Агентство Лангуст [переход на главную]

07/04/2014 По словам учёных, просмотр информации в интернете ослабляет способность к вдумчивому чтению
Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU

На сайте INOPRESSA.RU была опубликована заметка о влияние интернета на восприятие информации.

Ниже материал заметки приведён полностью.

Специалисты предостерегают: по-видимому, у людей сейчас формируется «цифровой мозг» - новые цепи нейронов, отвечающие за чтение информации «по диагонали» в интернете, повествует The Washington Post.

Этот альтернативный способ конкурирует с традиционными механизмами вдумчивого прочтения, сложившимися за несколько тысячелетий, поясняет журналист Майкл С. Розенуолд.

«Боюсь, что наша манера поверхностного чтения в течение рабочего дня влияет на нас, когда нам нужно более глубоко обрабатывать прочитанное», - говорит Марианн Вулф, когнитивный нейролог из Университета Тафтса, один из ведущих специалистов по механизмам чтения в мире.

пока не появился интернет, чтение было преимущественно линейным - страница за страницей

Важно разобраться, чем именно различаются чтение в сети и на бумаге. По некоторым сведениям, текст на бумаге легче усваивается. Звучат опасения, что у маленьких детей, которые легко управляются с электронными гаджетами купить смартфоны, планшеты и гаджеты, может забуксовать развитие навыков вдумчивого чтения.

«Головной мозг пластичен на всём протяжении своей жизни, - говорит Вулф. - Мозг постоянно адаптируется».

В 2013 году Вулф обнаружила, что её мозг адаптировался не так, как бы ей хотелось. Просидев весь день в интернете и просмотрев сотни электронных писем, она раскрыла «Игру в бисер» Германа Гессе купить произведения Германа Гессе - и обнаружила, что читать не может. «Пробраться через первую страницу - это была просто пытка. Я не могла заставить себя читать помедленнее - перепрыгивала через строчки, высматривала ключевые слова, организовывала движения моих глаз так, чтобы собрать максимум информации в максимальном темпе. Я возненавидела себя», - рассказывает Вулф.

Головной мозг изначально не был предназначен для чтения, но с появлением письменности адаптировался к этой задаче, поясняет автор. Пока не появился интернет, чтение было преимущественно линейным - страница за страницей.

В интернете всё иначе. «Поскольку там повсюду масса информации, гиперссылок, видеозаписей рядом с текстом и интерактивных элементов, наш мозг ищет „короткие пути“ - просматривает страницы по диагонали, вычленяет ключевые слова, быстро прокручивает текст вверх и вниз. Это нелинейное чтение», - говорится в статье.

Учёные полагают, что у некоторых людей нелинейный способ чтения вторгается и в другие сферы. Когда садишься почитать роман купить собрания сочинений, оказывается, что в тебя уже глубоко въелись «привычки перепрыгивать, кликать, ходить по ссылкам», поясняет журналист Эндрю Диллон (Техасский университет). «Мы вступили в новую эру информационного поведения и начинаем наблюдать её последствия», - добавляет он.

31-летний финансовый аналитик Брэндон Эмброз упустил из виду несколько ключевых сюжетных узлов прочитанного романа. Оказывается, он просеивал текст в поисках конкретных моментов, совсем как выискивает ключевые факты на работе. «Такое ощущение, что мы больше не созданы для чтения романов», - жалуется Эмброз.

47-летний Рамеш Куруп обнаружил, что ему вообще трудно читать длинные сложноподчинённые предложения в книгах Джордж Элиот купить произведения Джордж Элиот, Пруста купить произведения Марселя Пруста и т.п. В интернете фразы обычно короче, а дополнительная информация содержится в гиперссылках, говорится в статье.

Вулф подтверждает: многие современные студенты в США не способны читать классику XIX-XX века купить произведения классической прозы и поэзии - «то ли не хотят, то ли не могут иметь дело со сложным синтаксисом и построением фраз».

Вулф сетует, что современные люди утрачивают сложный синтаксис, а ведь это «отражение наших запутанных мыслей». «Боюсь, мы утратим способность выражать сложные мысли или читать сложную прозу».

В 2012 году в Израиле был проведён эксперимент: студенты инженерного факультета должны были за ограниченное время прочесть один и тот же текст на мониторе купить монитор и на бумаге. Студенты полагали, что лучше усваивают информацию с экрана, но оказалось, что с бумажным текстом понимание и изучение идёт легче, сообщает корреспондент.

Учёные отмечают, что оба способа чтения имеют свои плюсы, и мозг в потенциале может освоить оба.

Вулф советует одновременно учить детей «медленному чтению» бумажных книг и погружать их в мир цифровой информации. Свой мозг она тоже тренирует: заставила себя всё-таки прочесть «Игру в бисер». «Я потратила две недели, но к концу второй недели более-менее выздоровела и смогла получить удовольствие от чтения».

© Майкл С. Розенуолд

Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна