название броское, но не очень ясное. Проясняет подзаголовок - «Слова и фразы из двух мировых войн».

«Меня всегда интересовали лозунги и крылатые выражения, - начал свой рассказ об идее возникновения книги в интервью „Пятому этажу“ её автор Найджел Рис. - Поразительно, сколько их появилось в результате двух мировых войн. Наверное, это неизбежно. Во время таких обширных конфликтов, с вовлечением множества армий и стран, языку приходится приспосабливаться к ситуации».

Найджел ведёт программу на радио Би-би-си, которая называется «В кавычках». «Это программа-викторина о цитатах и высказываниях, - говорит он. - Она существует уже 35 лет, и за это время я неизбежно сталкивался с огромным количеством материала такого рода. У меня уже было написано несколько книг, вот я решил: „Почему бы мне не написать книгу о высказываниях времён мировой войны?“ Так всё и произошло».

Богатое наследие

При всей очевидности и притягательности для читателя этой темы, при всём богатстве слов и выражений, вошедших в язык каждой страны, прошедшей две мировые войны, - это относится и к Британии, и к России, и к Германии, и к Франции, книга Найджела Риса - первая попытка собрать богатое лингвистическое наследие двух мировых войн. По крайней мере, в Британии.

Если полистать книжку, то встретишь немало крайне любопытных слова и выражений.

Некоторые из них очень образные. Ну вот, например: All Quiet in the Western Front - «на западном фронте без перемен» купить книгу На Западном фронте без перемен Э.М. Ремарка, вошедшее во всеобщее обращение благодаря роману Эриха Марии Ремарка.

Angel of Death - ангел смерти - так называли зловещего доктора Йозефа Менгеле, «прославившегося» зверскими опытами над евреями в нацистских концлагерях. Или ещё более зловещее Final Solution - Окончательное решение - так нацисты, как известно, называли свою программу полного истребления евреев.

Некоторые слова, наоборот, совершенно конкретные - обозначают вещи, предметы и явления, которые вошли в жизнь в результате войны - ну например, gas mask - противогаз, goose step - гусиный шаг - так назывался церемониальный марш немецких солдат.

Или, скажем, фюрер - тут всё понятно и одинаково, что по-английски, что по-русски, так как слово это пришло из немецкого. Вообще, как рассказывает Найджел Рис, немецких заимствований в книге немало.

Заимствования и лозунги

«В основном, конечно, я опирался на слова и фразы английского языка. Но, конечно, не обошлось и без многочисленных заимствований, - рассказывает Рис. - Например, слово „блиц“, которым стали обозначать бомбардировку британских городов нацистской авиацией летом и осенью 1940 года - изначально немецкое слово».

этот усатый джентльмен - командующий британской армией времен Первой Мировой лорд Китченер

«Или слово „фриц“ - обычное немецкое имя, которым стали обозначать врага. Таких заимствований немало», - продолжает он.

Разумеется, аналогичные процессы - иногда буквально такие же, как в случае со словом «фриц», - происходили и в русском языке. Интересно при этом, что во Франции, в отличие от Британии и СССР, немецких солдат называли не «фрицы», а «боши».

Или, например, такие, популярные в детских играх вплоть до 60-х годов немецкие слова и выражения, как «Ахтунг!» или «Хенде хох!»

Немалую часть книги - причём очень интересную - составляют лозунги времён мировых войн.

«Во время Первой мировой войны лозунги в Великобритании главным образом призывали людей вступать в армию и воевать, - рассказывает Найджел Рис. - Есть знаменитый плакат, на котором тогдашний командующий британской армией лорд Китченер строго смотрит на вас, вытянув вперёд руку с указательным пальцем. Под плакатом подпись: „Ты нужен стране!“ Этот плакат широко известен в наши дни, в многочисленных переработках и вариациях. Были и другие подобные плакаты, которые призывали записываться в армию и идти воевать».

«Во Вторую мировую войну появились лозунги практичные, призывающие людей к обычным, но важным на тот момент действиям, - продолжает он. - Был, например, такой лозунг - „Копай для победы“. Он призывал людей самостоятельно выращивать овощи, заводить сады и огороды, чтобы прокормить себя и помочь армии. Было много предупреждающих, предостерегающих лозунгов, которые призывали людей не болтать много о том, что они делают. Например „Вражеские уши слушают“. Или - „У стен есть уши“. Размещались на плакатах или в кино в рекламных роликах перед фильмом».

Конечно же, и мы можем вспомнить наши собственные аналоги тех лозунгов, о которых говорит Найджел. Из тех, которые призывали воевать: «Родина мать зовёт!» или же грозный указующий перст красноармейца с вопросом-упрёком: «А ты записался добровольцем?!» Если вспомнить предостерегающе-предупреждающие - «Болтун - находка для шпиона» и так далее.

Критика и ирония

В тоталитарном Советском Союзе шутить с подобными вещами было, конечно, невозможно. Любое отношение к ним, как и к стоящим за ним реалиями, кроме благоговейно-почтительного было чревато лагерем, если не расстрелом.

лозунг Копай для победы призывал англичан самостоятельно выращивать овощи, чтобы прокормить себя и помочь армии

Британия, хоть и переживала тоже суровую военную пору, оставалась при этом страной демократичной, и дух эдакого бунтарско-непослушного отношения к власти всегда был характерен для британцев. Были ли проявления несколько иного, иронично-критического отношения к таким лозунгам?

«Да вы правы, британцы действительно, не очень любят, когда им указывают что они должны думать, и как они должны чувствовать - в особенности, если эти указания делаются в виде лозунгов на плакатах, - отвечает на этот вопрос Найджел. - Лучший пример такого критически-сатирического отношения дал Джордж Оруэлл в своём романе „1984 год“ купить книги Джорджа Оруэлла. Придуманные им и использованные в романе всевозможные абсурдные лозунги типа „Война - это мир“, „Свобода - это рабство“, „Незнание - сила“ - не что иное, как сатира не только на сталинский СССР, но и на проявления присущей ему негибкости и лицемерия, которые Оруэлл ощущал и в Британии военной поры».

«Или вот ещё пример - бытовавший в годы войны лозунг „Твоё мужество, твоя смелость, твоя решимость приведут нас к победе“ подвергся жёсткой критике на страницах газеты Times. В редакционной статье газеты этот лозунг был назван вялым и бессодержательным и вызывавшим реакцию противоположную той, на которую рассчитывал. Да, британцы всегда относились к таким вещам критически», - говорит журналист.

«Ты что, не знаешь, что идёт война?»

А что же название книги: «Ты что, не знаешь, что идёт война?» Откуда оно?

«Поговорка „Ты что, не знаешь, что идёт война?“ - рассказывает Найджел Рис, - широко использовалась в годы Второй мировой войны. Если кто-то жаловался, скажем, на нехватку еды, других привычных вещей ему отвечали: „Ты что, не знаешь, что идёт война?“. Я кстати обнаружил, что это выражение применялось ещё в годы Первой мировой войны. Люди тогда говорили: Помни, идёт война, или что-нибудь другое в таком же духе. Это как раз пример очень хорошей фразы, точного и меткого ответа тем, кто вёл себя не так, как подобает в военное время».

«Есть и другой лозунг, характерный уже для послевоенного времени, для конца 40-х годов: „Война кончилась, ты, что не знаешь?“ Здесь уже сквозит явная ирония, - улыбается Найджел. - Например, если тебе давали слишком маленький кусочек еды или наливали не полный стакан вина или пива, можно было сказать „Война кончилась, ты что не знаешь?“ Очень интересно, как эти фразы возникли в обстоятельствах военного времени и сохранили своё значение и по сей день».

Вторая жизнь

Некоторые лозунги времён войны, с тех забытые, вдруг в современной жизни начинают обретать новую, совсем иную жизнь. Лучший пример тому – лозунг Keep Calm and Carry On (Сохраняй спокойствие и продолжай жить).

свою популярность лозунг Keep Calm and Carry On обрел спустя десятилетия после войны

Появился он впервые на плакатах в 1939 году и призван был поднять дух британцев на случай казавшегося тогда вполне возможным германского вторжения на острова. И хотя отпечатано тогда было два с половиной миллиона таких плакатов, распространено было совсем немного, и большой популярностью или даже известностью в годы войны он не пользовался.

В 2000 году его обнаружили в одном из букинистических магазинов купить антикварные книги, и так как авторские права со временем истекли (тем более, что автор плаката и по сей день остаётся неизвестен), его стали тиражировать, и внезапно он обрёл в стране массовую популярность. Его можно увидеть на майках, кружках, ковриках и т.п. Появились даже выполненные в аналогичном визуальном стиле, только с короной вверх тормашками, пародии: «Паникуй и сходи с ума».

Вот какое высказывание об этом лозунге британского социолога Лесли Принса приводит в своей книге Найджел Рис: «Это не что иное, как тихий, спокойный, авторитетный, несуетливый голос разума. Он как бы говорит, что где-то есть кто-то, кто знает и понимает, что происходит, и что все, в конечном счете, будет хорошо».

© Александр Кан

Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-, ссылка на сайт обязательна