Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

10/09/2015 И ещё не раз учиться
Впервые опубликовано в еженедельнике «Коммерсантъ-Огонёк»

В еженедельнике «Коммерсантъ-Огонёк» была опубликована заметка об информационной грамотности.

Ниже материалы заметки приведены полностью.

По инициативе ЮНЕСКО ежегодно 8 сентября отмечается Международный день грамотности.

Повод имеется: около 780 млн. взрослых на Земле не умеют читать и писать. Между тем, утверждают эксперты, и этих навыков недостаточно для современной жизни. Что значит быть грамотным сегодня, выяснял «Огонёк».

история развития информационной и медиаграмотности

Грамотность разделяет мир. Её дефицит по-прежнему особенно ощутим в бедных странах Африки и Азии. В развитых странах её показатель стремится к 100 процентам взрослого населения. В России, по данным ООН, это 99,7 процента жителей. Речь о базовых навыках - умении читать и писать на родном языке. Впрочем, в этой радужной статистике скрыто немало подводных камней. Среди них - проблема малограмотных, когда человек может воспринимать отдельные предложения, но понять связные тексты, даже короткие, вроде инструкции или объявления, не в состоянии. По-научному этот феномен называется функциональной неграмотностью. Так, исследователи из Университета Гамбурга установили: почти каждый десятый житель Германии функционально неграмотен (это около 7,5 млн. человек). То есть явление далеко не редкое, однако масштабно оно не изучено, в том числе и в России. Между тем на повестке - новые вызовы, утверждают эксперты, так что впору говорить о грамотности не в единственном числе, а во множественном.

- От человека сегодня требуется гораздо больше, чтобы он чувствовал себя самодостаточным. На слуху - правовая, финансовая грамотность,- говорит «Огоньку» Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования.- А тут бы с лингвистической грамотностью прежде разобраться. Это ведь уже не только знание родного языка, планка стала выше. Грамотный человек теперь тот, кто освоил ещё и навыки общения (в том числе негласные правила). Современный мир открыт, и они позволяют жить рядом с непохожими на тебя людьми. А нынешние миграционные процессы лишь усиливают потребность в такой грамотности.

Вообще в восприятии знаковых систем всё не так просто, как может показаться. Наряду с «обычной» грамотностью (умением воспринимать текст) в повседневной жизни важна грамотность визуальная - способность понимать, например, карты, таблицы, фотографии, видео, даже язык тела. Впервые учёные заговорили о необходимости специального обучения этому навыку ещё в 1960-е годы. Но дальше идеи дело не пошло, в то время как тенденция к визуализации информации лишь усиливается, а формат мультимедиа, когда данные представлены в виде текста, изображения, звука, становится всё более популярным в мире. Специалисты отмечают, что наглядность информации всё сильнее атрофирует воображение, что особенно заметно по молодому поколению, но вместе с тем ускоряет её восприятие.

Старт всем этим процессам дали массовая компьютеризация и развитие интернета. Начиная с 1990-х годов, когда Сеть стала опутывать планету, появилось понятие компьютерной грамотности, за ним - цифровая грамотность (умение обращаться с разнообразными гаджетами купить различные электронные гаджеты). Теперь же от этих навыков зависит многое, и в частности трудоустройство. К примеру, по статистике рекрутингового портала HeadHunter, больше 90 процентов вакансий содержат требование владеть компьютером. Впрочем, цифровая грамотность - не только необходимость, она даёт определённые преимущества и в быту. Допустим, онлайн-услуги позволяют не отстаивать очередь в госучреждении или банке, или покупки в интернете - нередко это шанс сэкономить.

состояние русской и английской терминологии можно уподобить лоскутному одеялу, где мозаика лоскутков отражает множество различных взглядов на работу человека с информацией

Компания Comscore представила свежие данные о размере аудитории Рунета: сегодня она насчитывает 80,1 млн. пользователей (учитывались те, кто заходит в Сеть и с обычных компьютеров, и с мобильных устройств - смартфонов купить смартфон, планшетов купить планшетный компьютер). Однако, как показало исследование Организации экономического сотрудничества и развития, доля малограмотных в отношении компьютера россиян по-прежнему велика. Наиболее уязвимы, конечно, люди старшего поколения, не изучавшие со школьной скамьи «Информатику» (хотя это и не гарантия). Но и для них найдено решение: по всей стране открыты бесплатные курсы компьютерной грамотности, обычно при библиотеках, это мировая практика. В России же пошли дальше. Так, в конце лета в Казани прошёл пятый чемпионат по компьютерному многоборью среди пенсионеров. Участников набралось 150 человек, причём к россиянам присоединились бывшие соотечественники, приехавшие, среди прочего, из Бельгии, Польши, Финляндии. Самой старшему участнику - 79 лет. Помимо электронных презентаций о себе они продемонстрировали умение работать с текстовыми редакторами и веб-браузерами.

Но в XXI веке, отмечают эксперты, и этого мало. Следующий уровень - информационная грамотность (есть и иной термин - медиаграмотность). От компьютерной, охватывающей скорее технический аспект, её отличает акцент на содержание.

- На человека сегодня обрушивается слишком много информации, которую он попросту не способен переварить,- комментирует «Огоньку» Иосиф Дзялошинский, профессор факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ.- Совсем недавно приходилось тратить немало сил, чтобы добыть информацию, а сегодня надо уметь её отсеивать. При этом современность диктует необходимость всегда быть в курсе событий и знать, что и где происходит. Но в результате человек превращается в раба информационных потоков, который не в состоянии определить, что важно, а что нет, чему стоит верить.

Поэтому, подчёркивает эксперт, важно научиться быстро и эффективно пользоваться информационными ресурсами: традиционными, как СМИ, и новыми - интернетом, социальными сетями. На передовой - страны Северной Европы, которые активно внедряют в школьное и вузовское образование специализированный курс медиаграмотности. На занятиях учат, в частности, тому, как обезопасить себя и не стать объектом манипуляций.

Но чтобы стать по-современному грамотным, отмечают специалисты, начать всё равно придётся с азов - чтения и письма. Тем более, согласно результатам оценки грамотности взрослых, проведённой ОЭСР, более грамотные в привычном понимании люди быстрее адаптируются в новом цифровом мире.

© Мария Портнягина

Впервые опубликовано в еженедельнике «Коммерсантъ-Огонёк»

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-, ссылка на сайт обязательна