Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

21/01/2016 Как уволить сотрудника по-китайски
Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

На сайте Би-би-си - Русская служба была опубликована статья об особенностях бизнеса в Китае купить бизнес-книги.

Ниже материалы статья приведены полностью.

Для того чтобы овладеть искусством китайского менеджмента, иностранному руководителю недостаточно иметь представление об особенностях местной культуры, рассказывает обозреватель BBC Capital.

Первая серьёзная проблема в области менеджмента возникла у Джея Карлсона всего через три месяца после начала работы в Китае.

Шанхай - крупнейший город Китая и мира по численности населения

Ему понадобилось уволить сотрудника, но очень скоро он обнаружил, что в Китае этот процесс не всегда происходит так же, как на Западе.

Карлсона перевели в Китай для того, чтобы он выстроил там новую производственно-сбытовую сеть для американской компании по производству мебели. В его обязанности входило управление офисом в Шанхае и набор 70 новых сотрудников.

Он предполагал, что будет управлять своими новыми подчинёнными на западный манер, создавая атмосферу сплочённости и творческого мышления.

Однако местный менеджер, немолодой китаец, проработавший в этой фирме много лет, придерживался других взглядов. Он упорно стоял на позициях традиционной китайской системы авторитаризма, в которой босс всегда прав, рассказывает Карлсон.

Постоянные споры о преимуществах двух разных методов привели к тому, что Карлсон решил уволить местного менеджера. Тот воспринял эту новость спокойно, но на следующий день появился на работе.

«Я спросил что-то вроде «И что вы здесь делаете?», - вспоминает Карлсон. Тот ответил, что предан компании и отработает последний месяц своего контракта, несмотря на увольнение.

Карлсон объяснил ему, что в этом нет необходимости, и свои деньги он получит в любом случае, но менеджер настоял на том, чтобы остаться на рабочем месте.

Переосмысление стиля работы

Это был лишь первый из уроков, которые Карлсон усвоил в Китае - стране, где иностранным менеджерам зачастую приходится радикально менять стиль управления и принятия решений, чтобы приспособиться к местной культуре.

К счастью, командированные в Китай менеджеры-иностранцы могут преуспеть в этом, если окажутся готовы принять ряд культурных различий, считает Сайбал Рэй, профессор и заместитель декана бизнес-школы факультета менеджмента имени Марселя Дезотеля университета Макгилла (Монреаль, Канада).

По мнению Рэя, важнее всего усвоить, что рабочий день китайца зачастую намного длиннее, чем у жителя Запада.

Многие сотрудники полагают, что обязаны быть на связи круглосуточно и без выходных, приходят на работу раньше босса и остаются там ещё на несколько часов после его ухода.

Культура долгого рабочего дня

Многие иностранные менеджеры, ещё не знакомые с китайской культурой труда, сокращают рабочие часы: из многочисленных исследований им известно, что продолжительный рабочий день способен негативно отразиться на производительности.

Но Рэй считает, что на молодых сотрудников такой шаг может произвести неправильное впечатление. Вместо этого, советует он, лучше вводить перемены постепенно.

быть руководителем в Китае означает необходимость вести все дела в гармонии

«Необходимо создать у ваших сотрудников впечатление, что вы как руководитель работаете так же интенсивно, как они сами, - говорит Рэй. - Затем можно медленно переходить к более разумному графику работы».

Менеджеры-иностранцы также могут столкнуться с тем, что «в наследство» им достались сотрудники, не умеющие высказывать своё мнение, добавляет Рэй.

Традиционная культура Китая требует от сотрудника заниматься своим делом, не предлагать новых идей и не выражать свою точку зрения на вещи, которые можно было бы сделать иначе.

«Подобные запреты глубоко укоренены в культуре: ты высказался - ты будешь наказан», - поясняет Рэй.

Тем не менее ситуация меняется - отчасти за счёт работающих в Китае иностранных компаний, а отчасти благодаря молодёжи, которая в большей степени готова выступать с новыми идеями.

Изменение корпоративной культуры в Китае зачастую требует индивидуальной работы с сотрудниками, говорит Рэй.

Во многих офисах работники образуют группы, принимающие коллективные решения. Поэтому для содействия культурным переменам необходимо либо привлечь к руководству всю группу, либо преодолеть «стадный инстинкт», работая с каждым сотрудником по отдельности.

«Положительный эффект заключается в том, что опыт руководства в Китае делает человека гораздо эффективным менеджером, - считает Рэй. - К моменту возвращения домой вы будете владеть искусством сложнейшей перестройки трудовой культуры. В сравнении с этим опытом любые другие перемены покажутся вам совсем простой задачей».

Сплошная гармония

Этот принцип открыл для себя Миша Бенолье во время привлечения китайских разработчиков к работе над приложениями FireChat и Open Garden, которые позволяют телефонным пользователям общаться в чате в отсутствие сети.

Он бывает в Китае примерно семь раз в году и считает, что залогом успешного менеджмента в этой стране является понимание основного принципа, который разделяет большинство сотрудников.

«Это общество проникнуто духом конфуцианства, поэтому если вы хотите быть руководителем в Китае, необходимо действовать гармонично, - рассказывает Бенолье. - Каждое принятое вами решение влияет на какие-то иные аспекты, и вы постоянно должны это учитывать».

Например, вновь назначенному иностранному менеджеру не следует резко выступать против кого-либо или слишком громко протестовать против какой-нибудь идеи.

Как правило, это воспринимается как открытая конфронтация и знак того, что дни попавшего под огонь критики сотрудника в этой компании сочтены.

Если же действовать более благоразумно, то менеджер-иностранец обнаружит, что по трудолюбию китайцы занимают одно из первых мест в мире, говорит Бенолье.

Кроме того, вопреки стереотипам, в атмосфере сотрудничества работники-китайцы ведут себя не менее креативно, чем их западные коллеги.

«Достаточно скоро Китай станет лидером в сфере инноваций, - считает Бенолье. - Люди здесь работают вдвое больше, чем в Европе или США, и темпы прогресса в этой стране вдвое выше».

Прожив в Китае пять лет, Карлсон стал президентом компании по производству мебели Nicelink Home Furnishings с оборотом в 110 млн долларов в год. Он живёт в Орландо (штат Флорида), но каждые несколько месяцев ездит в Китай.

Время, проведённое в Китае, научило Карлсона тому, что менеджеры могут добиться успеха в этой стране при условии, что они готовы уважать и понимать местные обычаи. Он выучил этот урок уже в первые месяцы.

А что же стало с тем менеджером, которого он уволил? Карлсон решил позволить ему доработать до дня окончания контракта.

Если бы он поступил в соответствии с западным стилем менеджмента и заставил сотрудника покинуть рабочее место, остальные работники восприняли бы это неправильным образом - как знак того, что лояльность не приносит награды.

И его решение сработало. Коллектив отреагировал на этот шаг спокойно; более того, Карлсон и человек, которого он уволил, сохранили дружеские отношения.

«Это бизнес: разумеется, он ориентирован на прибыль, но в то же время важно уважать местную культуру, - говорит Карлсон. - Менеджер в Китае решает сложные задачи, и всё дело в том, чтобы найти решения, которые отвечали бы традиционным подходам, сложившимся в этой стране».

© Эрик Бартон

Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-2017, ссылка на сайт обязательна