Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

15/06/2011 Учёные спорят о том, обладают ли приматы языком
Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

На сайте Би-би-си - Русская служба была опубликована заметка о различиях в речи человека и животных.

Ниже заметка приведена полностью.

Есть ли у животных и, в частности, у приматов свой язык? Этот вопрос давно занимает антропологов и зоопсихологов.

Язык не обязательно предполагает полноценную способность изъясняться словами, читать и писать, как это делают люди. Это может быть просто способность к коммуникации, не обязательно на вербальном уровне.

Вопрос о наличии языка у приматов интересует антропологов ещё и потому, что до сих пор не совсем ясно - когда у человека появилась способность говорить и является ли она врождённой или социально обусловленной.

Им было бы интересно понять, на каком этапе эволюции приматов человек приобрёл такую способность, когда именно эволюция привела к возникновению речи и языка.

Психолог Кейти Слокум из университета Йорка является специалистом в области зоолингвистики. Она приняла участие в программе Discovery («Открытие»), подготовленной научным отделом Всемирной службы Би-би-си.

К природе эволюции

«На эволюционной лестнице ближе всего к человеку находятся так называемые высшие приматы - это шимпанзе, гориллы, орангутанги и карликовые обезьяны. Дальше от нас отстоят гиббоны, бабуины, гамадрилы и другие виды. Есть и более примитивные обезьяны, но все приматы имеют одного предка, который обитал на Земле 30 млн. лет назад», - говорит Кейти Слокум.

высшие приматы обладают сложной системой подачи сигналов в виде жестов, звуков и выражений лица

Грег Радек - профессор истории и философии науки из Лидского университета. Он занимается сложнейшей проблемой взаимодействия между мозгом и сознанием, а не так давно опубликовал книгу «Обезьяний язык».

«В последние годы особое внимание учёных привлекли павианы из вида джелада, которые обитают в горах Эфиопии. Они обладают целой системой звуковых сигналов, которые, по мнению некоторых зоологов, могут нести коммуникативную функцию. Их осталось менее 10 тысяч особей, и они представляют огромный интерес для современной науки», - рассказывает профессор Радек.

Эти обезьяны обладают сравнительно слабым зрением и обонянием, но при этом постоянно общаются между собой, издавая очень многообразные звуковые сигналы, которые могут интерпретироваться как сигналы тревоги, сексуальной заинтересованности, нежности, призыв к детёнышам и так далее.

Джелады сильно отличаются от других видов обезьян не только необычными способностями к вокализации, но и сложными социальными структурами, которые напоминают человеческие. У них тоже есть семьи, кланы, племена, организованные по иерархическому принципу. Эти семьи имеют вид гарема, во главе которого находится альфа-самец.

Каждая обезьяна в популяции имеет свой собственный характерный голос и своё место в иерархии. Зафиксированы конкретные звуковые сигналы, с помощью которых доминирующий самец или самка требует подчинения, а также ответные сигналы, обозначающие согласие подчиниться или, в редких случаях, вызов на поединок.

Язык ли это?

Но является ли такой способ коммуникации языком в человеческом понимании?

«Я не могу назвать этот обмен информацией языком - многие животные общаются между собой часто на весьма сложном уровне, но, на мой взгляд, только человек обладает сложной системой кодирования и раскодирования своих мыслей, чувств и ощущений», - говорит Кейти Слокум.

По её мнению, в языке джелад гораздо больше общего с теми сигналами, которыми обмениваются другие виды животных - например, волки и собаки, чем с человеческой речью. Но проблема состоит в том, что учёные пока слишком мало знают о коммуникативной системе других видов, и только приступают всерьёз к изучению общения среди приматов.

Профессор Грег Радек напоминает, что ещё в 70-е годы прошлого века американский антрополог Дороти Чейни и её муж Роберт Сайворт провели эксперименты с использованием методики записи звуковых сигналов и затем наблюдения за реакцией на них со стороны обезьян при воспроизведении этих сигналов. Именно эта методика используется сейчас исследователями в Эфиопии, изучающими популяцию джелад.

Тогда были получены данные о том, что обезьяны, которых наблюдала Дороти Чейни в Кении, различали не просто сигналы тревоги, которые испускали обезьяны вида vervet при виде змеи или леопарда, но и вели себя по-разному при таких сигналах. Например, при сигнале обезьяны, завидевшей леопарда, они прятались на дереве, а при сигнале о змее - разбегались в разные стороны.

Однако профессор Грег Радек считает, что эти данные не дают ответа на вопрос о том, содержит ли такой сигнал информационную составляющую. Именно это отличает язык от прочих систем общения.

Есть указания на то, что обезьяны научились различать типы сигналов по тону и громкости тех звуков, которые они испускают при виде опасности, и реагируют именно на эти параметры.

Такой сигнал подаётся не ради предупреждения других особей в популяции, а в качестве рефлективной реакции на опасность. А ведь человеческая речь построена на другом принципе - она основана на сообщении другим важной и полезной для всех информации.

Идеология мешает

В спорах о природе языка и о том, является ли язык прерогативой человека, всегда присутствовала идеологическая составляющая. Профессор Радек напоминает об американском антропологе Ричарде Гарнере, который ещё в 90-е годы XIX века разработал методику записи голосов приматов с помощью фонографа Эдисона.

Он поставил себе целью доказать, что язык является такой же неотъемлемой чертой эволюции приматов, как и физиологическая близость их к человеку. С этой целью он провёл несколько лет в экваториальной Африке, где записывал на восковые цилиндры голоса обезьян, а затем проигрывал их, изучая реакции обезьян на эти записи. Однако его эксперименты не обладали методической чёткостью и были дискредитированы его критиками, которые обвинили его, не без основания, в предвзятости и стремлении подогнать факты под собственную концепцию эволюции.

Это стремление связать вопрос о наличии языка у приматов со спором эволюционистов и креативистов наблюдается и в наши дни. Неудивительно поэтому, что, по мнению профессора Грега Радека, ответ на него будет получен только после того, как будет накоплена значительная база наблюдений.

Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-2017, ссылка на сайт обязательна