Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

07/10/2015 Почему японские дети могут ходить в школу одни
Впервые опубликовано на сайте inoСМИ.Ru

На сайте inoСМИ.Ru была опубликована заметка о безопасности в Японии.

Ниже материалы заметки приведены полностью.

Такое часто можно увидеть в японском общественном транспорте: дети в одиночку или небольшими группами идут по вагонам поездов в поисках свободных мест.

по дороге в японскую школу

На ногах у них гольфы, до блеска начищенные кожаные туфли, а сами они одеты в клетчатые джемперы и широкополые шляпы с завязанными под подбородком ремешками. К рюкзакам у них пришпилены проездные билеты. Это зачастую дети шести-семи лет, которые идут в школу или возвращаются оттуда домой. И рядом с ними нет ни одного провожатого.

В популярном телешоу под названием «Моё первое поручение» показаны дети двух- трёхлетнего возраста, которых посылают сделать что-то для своей семьи. Пока они нерешительно идут в овощной магазин или в булочную, их тайком снимают на камеру. Это шоу идёт на телевидении более четверти века.

12-летний Каито самостоятельно ездит на поезде между домами своих разведённых родителей с девяти лет. «Сначала я немного боялся, - признаётся он, - потому что не знал, смогу ли ездить на поезде один. Но боялся совсем чуть-чуть».

А теперь всё легко и просто, заявляет он. Его родители сначала тоже отпускали сына с опаской, но потом привыкли, почувствовав, что он достаточно взрослый. А ещё потому, что так ездят очень многие дети, делая это вполне благополучно.

«Честно говоря, тогда я подумала, что поезда у нас безопасные, приходят они вовремя, ориентироваться там легко, а Каито - умный мальчик», - говорит его мачеха. (Родители попросили не называть его фамилию и их имена в интересах неприкосновенности частной жизни).

«Я ездила на поезде в Токио, когда была даже моложе его, - вспоминает мачеха. - У нас в то время не было сотовых телефонов купить смартфон, но мне всё равно удавалось вполне успешно добраться из пункта А в пункт Б. А теперь, если ребёнок потеряется, он может нам позвонить».

Чем объясняется столь необычная самостоятельность? Это не уверенность в себе, а «групповое доверие», говорит специалист по антропологии культуры Дуэйн Диксон, посвятивший свою диссертацию японской молодёжи. «Японские дети очень рано к этому привыкают, и они могут позвать на помощь любого», - объясняет он.

Это доверие укрепляется в школе, где дети по очереди убирают посуду и подают обед, заменяя взрослый обслуживающий персонал. «Таким образом, идёт распределение труда между детьми, они учатся самостоятельности и разной работе, например, мытью туалетов», - говорит Диксон.

ограниченное городское пространство, привычка к ходьбе и к использованию общественного транспорта формируют безопасную среду и ощущение безопасности

Ответственность за общее пространство ведёт к тому, что дети гордятся своим правом собственности и вполне конкретно понимают последствия беспорядка, поскольку убирать им придётся самим. Такая этическая норма распространяется на все места общего пользования (это одна из причин, почему японские дети в целом такие чистые). Оказавшийся в толпе ребёнок знает, что коллектив в чрезвычайной ситуации обязательно ему поможет.

В Японии очень низкий уровень преступности, и это, несомненно, главная причина того, что родители спокойно и уверенно отпускают детей на улицу одних. Вместе с тем, ограниченное городское пространство, привычка к ходьбе и к использованию общественного транспорта также формируют безопасную среду, и что не менее важно, ощущение безопасности.

«Общественное пространство хорошо просчитано. Это старое пространство, человеческих размеров, помогающее контролировать потоки людей и скорость», - отмечает Диксон. В японских городах люди привыкли ходить повсюду пешком, а общественный транспорт подавляет автомобильную культуру. В Токио половина всех передвижений осуществляется на поезде или в автобусе, а четверть - пешком. Водители привыкли к совместному использованию дорожного полотна и уступают дорогу пешеходам и велосипедистам.

Мачеха Каито говорит, что она не разрешила бы девятилетнему ребёнку самостоятельно ездить в лондонском или нью-йоркском метро - только в токийском. Нельзя сказать, что подземка в японской столице стопроцентно безопасна. Там, например, имеется устойчивая проблема приставания к женщинам и девушкам, из-за чего с 2000 года на некоторых ветках метро действуют вагоны только для женщин. Тем не менее, многие городские дети продолжают самостоятельно ездить в школу и выполнять поручения в своём округе без пристального надзора со стороны взрослых.

Предоставляя им такую свободу, родители оказывают большое доверие не только детям, но и всему обществу. «Многие дети во всём мире самостоятельны, - замечает Диксон. - Но у меня есть такое подозрение, что людей с Запада в Японии очень интригует это чувство доверия и сотрудничества, которое люди проявляют без слов и по собственной инициативе».

© Селена Хой

Впервые опубликовано на сайте inoСМИ.Ru

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-2017, ссылка на сайт обязательна