Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

19/09/2012 Что общего между онлайн-образованием и средневековыми университетами
Впервые опубликовано на сайте журнала Forbes.ru

На сайте журнала Forbes.ru была опубликована заметка о недостатках online образования.

Ниже заметка приведена полностью.

Почему распространение бесплатных лекций в интернете не изменит высшего образования?

Самого популярного учителя в мире зовут Салман Хан. Это сравнительно молодой индус, выпускник MIT, который начал несколько лет назад записывать на видео самостоятельно прочитанные школьные уроки по самым разным предметам - от истории до математики - и выкладывать в YouTube. Его ролики посмотрели уже 170 млн. раз. Чтобы представить себе этот объём, достаточно сказать, что годовой курс его виртуальной академии Khan Academy прослушали 160000 человек - в два раза больше, чем выпускают за год все средние образовательные учреждения 10-миллионной Москвы. Академия Хана стала нарицательным именем для революции онлайн-образования, которая происходит на наших глазах.

пока традиционному очному обучению ничто не грозит

Ползучая реформа затронула и университеты. Сначала Стэнфорд, затем - сообща - Гарвард и MIT открыли курсы онлайн-образования. За ними последовали вузы попроще. Большинство из них подписывают для этого соглашения с основанным год назад стартапом Coursera, благодаря которому курсы ведущих американских профессоров можно слушать бесплатно и на одном ресурсе.

Прогрессисты считают, что всплеск онлайн-образования с неизбежностью похоронит традиционные университеты второго ряда. Живой профессор университета, не входящего в главные мировые рейтинги, едва ли сможет конкурировать со звёздами Лиги Плюща, говорят они, пусть даже и виртуальными. Вместе с тем, радуются оптимисты, потребители должны от этого только выиграть - одно дело бесплатные гарвардские лекции в удобном домашнем кресле, другое - четыре похмельные понедельничные пары в воронежском педвузе.

Что сулит системе образования доступность онлайн-лекций - открытый вопрос, но, потратив несколько часов на просмотр уроков Салмана Хана или профессора из Penn State, начинаешь думать, что пока традиционному очному обучению ничто не грозит. И дело не в прогрессе, а в его отсутствии: онлайн-лекции в концептуальном отношении не просто не являются шагом вперёд по сравнению с традиционным образованием, но наследуют самым архаичным его формам.

Можно было бы порекомендовать читателю пойти на сайт Khanacademy.org и нажать кнопку play, но этого, к счастью, не требуется. Довольно будет и описания: человек в белой рубашке стоит с цветными мелками на фоне чёрной доски и пересказывает главы из учебника. Видеолекции Хана можно было бы использовать на курсах повышения квалификации педагогов - в качестве негативного примера.

К университетским лекциям эта претензия подходит в меньшей степени: они по определению рассчитаны на куда менее многочисленную и куда более мотивированную аудиторию и не требуют от преподавателей подвигов. Но мотивированные студенты с большей лёгкостью готовы уехать из дома за три моря. В том, конечно, случае, если они получат не сертификат, а полноценный диплом хорошего университета, обратную связь, которой так не хватает в сети, и возможность работать с лучшими мировыми исследователями. Они будут использовать видеолекции как библиотеку, а не как университет.

Когда-то университеты в Европе и возникали вокруг библиотек: переписывать книги было дорого, и, чтобы получить доступ к знаниям, приходилось ехать в Оксфорд или Болонью. Со временем книги стали дёшевы, и роль университетов изменилась. В XX и тем более XXI веке это место концентрации интеллекта, куда едут за живыми разговорами и семинарами, а не за лекциями и мёртвым словом. По иронии судьбы онлайн-образование в нынешнем виде - это, по сути, догутенберговский феномен.

© Андрей Бабицкий

Впервые опубликовано на сайте журнала Forbes.ru

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-, ссылка на сайт обязательна