Агентство Лангуст [переход на главную]

05/12/2011 Домашнее насилие в Грузии - вершина айсберга
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о насилии над женщинами в Грузии экскурсии на русском языке по Грузии.

Ниже материал заметки приведён полностью.

Несмотря на активность гражданского сектора и правительства в борьбе с домашним насилием, большая часть грузинских женщин считают, что происходящее в семье должно оставаться лишь в стенах дома.

26-летняя Майя (имя изменено) вынуждена с двумя малолетними детьми жить в одном из центров для жертв домашнего насилия.

78% женщин считают, что проблемы должны решаться лишь внутри семьи

«Я терпела побои от мужа в течение десяти лет, - рассказывает она. - Я старалась сохранить семью, старалась ради детей, но я просто больше не могла терпеть… Я боюсь, что он найдёт меня».

Её история похожа на рассказы сотен женщин, которые в поисках защиты обращаются в неправительственные организации и государственные органы.

Однако, по словам правозащитников, те, кто обращается за помощью, - это лишь вершина айсберга. Многие женщины в Грузии предпочитают утаивать факты насилия в их семьях.

Согласно исследованию Фонда ООН для деятельности в области народонаселения (UNFPA), проведённому в 2009 году, в Грузии каждая 11-я замужняя женщина является жертвой физического насилия.

При этом 78% женщин считают, что проблемы должны решаться лишь внутри семьи, а 34% - оправдывают избиение жены в некоторых случаях и не считают такие действия противозаконными.

Преступление и наказание

Закон «О пресечении насилия в семье, защите и помощи жертвам семейного насилия», принятый в Грузии в 2006 году, стал значительным прорывом в решении проблемы бытового насилия в Грузии.

Сегодня, по словам юристов, в большинстве случаев семейного насилия инструментом для защиты жертвы от насильника является выдача охранного или сдерживающего ордера. В случаях физического насилия речь может идти и об уголовной ответственности насильника.

Председатель парламентского совета по гендерному равноправию Русудан Кервалишвили говорит, что в настоящее время ведутся консультации относительно ратификации Конвенции по предотвращению семейного насилия и борьбе с насилием над женщинами.

Конвенция, принятая весной этого года Советом Европы, предусматривает криминализацию различных форм семейного насилия. Грузия пока не присоединилась к списку стран, подписавших этот документ.

Однако, по мнению некоторых экспертов, криминализация семейного насилия может привести к ещё большой скрытности жертв семейного насилия.

«Уголовное преследование имеет как положительные, так и отрицательные стороны, - говорит руководитель проекта развития в интересах грузинских женщин в рамках Фонда ООН Ирина Джапаридзе. - С одной стороны, благодаря этому всё больше насильников подвергаются наказанию, однако это может ещё более сократить выявление таких фактов».

Страх перед тюремным заключением, которое может грозить её мужу, удерживает Диану от звонка в полицию.

За 18 лет совместной жизни со своим супругом ей не раз приходилось по несколько дней прятаться от соседей и знакомых из-за синяков на лице и следов побоев. Но она ни разу не обратилась за помощью к правоохранительным органам.

«У меня двое детей, - говорит она.- Я вызову патруль, а вдруг его посадят? Тогда мои дети останутся голодными… Тем более жалко мне его всё-таки».

74% жертв семейного насилия не вызывали полицию и лишь 10% женщин обращалась к психологу запись на приём к врачам или социальному работнику, согласно исследованию, проведённому в 2010 году «Национальной сетью против насилия в Грузии» и Институтом открытого общества Эстонии.

Без крыши над головой

Отношение общества к вопросам семейного насилия является одним из самых больших препятствий в борьбе с бытовым насилием в Грузии, считают правозащитники.

По словам психолога женского консультационного центра «Сахли» Русудан Пхакадзе, стыд и опасение осуждения со стороны общества вынуждают многих женщин молчать и терпеть унижения.

«Они боятся остаться одни, боятся того, что скажут люди, - говорит она. - Все ещё существует стереотип, что если женщину бьют и оскорбляют, значит она в чём - то провинилась и как-то это заслуживает».

Многие, по словам правозащитников, продолжают жить с насильником, опасаясь остаться без крыши над головой. Юрист организации «Национальная сеть против насилия» Манана Пурцхванидзе говорит, что в вопросе семейного насилия немалую роль играет имущественный вопрос.

«Женщина, которая является жертвой домашнего насилия, часто остаётся на улице, - говорит она. - Если её не принимают родные, а имущество принадлежит её супругу или его родителям, фактически, она и её дети остаются на улице».

В Грузии сегодня функционируют два государственных центра для жертв насилия, а также несколько убежищ неправительственных организаций.

По словам председателя государственного координационного совета по борьбе с домашним насилием Лали Папиашвили, в этих центрах жертвы получают медицинскую, юридическую и психологическую помощь.

Первоначально женщину помещают в такой центр на три месяца, однако если она за этот период не может урегулировать отношения с семьёй и ей некуда идти, этот срок продлевается, говорит она.

Согласно, отчёту омбудсмена («народного защитника») за 2010 год, несмотря на усилия, направленные на то, чтобы по истечении трёх месяцев не оставить жертву без крыши над головой, такая перспектива пугает многих женщин. После консультации они возвращаются к насильнику и смиряются со своим положением.

© Нина Ахметели

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна