Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

09/03/2017 Африка в 10 вопросах
Впервые опубликовано на сайте проекта Arzamas

На сайте проекта Arzamas была опубликована авторская статья об Африке.

Ниже материалы статьи приведены полностью.

Правда ли, что африканцы едят бананы, почему близнецов и альбиносов считают колдунами, в чём ошибались первые европейцы, попавшие на континент, тайна местных языков и другие вещи, которые нужно знать об Африке.

бушмены разводят огонь

1. Правда ли, что история человечества началась в Африке?

Современная наука полагает, что биологический вид Homo sapiens происходит из Восточной Африки. Именно здесь, в центральной части Восточно-Африканской рифтовой долины, на территории Южной Эфиопии, Кении или Танзании, много тысячелетий назад родился первый человек, генетическое и физическое строение которого в целом соответствовало современному.

Генетические исследования доказывают, что все люди на Земле происходят именно от него (вернее, от них - ведь первых людей явно было двое). Эта милая пара, как полагают, проживала в высоких травах восточноафриканской саванны примерно 200 тысяч лет назад.

Оба наших первопредка были чернокожими: согласно правилу Глогера, уровень пигментации кожи человека зависит от тепла и влажности окружающего климата, так что жившие в Африке первые люди должны были обладать тёмной кожей, как и сегодняшние африканцы. В то же время монголоидные и европеоидные обладатели светлой кожи растеряли свой пигмент в ходе тысячелетий, проведённых вдали от яркого солнца, в умеренных широтах. Но это случилось значительно позже эпохи первых людей: лишь спустя сто тысяч лет после генетических Адама и Евы их потомки вышли из Африки, чтобы отправиться в своё великое путешествие по планете поиск, подбор и бронирование отдыха online.

2. Всегда ли Сахара была великой пустыней?

Когда-то Сахара была ещё больше нынешнего. Но окончание последнего лёдникового периода, ознаменованное в умеренных широтах вымиранием мамонтов и других крупных травоядных, в Африке выразилось в повышении уровня влажности и росте земель, пригодных для расселения человека.

Спустя всего лишь пару тысячелетий (для древнего человека не срок) после начала этого влажного периода Сахара по-настоящему зацвела: редкие оазисы превратились в плодородные долины, по ним потекли широкие полноводные реки, а крупнейшее озеро Центральной Африки - Чад - увеличилось в размерах почти в восемь раз. Всё это позволило неолитическому жителю Африки довольно быстро заселить Сахару. Когда примерно 7-9 тысяч лет назад в регионе Плодородного полумесяца, включающего Переднюю Азию и долину Нила, люди нашли способы возделывать первые зерновые культуры (пшеницу, ячмень, просо) и одомашнили скот, эти новейшие технологии того времени довольно быстро распространились по Африке к северу от экватора.

В дальнейшем Сахара вновь начала пересыхать и постепенно вернулась к исходному пустынному состоянию. Но нет худа без добра: переместившись в долину Нила, выходцы из неё создали первую на Земле цивилизацию - древнеегипетскую.

3. Давно ли африканцы питаются бананами?

Стереотипное убеждение, что африканцы жили исключительно промыслом падающих с неба бананов и манго, не соответствует действительности.

Ни бананы, ни манго, как это ни удивительно, не являются местными культурами и были завезены в Африку сравнительно недавно. Бананы, например, приплыли вместе с переселенцами с островов Индонезии.

Зато африканцы придумали свои собственные сельскохозяйственные культуры: в Западной Африке одомашнили ямс (до сих пор весьма распространённое там кушанье), дикий рис (не тот, что в Азии, но тоже очень вкусный), различные виды проса и масличную пальму. Весьма вероятно, что в Африке был приручён и особый вид диких копытных - предки сегодняшних длиннорогих коров африканской саванны.

4. Действительно ли в Тропической Африке не существовало государств до прихода первых европейцев?

Так думали только сами первые европейцы. Когда в 1871 году на юге Африки были обнаружены гигантские руины Большого Зимбабве, учёные, путешественники и миссионеры, приезжавшие осматривать их, решили, что Зимбабве ни в коем случае не могли построить африканцы. В европейских географических обществах говорили о том, что строителями столь масштабного каменного города должны считаться египтяне, римляне, финикийцы, арабы; что гранитная башня является акрополем древних греков, а овальный храм - руиной легендарных «копей царя Соломона». Лишь проведённые здесь позднее работы историков, археологов и этнографов доказали: Большой Зимбабве был столицей мощного южноафриканского государства, созданного народом шона в XII-XIV веках.

В Западной Африке с древности существовали государства, по могуществу превосходившие тогдашние европейские королевства. Например, империя Гана, о которой арабские путешественники писали, что «золото там растёт, как морковь, и собирают его на восходе солнца». Или империя Мали, чей повелитель Муса в 1324 году отправился в паломничество в Мекку, захватив с собой ни много ни мало тринадцать тонн золота для раздачи жителям ближневосточных городов. После его визита цены на жёлтый металл в Египте и на Ближнем Востоке обрушились минимум на десятилетие. И наконец, крупнейшая из западноафриканских империй - Сонгай, по размеру немногим превосходившая всю Западную Европу.

Восточная Африка видела славу и мощь Эфиопии, богатства городов-государств Занзибара и Килвы. На юге процветали государства Конго и Мономотапа. К началу раздела Африки европейцами в 1870 году на территории континента находилось не менее 40 вполне сформировавшихся государств - почти столько же, сколько сегодня.

5. Сколько рабов было вывезено из Африки?

Обычно называют цифру 10-12 миллионов человек, проданных в рабство из Западной, Южной и Восточной Африки в период с XVI по XIX век. Точные цифры вряд ли могут быть установлены, тем более что не менее 10-15 % рабов умирали ещё в пути через океан.

Но несчастных везли не только на американские плантации. В Индийском океане давние традиции работорговли получили дополнительный стимул, и в XV-XVIII веках постоянно рос объём вывоза рабов с восточного побережья Африки в Персию, Аравию и Индию.

Экспорт невольников через Сахару в Египет и на Ближний Восток тоже не ослабевал: почти 90 % евнухов, ценившихся при дворах ближневосточных султанов и эмиров, вывозились в обмен на оружие из империи Канем-Борну, раскинувшейся по берегам озера Чад. Хороший евнух на Ближнем Востоке ценился в десять раз выше самых прекрасных рабынь.

Торговля людьми в равной мере лежала на совести как продавца, так и покупателя.

Европейские державы редко захватывали рабов самостоятельно - в этом не было необходимости, ведь их охотно выставляли на продажу вожди прибрежных княжеств и племён, прекрасно понимавшие, что отправляют своих ближних на вечную каторгу или смерть. Мы не знаем, сколько из них испытывали при этом муки совести. В Африке продажа в рабство вообще не считалась преступлением, эта традиция существовала здесь тысячелетиями и была пресечена лишь после того, как в середине XIX века торговля и владение людьми были объявлены вне закона в государствах Европы - Англии и Франции, а затем и в США. Последней страной, где рабство было законодательно запрещено, стала именно та, что осталась вне европейского контроля, - Эфиопия. Рабство было отменено там лишь в 1942 году. Но и сегодня в некоторых районах континента, где центральная власть по-прежнему слаба, бытовое рабство продолжает существовать.

6. Сколько в Африке народов и языков?

Современная наука насчитывает на континенте не менее 2000 самостоятельных языков, притом, что грань между языком и диалектом весьма размыта, а многие из них ещё толком не изучены. Нередко язык распространён не больше чем на пять-шесть деревень, и некоторые страны довольно скромного размера, например, Камерун, населены народами, говорящими на нескольких сотнях языков. А народов (или этнических групп, как их точнее можно назвать) в Африке может быть вдвое или втрое больше. Неудивительно поэтому, что большинство африканцев с детства свободно владеют несколькими языками: своим собственным, парочкой соседских, престижным языком всего региона, а также колониальным - английским, французским или португальским, на котором идёт преподавание в школах и транслируются телепередачи.

Учёные, впрочем, полагают, что всё это языковое многообразие происходит всего лишь от четырёх великих языков-предков и, таким образом, может быть объединено в четыре крупные семьи: афразийскую (преимущественно в Северной и Восточной Африке), нигеро-конголезскую (в Западной и Южной Африке), нило-сахарскую (в Восточной и Центральной Африке) и койсанскую - самую загадочную семью языков.

7. В чём загадка «щёлкающего» языка бушменов?

Самой небольшой - всего 30 языков, - но зато и самой необычной языковой общностью Африки является койсанская, на языках которой говорят живущие в южной части континента скотоводы-готтентоты (они называют себя кхой) и полукочевые охотники и собиратели - бушмены (сан). Койсанцы представляют собой одну из самых интересных загадок Африки, и не только в области языка, но и происхождения. Согласно исследованиям генетиков, по своему строению геном койсанца резко противостоит геному всех остальных людей на Земле. Это может свидетельствовать о том, что предки бушменов и готтентотов были первой ветвью, отделившейся от родословного дерева всего человечества.

Койсанские языки прославились своими знаменитыми «щёлкающими» согласными. Эти звуки действительно уникальны. Пощёлкивания языком «ц-ц-ц», которые мы слышали от бабушки в качестве порицания за досрочно съеденное варенье, или щелчок языком о задние зубы, которым наездник подгоняет своего впавшего в задумчивость скакуна, мы не рассматриваем как звуки русского языка и не используем их в словах. В койсанских же языках эти и другие щелчки (лингвисты называют их кликсами, от англ. clicks - «щелчки»), производимые с помощью губ, языка, нёба и зубов, могут формировать целые слова и даже более частотны, чем обычные согласные звуки. Кликсы бывают губными (похож на звук сухого поцелуя), зубными (как раз тот самый бабушкин звук с однозначным «не балуйся»), палатальными (задняя часть языка соприкасается с нёбом), альвеолярными (кончик языка прикасается к альвеолам над верхними зубами) и боковыми (участвуют язык, задние зубы и щека, это и есть звук жокея). Перечисленные пять кликсов называют «основами», однако в большинстве койсанских языков к ним присоединяется ещё и артикуляция, в которой участвуют голосовые связки, - и иногда количество этих артикуляций (или «исходов») едва не достигает двух десятков. Так что, например, в языке бушменов къхонг насчитывают не менее 70 щёлкающих звуков.

О происхождении кликсов имеются различные гипотезы: весьма вероятно, что эти звуки были обычными для языка первобытного человека, а впоследствии исчезли везде, кроме Африки. Но не менее удивительным, чем щёлкающие звуки, кажется и набор гласных в койсанских языках. В том же къхонг, по некоторым подсчётам, гласных звуков 88 (в русском всего шесть). Они могут быть долгими, краткими, носовыми, произносимыми с гортанной и заднеязычной артикуляцией. Особую серию составляют так называемые шёпотные гласные, требующие заметно меньшего участия голосовых связок при произнесении. Лингвисты теряются в поисках ответа на вопрос, какую роль играет такое количество гласных звуков для функционирования языка и почему нельзя было обойтись их меньшим количеством. Возможно, эти загадки и есть следствие глубокой древности языка койсанцев, который некоторые учёные склонны считать остатком самого первого языка человечества.

8. Во что верят африканцы?

Несмотря на то что сегодняшняя Африка почти поровну разделена между христианами и мусульманами, ни те ни другие никогда не утрачивали своих древних традиций. Жители Тропической Африки издавна не отличались особой преданностью одной религиозной системе и не привыкли к суровым тоталитарным догмам религии, так полюбившимся европейцам или жителям Ближнего Востока.

Ещё средневековые арабские хроники с горечью констатировали, что даже правители исламских государств Африки, формально приняв новую веру, продолжали участвовать в традиционных церемониях и не стесняли себя в еде в течение священного месяца Рамадан. Они пренебрежительно относились к необходимости пятикратных ежедневных молитв и не понимали, зачем ограничивать себя четырьмя жёнами, когда можно завести сто сорок четыре. В XIV веке мусульманин Ибн Баттута с возмущением писал о том, как дочери африканских правителей-мусульман танцевали на улицах города, не только не закрывая лиц, но и вообще обнажёнными. Крестьяне же в массе продолжали придерживаться религии своих предков, и если даже ходили в мечеть, то от прежних верований отказываться вовсе не спешили.

Да и сегодня почитание предков, духов природы (камни, деревья и рощи, реки и озера), священных тотемных животных прекрасно уживается с посещением церкви или мечети. Многие африканцы полагают, что Христос выполняет просьбы безвозмездно, но не всегда и не сразу, тогда как местный дух Зангбето более пунктуален и оперативен, но слишком много берёт взамен. В Гане же многие традиционные жрецы используют в своих церемониях не только толчёные черепа обезьян, амулеты и курения, но и Священное Писание. Для стопроцентного эффекта на всякий случай к ним могут присоединить и Коран.

В современном обществе вера и религия - вещи очень разные. Так, кто-то может вовсе не ходить в церковь и не знать толком ни одного православного праздника, кроме Пасхи, но при этом верить в Бога, а также в чёрную кошку, гороскопы и эзотерическое живое знание. Кроме того, сфера действия сверхъестественных сил постоянно сужается: большинство из нас больше не считают молнию божественной дланью, а в заговоры, ворожбу и сонники верят только самые отчаянные энтузиасты.

В традиционном африканском обществе всё по-другому. Сознание африканца вообще не предполагает разделения мира на естественное и сверхъестественное. Для него этих понятий просто не существует: мир богов, духов, людей и животных един. Да, некоторые существа в нём невидимы глазу, но, как сказал житель Уганды, «клоп тоже невидимый, но никому же не приходит в голову говорить о его сверхъестественности». Тем более, добавил он после длительного размышления, духи могут показываться человеку в любом обличьё, если захотят, а вот клопы никогда этого не делают.

9. Африка всегда славилась своим колдовством. Насколько оно сегодня распространено на континенте?

Практически любые беды, происходящие с человеком, семьёй, городом или даже государством, в Африке по сей день приписываются колдовству. Падёж скота, отсутствие дождя, неожиданная смерть от болезни, гибель новорожденного ребёнка или урожай зерна, съеденный птицами по недосмотру заснувшего сторожа, - всё это имеет только одну причину: кто-то из недоброжелателей применил чёрную магию против жителей. Это простое объяснение, как ни странно, действительно помогает не только понимать мир, но и справляться с трудностями. Если человек заболел, это всего лишь значит, что ночью на крыле летучей мыши в его дом прилетел колдун и вставил зловредный фетиш в его тело. Смерть будет неминуемой, если только целитель (тот же колдун, только очень добрый) не сможет его достать. Целителю, впрочем, это обычно удаётся: после целого ряда церемоний и манипуляций с телом больного человека он ловко высасывает из жертвы колдуна пучок травы, птичьи перья или камни.

Такое лечение оказывает сильнейший психотерапевтический эффект на больного: ощущая себя заколдованным, люди нередко умирают просто от страха, после же процедуры «излечения» от колдовских чар пациент непременно поверит в выздоровление. Ну а если болезнь всё же прикончит его, близкие будут знать: колдовские чары были слишком сильны, нужно было заплатить целителю больше денег.

С колдовством не может справиться даже XXI век. Законами целого ряда стран колдовство официально запрещено, на Сейшельских островах колдуны гри-гри объявлены вне закона и разыскиваются как самые настоящие преступники. Правительства африканских государств создают специальные «лагеря ведьм», в которые свозят со всех концов страны колдунов и колдуний, изгнанных из своих домов сородичами. Колдунов часто находят среди увечных, хромых, глухих людей, ими почти неизбежно будут считаться альбиносы, нередко страх колдовства распространяется на детей-близнецов, которых во многих районах Африки считают предвестниками несчастья для общины.

Бывают случаи, когда под воздействием антиколдовской истерии, под прессом которой постоянно живёт африканец, человек сам начинает ощущать себя колдуном или ведьмой. Но после проведения над ним определённого обряда чары рассеиваются, и вчерашняя ведьма будет всю жизнь считать себя излеченной.

10. Правда ли, что Африка наполнена множеством неведомых науке заболеваний?

Ещё недавно перед лихорадкой Эбола прочие болезни Африки отступали в общественном мнении на второй план, но самыми тяжкими недугами на континенте продолжают оставаться малярия, жёлтая лихорадка, тиф, сонная болезнь (трипаносомоз), амёбиаз, шистосомоз и, конечно, СПИД, по широте распространения которого Африка лидирует среди континентов. Большинство болезней можно с лёгкостью предотвратить прививкой: это, прежде всего, брюшной тиф и жёлтая лихорадка. Но, к примеру, прививок от малярии не существует. Эта болезнь существует в тропических регионах Африки уже десятки тысяч лет, и ежегодно от малярии умирают от полутора до трёх миллионов человек - в 15 раз больше, чем от СПИДа, и в 500 раз больше, чем от Эболы. По некоторым подсчётам, каждые 30 секунд от малярии в Африке умирает ребёнок. Вплоть до конца XIX века малярия убивала тысячи европейских переселенцев в Африку, пока открытие хинина не сделало победу над этой болезнью возможной.

Трипаносомоз, или сонная болезнь, передаётся той самой мухой цеце, которую хорошо знают и боятся все российские дети. Вообще-то, цеце охотится в основном за коровами и является причиной крупнейших эпидемий для скотоводов саванны. Но и для человека её укус страшен. Даже если трипаносомоз не лечить, смерть наступает только спустя несколько лет, однако современная медицина вооружена мощным арсеналом средств, позволяющих уничтожить болезнь практически на любой стадии.

Другая прославленная африканская болезнь - амёбиаз, или амёбная дизентерия. Её возбудителя, дизентерийную амёбу, можно легко заглотнуть вместе с сырой водой. Именно поэтому в Африке следует соблюдать осторожность с водой - пить её только из фабрично закупоренных бутылок либо кипятить. С заболеванием успешно справляются антимикробные препараты.

Прозванный «чумой XX века» ВИЧ, как полагают, возник у обезьян в Конго и был передан людям в конце XIX или начале XX века. Сегодня в мире около 34 миллионов ВИЧ-инфицированных, две трети из которых живут в Африке к югу от Сахары. По счастью, болезнь уже миновала свой пик и количество людей, заражённых ВИЧ, постепенно спадает. Однако носителями вируса по-прежнему являются до 26% населения Свазиленда, до 23% населения Ботсваны и 17% жителей ЮАР.

По материалам книги Кирилла Бабаева и Александры Архангельской «Что такое Африка» (2015) купить произведения Кирилла Владимировича Бабаева

Впервые опубликовано на сайте проекта Arzamas

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-today, ссылка на сайт обязательна