Агентство Лангуст [переход на главную]

09/08/2011 Пограничное искусство: Восток и Запад глазами художников
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

Горящие туры

На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о необычной выставке на Ближнем Востоке.

Ниже материал заметки приведён полностью.

Сэмюэль Хантингтон, автор теории о столкновении цивилизаций, умер почти три года назад, но дело его продолжает жить в Европе, США, на Ближнем и Дальнем Востоке, где то и дело проявляется противостояние между Востоком и Западом.

Именно поэтому необходимо заглянуть друг другу в душу и взглянуть на этот конфликт как бы со стороны, через призму иной ментальности. Так считает Рафи Этгар, куратор новой выставки под названием Westend (Вест-энд), которая на днях открылась в иерусалимском музее на пограничной линии.

выставка оставляет посетителя с чувством тревоги, беспокойства за настоящее и будущее

Этот небольшой музей, который существует на частные пожертвования, славится своими нетривиальными выставками, которые заставляют одних в негодовании поднять бровь, а других - громко аплодировать руководителям музея.

До 1967 года в этом здании располагался форпост израильской армии, а через дорогу - шоссе номер 1 - находился такой же форпост иорданской армии. Тогда по этому шоссе проходила граница между двумя государствами, а сегодня оно проходит по объединённому и одновременно разъединённому Иерусалиму, где каждая из частей - восточная и западная - живёт своей жизнью, вопреки объединению, как будто границу всё ещё патрулируют вооружённые солдаты.

Для многих израильтян Запад заканчивается именно здесь, а за незримой, виртуальной границей начинается совсем иной и чуждый мир.

Возможно, именно поэтому экспонаты выставки, которые проделали непростой путь из Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Египта и Марокко в Израиль, выглядят здесь, на стыке цивилизаций, вполне естественно, почти как дома.

Для того чтобы порадовать посетителей музея самыми актуальными произведениями ближневосточных скульпторов и художников купить книги по искусству и культуре, Рафи Этгару пришлось задействовать личные связи с галереями в Дубае и Стамбуле, а также в США и Европе. Эти галереи стали посредниками между Израилем и мастерами из Ирана, Саудовской Аравии и Ирака, где связи с Израилем запрещены государственным законом и уставами профсоюзов, а подобные инициативы строго караются тюрьмой, штрафом или социальным остракизмом.

Благодаря энтузиазму и оптимизму куратора невозможное стало реальностью, и теперь работы египтянина Муатаза Насера, саудовца Ахмада Матера и иракца Аделя Абидина находятся бок о бок с произведениями израильских, американских и британских скульпторов и художников.

Нет Мухаммаду, или с днём рождения, Багдад!

На входе в музей посетителей встречают раскачивающиеся на ветру белые пластиковые ракеты. Лишь через несколько секунд начинаешь понимать, что на самом деле перед тобой не ракеты, а минареты. Те самые минареты, против возведения которых проголосовали свыше 75% граждан Швейцарии в ходе всенародного референдума в 2010 году.

представленные на выставке работы заставляют остановиться и задуматься над сложившейся ситуацией

Швейцарец Кристиан Филипп Мюллер считает, что его соотечественники не видят разницы между минаретами и ракетами, которые вот-вот устремятся вверх. Он же убеждён, что вреда от минаретов - не больше, чем от пластиковых, игрушечных ракет.

Распространённый миф о том, что перевёрнутая надпись «Кока-Кола», написанная на арабском языке купить учебники и пособия по арабскому языку, на самом деле носит антиисламский характер и гласит «Нет Мухаммаду, нет исламу», вдохновил иракского художника Аделя Абидина на дерзкое произведение - арабская вязь, стилизованная под логотип «Кока-Колы», где, при желании, можно найти сходство с провокационной фразой.

Обугленная статуя Свободы восстаёт из пепла 11 сентября, а разобранные части тела террориста-смертника сопровождаются порядковыми номерами - как в магазинах «Сделай сам».

Невинная на первый взгляд бензоколонка проникает в грудную клетку сжимающего её в руках человека, наполняя его вены нефтью вместо крови – этот зловещий симбиоз Запада и нефти мастерски выполнен Ахмадом Матёром из Саудовской Аравии.

Напротив, на фоне безумной кривой небоскрёбов, без устали крутятся исламские традиционные розетки со строфами Корана купить Коран и другие книги по исламу – так выглядят миражи в пустыне – Дубай, Абу-Даби, Доха – в глазах марокканца Мунира Фатми.

Золотые купола Багдада находят отражения в позолочённых воздушных шарах купить воздушные шары, из которых складывается слово «Багдад». Снизу к шарам подвязан особенный подарок - взрывчатка и фитиль.

Эта выставка оставляет посетителя с чувством тревоги за настоящее и будущее. Возможно, именно к этому и стремились авторы представленных здесь произведений: заставить людей остановиться, задуматься и начать искать выход из сложившейся ситуации.

Мода на Ближний Восток

Похожая выставка, правда, с несколько иным акцентом, проходит в эти дни и в Бейруте.

разобранные части тела бомбиста-смертника сопровождаются порядковыми номерами

«Менаса Арт» представляет сотни работ из Саудовской Аравии, Сирии, Йемена, Египта, Ирака и Ливии, которые вызывают интерес не только у местных ценителей искусства, но и за рубежом.

Чёрно-белые портреты, выполненные в стиле фотореализма, пирамиды на курьих ножках из папье-маше, подборки из газетных заголовков чёрных и красных тонов – так выглядит революция в глазах местных художников и скульпторов.

«Арабская весна» - исторический момент для многих стран Ближнего Востока - стала не только трендом в твиттере, но и способствовала повышенному спросу на ближневосточное искусство революционного периода.

Халед Хафез, художник из Египта, рассказывает, что кураторы и директора галерей на Западе сегодня интересуются ближневосточным искусством больше, чем когда-либо, именно благодаря «арабской весне».

Таким образом, у деятелей искусства из этих стран впервые появилась творческая свобода, а также уникальная возможность представить своё творчество на обозрение не только на родине и в соседних арабских странах, но и на Западе.

© Ксения Светлова

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна