Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

20/02/2017 Государственный хэппи мил: как японских школьников приучают к здоровому питанию
Впервые опубликовано на сайте Теории и практики

На сайте Теории и практики была опубликована авторская статья о школьном питании в Японии.

Ниже материалы статьи приведены полностью.

В японской школе обед можно считать частью учебного процесса.

Первую государственную программу школьных обедов в Японии приняли после войны, чтобы спасти детей от голода, с тех пор она действовала постоянно, а с 2004 года все японские школы по закону обязали участвовать в программе «Секуику», которую можно перевести как «Учимся правильно питаться». T&P публикуют отрывок из книги «Самые здоровые дети в мире живут в Японии» издательства «Синдбад» купить книги издательства Синдбад, в которой Наоми Морияма рассказывает, как японское общество столько лет противостоит фастфуду и формирует культуру здорового питания.

Как бороться с давлением рекламы?

Подавляющее большинство современных детей ежедневно потребляет вредные для здоровья высококалорийные продукты. Многие жить не могут без газированных напитков и сладостей. Далеко не в каждом городе оборудованы безопасные тротуары и велодорожки, по которым дети могли бы ходить в школу пешком или ездить на велосипеде купить велосипеды и аксессуары. У школьников всё меньше свободного времени - они часами сидят за уроками, а потом спешат к телевизору купить телевизор или за компьютер купить настольные компьютеры и моноблоки. Наши дети постепенно теряют свободу, порабощённые гаджетами и сверхнасыщенной школьной программой. Отсюда - постоянные стрессы, снижение работоспособности, проблемы со здоровьем. Такова реальность мира, в котором мы живём, и Япония в этом смысле - не исключение.

Правда, у маленьких японцев есть один секрет, который помогает им оставаться самыми здоровыми детьми в мире. Это унаследованная от поколений предков модель здорового пищевого поведения. Вы тоже можете взять её на вооружение начиная прямо с сегодняшнего дня.

Школьное питание

в Японии все дети едят одно и то же, зато меню меняется каждый день и всегда состоит из вкусных и полезных блюд

Миллионы японских детей каждый день обедают в школе. Школьный обед называется «гакко кюсеку» и входит в государственную программу, которая действует на протяжении больше 60 лет.

В рамках программы дети начиная с первого класса:

Участие детей в приготовлении обеда - это нормальная привычная практика. В отличие от принятого в школах некоторых других стран принципа «шведского стола», в Японии все дети едят одно и то же, зато меню меняется каждый день и всегда состоит из вкусных и полезных блюд. Школьники с удовольствием лакомятся пибимбапом по-корейски (это рис с мясом и овощами), цыплёнком тандури по-индийски, итальянскими спагетти пескаторе с морепродуктами или супом минестроне из сезонных овощей купить книги по кулинарии. За качеством продуктов строго следит школьный диетолог. В Японии участниками программы «Гакко кюсеку» являются 94% начальных и средних школ.

Когда я училась в японской школе, у нас действовала программа «Кюсеку тобан». Начиная с 6 лет нас понемногу привлекали к дежурству по кухне. Мы надевали поварские колпаки и халаты, относили в класс подносы, тарелки и палочки и сами раскладывали горячую пищу для одноклассников. Затем относили посуду обратно на кухню и протирали столы. «У японцев есть выражение „есть из одной кастрюли“, - говорит директор школы Кимико Коесу. - Оно означает, что дружеские связи между людьми завязываются в том числе и за общей трапезой. Именно к этому мы приучаем наших детей».

Национальная японская кухня

Государственная программа школьных обедов была принята в первые послевоенные годы, когда в стране царила экономическая разруха. Это помогло спасти от недоедания тысячи и тысячи детей. Сегодня перед японским обществом стоит другая проблема. Из-за широкого распространения сети фастфуда множатся случаи пищевых расстройств и детского ожирения. В 2004 году в Японии был принят государственный закон об обязательном введении в школах программы «Секуику» («Учимся правильно питаться»).

Школьное меню обычно включает блюда из местных продуктов самого высокого качества; жареные продукты и десерты присутствуют, но в минимальных количествах. Директор одной из начальных школ Токио Тацудзи Сино говорит, что дети часто просят родителей приготовить для них те же блюда, что они ели в школе, и родители обращаются в школу за рецептами. Японцы с такой теплотой вспоминают, как они вместе готовили и ели школьный обед, что сегодня в некоторых ресторанах появилось меню «кюсеку».

Программа «Секуику» учит детей любить природу и с благодарностью относиться к тем людям, которые выращивают прекрасные продукты и готовят из них еду. Школьники узнают, как нужно вести себя за столом, и приобретают навыки общения и взаимопомощи. Всё это помогает им в дальнейшей взрослой жизни. Школы часто приглашают к детям фермеров и специалистов по питанию, которые проводят с ними занятия на такие, например, темы: «Не покупай полуфабрикаты», «Натуральная еда лучше фастфуда», «Ложись пораньше, вставай пораньше и не пропускай завтрак».

В 2010 году правительством Японии проводилась проверка способностей к обучению детей 11-12 лет. По её результатам выяснилось, что дети, которые плотно завтракают, показывают лучшие успехи в изучении родного языка и математики.

Откуда берётся то, что мы едим?

На школьных уроках детям рассказывают, как ловят рыбу, как выращивают овощи и фрукты, как производят остальные съедобные продукты. Школьники принимают участие в фестивалях, организуемых силами местных фермеров. Детям объясняют, в чём состоят особенности традиционного японского меню «итидзу-сансаи» (суп плюс три дополнительных блюда). При многих школах есть свои огороды, и ученики самостоятельно выращивают некоторые овощи.

Вот что рассказала канадская журналистка Даниэль Нерман, совершившая ознакомительную поездку по японским школам: «Мне довелось наблюдать, как ученики начальной школы „Саня“, расположенной в токийском пригороде Сугинами, везли из кухни тележки с горячими кастрюлями. На всех детях были поварские колпаки, на лицах - маски. В классе они быстро разлили по пиалам суп мисо и разложили по тарелкам другую еду. Все без исключения, и ученики, и учитель, получили одинаковый набор блюд. Я не заметила, чтобы кто-то из детей сморщился или ещё как-либо проявил недовольство, - все уплетали обед с завидным аппетитом. Затем одна девочка вышла вперёд и перечислила овощи, из которых он был приготовлен. Остальные нарисовали их на небольших листках бумаги, а листки прикрепили к висящей на стене карте Японии, в зависимости от того, где они были выращены. Картинки с изображением чёрного винограда и имбиря уверенно заняли на карте то самое место, где находилась школа, - все дети знали, что виноград и имбирь выращивают у них по соседству».

Из всего сказанного мы можем сделать следующий вывод: в Японии школьный обед - не перерыв между уроками, а часть учебного процесса[…]

Важнее всего - участие

Медики подтверждают: если позволять детям с раннего возраста принимать участие в приготовлении пищи, они растут менее капризными и охотнее едят овощи и другие полезные продукты.

в Японии школьный обед — не перерыв между уроками, а часть учебного процесса

К сожалению, сегодня далеко не каждой семье удаётся каждый вечер собираться за общим столом. Многие родители работают допоздна, дети загружены уроками. Тем не менее мы должны использовать любую возможность, чтобы как можно чаще устраивать семейные трапезы. Об их пользе говорит не только наш личный опыт, но и результаты последних научных исследований в области здорового питания.

Мудрость родителей, сделаем мы вывод, заключается в том, чтобы превратить кухню в уютное для детей место, где не просто разогревают быстрозамороженную еду, а готовят вкусные и полезные блюда из качественных продуктов. Тогда мы можем быть уверены, что наши дети, став взрослыми и покинув отчий дом, будут правильно питаться и надолго сохранят здоровье.

Впервые опубликовано на сайте Теории и практики

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-today, ссылка на сайт обязательна