Агентство Лангуст [переход на главную]

15/06/2011 Учёные спорят о том, обладают ли приматы языком
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о различиях в речи человека и животных.

Ниже материал заметки приведён полностью.

Есть ли у животных и, в частности, у приматов свой язык? Этот вопрос давно занимает антропологов и зоопсихологов.

Язык не обязательно предполагает полноценную способность изъясняться словами, читать и писать, как это делают люди. Это может быть просто способность к коммуникации, не обязательно на вербальном уровне.

Вопрос о наличии языка у приматов интересует антропологов ещё и потому, что до сих пор не совсем ясно - когда у человека появилась способность говорить и является ли она врождённой или социально обусловленной.

Им было бы интересно понять, на каком этапе эволюции приматов человек приобрёл такую способность, когда именно эволюция привела к возникновению речи и языка.

Психолог Кейти Слокум из университета Йорка является специалистом в области зоолингвистики. Она приняла участие в программе Discovery («Открытие»), подготовленной научным отделом Всемирной службы Би-би-си.

К природе эволюции

«На эволюционной лестнице ближе всего к человеку находятся так называемые высшие приматы - это шимпанзе, гориллы, орангутанги и карликовые обезьяны. Дальше от нас отстоят гиббоны, бабуины, гамадрилы и другие виды. Есть и более примитивные обезьяны, но все приматы имеют одного предка, который обитал на Земле 30 млн. лет назад», - говорит Кейти Слокум.

высшие приматы обладают сложной системой подачи сигналов в виде жестов, звуков и выражений лица

Грег Радек - профессор истории и философии науки из Лидского университета. Он занимается сложнейшей проблемой взаимодействия между мозгом и сознанием, а не так давно опубликовал книгу «Обезьяний язык».

«В последние годы особое внимание учёных привлекли павианы из вида джелада, которые обитают в горах Эфиопии. Они обладают целой системой звуковых сигналов, которые, по мнению некоторых зоологов, могут нести коммуникативную функцию. Их осталось менее 10 тысяч особей, и они представляют огромный интерес для современной науки», - рассказывает профессор Радек.

Эти обезьяны обладают сравнительно слабым зрением и обонянием, но при этом постоянно общаются между собой, издавая очень многообразные звуковые сигналы, которые могут интерпретироваться как сигналы тревоги, сексуальной заинтересованности, нежности, призыв к детёнышам и так далее.

Джелады сильно отличаются от других видов обезьян не только необычными способностями к вокализации, но и сложными социальными структурами, которые напоминают человеческие. У них тоже есть семьи, кланы, племена, организованные по иерархическому принципу. Эти семьи имеют вид гарема, во главе которого находится альфа-самец.

Каждая обезьяна в популяции имеет свой собственный характерный голос и своё место в иерархии. Зафиксированы конкретные звуковые сигналы, с помощью которых доминирующий самец или самка требует подчинения, а также ответные сигналы, обозначающие согласие подчиниться или, в редких случаях, вызов на поединок.

Язык ли это?

Но является ли такой способ коммуникации языком в человеческом понимании?

«Я не могу назвать этот обмен информацией языком - многие животные общаются между собой часто на весьма сложном уровне, но, на мой взгляд, только человек обладает сложной системой кодирования и раскодирования своих мыслей, чувств и ощущений», - говорит Кейти Слокум.

По её мнению, в языке джелад гораздо больше общего с теми сигналами, которыми обмениваются другие виды животных - например, волки и собаки, чем с человеческой речью. Но проблема состоит в том, что учёные пока слишком мало знают о коммуникативной системе других видов, и только приступают всерьёз к изучению общения среди приматов.

Профессор Грег Радек напоминает, что ещё в 70-е годы прошлого века американский антрополог Дороти Чейни и её муж Роберт Сайворт провели эксперименты с использованием методики записи звуковых сигналов и затем наблюдения за реакцией на них со стороны обезьян при воспроизведении этих сигналов. Именно эта методика используется сейчас исследователями в Эфиопии, изучающими популяцию джелад.

Тогда были получены данные о том, что обезьяны, которых наблюдала Дороти Чейни в Кении, различали не просто сигналы тревоги, которые испускали обезьяны вида vervet при виде змеи или леопарда, но и вели себя по-разному при таких сигналах. Например, при сигнале обезьяны, завидевшей леопарда, они прятались на дереве, а при сигнале о змее - разбегались в разные стороны.

Однако профессор Грег Радек считает, что эти данные не дают ответа на вопрос о том, содержит ли такой сигнал информационную составляющую. Именно это отличает язык от прочих систем общения.

Есть указания на то, что обезьяны научились различать типы сигналов по тону и громкости тех звуков, которые они испускают при виде опасности, и реагируют именно на эти параметры.

Такой сигнал подаётся не ради предупреждения других особей в популяции, а в качестве рефлективной реакции на опасность. А ведь человеческая речь построена на другом принципе - она основана на сообщении другим важной и полезной для всех информации.

Идеология мешает

В спорах о природе языка и о том, является ли язык прерогативой человека, всегда присутствовала идеологическая составляющая. Профессор Радек напоминает об американском антропологе Ричарде Гарнере, который ещё в 90-е годы XIX века разработал методику записи голосов приматов с помощью фонографа Эдисона.

Он поставил себе целью доказать, что язык является такой же неотъемлемой чертой эволюции приматов, как и физиологическая близость их к человеку. С этой целью он провёл несколько лет в экваториальной Африке, где записывал на восковые цилиндры голоса обезьян, а затем проигрывал их, изучая реакции обезьян на эти записи. Однако его эксперименты не обладали методической чёткостью и были дискредитированы его критиками, которые обвинили его, не без основания, в предвзятости и стремлении подогнать факты под собственную концепцию эволюции.

Это стремление связать вопрос о наличии языка у приматов со спором эволюционистов и креативистов наблюдается и в наши дни. Неудивительно поэтому, что, по мнению профессора Грега Радека, ответ на него будет получен только после того, как будет накоплена значительная база наблюдений.

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна