Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

17/07/2015 Мастер ирезуми: секреты японского искусства татуировки
Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

На сайте Би-би-си - Русская служба была опубликована авторская статья об японской татуировке.

Ниже статья приведена полностью.

Мастер-татуировщик Хориёси III посвятил свою жизнь искусству ирезуми, дабы сохранить эту полную тайн традицию японской культуры, населённой драконами, рыцарями городских улиц и самураями. В его мастерской побывала корреспондент BBC Travel.

Запретное искусство

В то время как татуировка поднялась до высот одного из видов искусства купить книги по искусству и культуре во многих культурах Запада и даже демонстрируется на выставках в крупнейших музеях и галереях мира, в Японии на ирезуми (дословно: «вводить тушь» - Ред.) смотрят сверху вниз. Многие японцы воспринимают традиционную татуировку в качестве некоего символа устрашения или связи с преступным миром. Дошло до того, что мэр Осаки Тору Хасимото в 2012 году развернул борьбу за запрет татуировки в своём городе, которую ведёт до сих пор.

несмотря на болезнь печени, Хориёси III остается крайне деятельным человеком

История в символах

Традиционная японская ирезуми отличается от всех иных видов татуировки тем, что изображениями покрывается либо вся поверхность тела, либо полностью руки и ноги, как рукавами и штанинами. Нательная живопись прерывается на шее, запястьях и лодыжках. Это делается для того, чтобы одежда скрывала татуировку. Татуировки полны зашифрованной символики. Во времена, предшествовавшие эпохе Эдо (период правления сёгунов из клана Токугава, 1603-1868 гг.) татуировки использовались в качестве одного из способов тюремного наказания. В XVIII веке они приобрели популярность в кварталах красных фонарей, в них стали изображаться персонажи из классических литературных произведений. Эскизы для таких татуировок готовили резчики, вырезавшие деревянные матрицы, с которых делались оттиски пользовавшихся высоким спросом гравюр. Мастера татуировки, создавая свои произведения, черпали вдохновение в философских притчах и духовных легендах, лежащих в основе сюжетов пьес театра Кабуки и содержащихся в древних текстах, таких, например, как «Анналы Японии» (Нихон сёки), одной из древнейших книг по японской истории, датируемой 720 г. н.э.

Связь с якудза

«Если вы публично демонстрируете свои татуировки в Японии, вы тем самым оскорбляете зрителя, - говорит художник-татуировщик, мастер традиционного стиля ирезуми Алекс «Хорикицунэ» Райнке. - Например, вы не можете показывать их в общественных купальнях онсэн, так как люди могут воспринять это как угрозу или проявление неуважения, так как татуировками в течение длительного времени украшали себя исключительно члены якудза (японской мафии)». На фотографии изображены члены группировки якудза Тахакаси-гуми, которые веселятся во время ежегодного синтоистского фестиваля Сандзя-мацури в Токио. Этот ежегодный праздник, известный также как фестиваль трёх святынь в память о легендарных основателях древнейшего в Токио буддийского храма Сэнсо-дзи (628 год н.э.), отмечается в середине мая и сопровождается массовыми гуляниями.

Дело всей жизни

традиционная японская ирезуми отличается от всех иных видов татуировки тем, что изображениями покрывается либо вся поверхность тела, либо полностью руки и ноги, как рукавами и штанинами

Мастер Хориёси III посвятил всю свою жизнь искусству ирезуми. Он поставил себе цель сохранить для будущего эту традицию японской культуры. «Всё, что я изображаю, ведёт своё происхождение от исторических текстов», - рассказывает Хориёси III, принимая меня в своей студии в городе Иокогама, в 40 км к югу от Токио. Он указывает рукой на книжные полки, протянувшиеся вдоль стен его мастерской. «Этот вид татуировок относится к особенному жанру в истории японского искусства, жанру волшебных сказаний. Сегодня японская культура находится в кризисе: люди хотят, чтобы их татуировки выглядели опасными или прикольными, но ведь это - бессмыслица. Я продолжаю работать, чтобы жила японская история».

Тайна, достойная страдания

Я рассматриваю живописные спирали, покрывающие всё тело клиента. Ясуюки Кавасима приходит в студию Хориёси III уже в течение шести лет. «Мои татуировки придают мне сил. Это моя тайна. Только моя», - говорит он после того, как целый час пролежал, сжимая кулаки, чтобы не потерять сознание от боли.

Рождение мастера

«Мне было 12 лет, когда у меня появилась первая татуировка, - рассказывает Хориёси III, отрывая взгляд от бедра своего клиента. - Это был буддийский крест на руке». Он снова вглядывается в чёрный контур, который возникает из-под его вибрирующей иглы. Когда Хориёси было 15 лет, он и его друзья делали татуировки друг другу. В 21 год он встретил своих будущих наставников Хориёси I и Хориёси II на собрании мастеров татуировки. Они учили его, покрыли его тело живописным «костюмом» и даровали ему право продолжать их дело под их же именем. Сегодня в Японии осталось не более 100 мастеров, владеющих традиционным стилем ирезуми.

Звёздный стиль

на фотографии изображены члены группировки якудза Тахакаси-гуми, которые веселятся во время ежегодного синтоистского фестиваля Сандзя-мацури в Токио

Сейчас, когда Хориёси III уже 69 лет, за его плечами 40-летняя карьера мастера, на протяжении которой он делился традиционным японским искусством со всеми желающими - от гангстеров из якудза до звёзд рок-музыки купить аудиозаписи рока и альтернативы. Привлекаемые его славой в мире мастеров и поклонников искусства татуировки, в мастерской Хориёси III побывали люди со всего света, включая легенду тату из США Эда Харди. Я пришла в его крохотную студию, ожидая увидеть армию подмастерьев, горящих желанием повиноваться любому жесту и слову мастера. К моему удивлению, кроме меня, Хориёси III и его раздетого клиента в мастерской не было ни души.

Сокровищница тату

На расстоянии короткой пешей прогулки от мастерской находится Музей татуировок Иокогамы, который Хориёси III основал в 2000 году. Это собрание разнообразных, на первый взгляд случайных, предметов - от кукол с набивкой до масок, выглядящих как мумифицированные татуированные лица. Это настоящая кладовая сокровищ, хранящая также артефакты, книги и фотографии, по которым можно проследить всемирную историю татуировки.

Наследие мастера

«Хориёси оставляет за собой глубокий след. Трудно быть равным ему», - говорит Алекс Райнке. Увлечённый японской культурой с 12 лет, Райнке встретил Хорёси III на съезде мастеров татуировки в Болонье в 1997 году и 16 лет учился у него, оказавшись одним из горстки иностранцев, освоивших этот древний вид японского искусства. Сегодня он - один из двух действующих учеников Хориёси III. Для Райнке татуировка стала способом найти себя. «Когда мы практикуемся, мы учимся отделять собственное эго от творчества. Поэтому, когда ты работаешь, ты не просто рисуешь волну или что-то ещё, а ты сам становишься волной. Весь труд Хориёси основан на учении дзэн, на философии смирения». Второй ученик Хориёси III, который ещё продолжает учёбу, - это его собственный сын, Сурию Казуёси, чья мастерская располагается над музеем мастера.

Хранитель японской культуры

Несмотря на болезнь печени, Хориёси III остаётся крайне деятельным человеком. Он продолжает делать татуировки, хотя теперь пользуется электрической иглой вместо традиционного инструмента тебори, представляющего собой иглу, закреплённую на длинной бамбуковой палочке. Мастер работает над документальным фильмом о татуировках ирезуми, а также пишет книгу о последнем десятилетии своей деятельности. «Люди называют себя мастерами художественной традиции, однако далеко не все являются таковыми. Здесь нужна дисциплина, вдохновляемая всей японской историей, - говорит Хориёси III. - Татуировка - это один из способов сохранения настоящей японской культуры - культуры с богатой историей, о чём сейчас многие люди попросту забывают».

© Руксана Хоссеналли

Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-2017, ссылка на сайт обязательна