Агентство Лангуст [переход на главную]

21/05/2007 Великий парусник
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о судьбе парусника XIX века «Катти Сарк».

Ниже материал статьи приведён полностью.

В понедельник из Лондона пришло печальное известие: сгорел один из самых знаменитых кораблей мира - клипер «Катти Сарк»

Чайные клиперы были вершиной искусства кораблестроения и кораблевождения в эпоху парусов, а «Катти Сарк» - лучшим из них.

В Китай за чаем

В середине позапрошлого века увлечение чаепитием сделалось в Британии всеобщим. Напиток богачей стал доступен среднему классу и даже рабочим. Импорт чая из Китая купить китайский чай превратился в огромный и высокодоходный бизнес.

чайный клипер Катти Сарк под всеми парусами

Чай стоил тем дороже, чем меньше времени провел в корабельных трюмах. Особенно ценился первый чай нового урожая, и судовладелец, опередивший остальных, зарабатывал большие деньги.

В результате развернулось строительство клиперов - специальных кораблей для перевозки чая, конструкция которых была всецело подчинена скорости: острый, очень вытянутый нос, обтекаемые обводы, громадные паруса, прочный корпус.

Клиперы были вершиной научно-технического прогресса и одновременно воплощением изящества. Само их название происходит от английского глагола, значащего «щипать»: казалось, они летели по волнам, едва касаясь их гребней.

Шедевр кораблестроения

Потомственный моряк, судовладелец Джон Уиллис заказал для себя идеальный клипер шотландской судостроительной компании Scott & Linton. Проект разработал владелец фирмы Эркюль Линтон. Пока шло строительство, Уиллис дневал и ночевал на верфи.

Основные характеристики:

Корабль, спущенный на воду 23 ноября 1869 года в Думбартоне, удался на славу. Он поражал совершенством форм и нес 36 парусов общей площадью 3350 кв. м, так что, когда на судне поднимали все паруса, создавалось впечатление, что над океаном летит огромное белое облако.

Чтобы не спускать паруса при ураганном ветре, корпус и мачты должны были быть особенно прочными. Линтон сделал корабль композитным, то есть имеющим стальной остов и деревянную обшивку.

Особенно удачной оказалась конструкция кормы. Она получилась настолько прочной, что, когда в шторм на других клиперах с бизань-мачты убирали все паруса (иначе мачту могло вырвать из корпуса), капитан «Катти Сарк» безбоязненно увеличивал парусность.

Новый клипер считался крупным, имея 65 метров в длину и 936 тонн водоизмещения. Он брал на борт 615 тонн чая и развивал скорость до 17 узлов.

Юная ведьма

«Катти Сарк» («Короткая Рубашка») - персонаж шотландского фольклора, молодая красивая ведьма, которая носилась по болотам в супер-мини, завлекая мужчин на погибель. Её много раз изображали на живописных полотнах, а Роберт Бёрнс прославил в поэме «Тэм О'Шентер».

В честь быстроногой ведьмы и назвал Джон Уиллис свой корабль.

Океанский марафон

16 ноября 1869 года, за неделю до спуска на воду «Катти Сарк», далеко от Шотландии произошло событие, ставшее приговором чайным клиперам и вообще парусному флоту - был открыт Суэцкий канал.

ростральная фигура на носу Катти Сарк

Путь с Дальнего Востока в Европу сразу сократился на 4 тыс. миль - но только для пароходов, поскольку парусные суда не могли маневрировать в узком канале.

Великий корабль не по своей вине оказался морально устаревшим, ещё не сойдя со стапелей.

Ещё несколько лет клиперы держались за счет того, что богатые покупатели платили значительно дороже за чай, доставленный под парусами, а не на пропахших дымом и маслом «огнедышащих чудовищах».

Славу «Катти Сарк» принесло состязание на скорость с другим знаменитым клипером - «Фермопилы».

Корабли вышли из Шанхая 18 июня 1872 года. Через две недели «Катти Сарк» потеряла руль, и в результате прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил» - 18 октября, затратив на путешествие 122 дня.

Клипер вошёл в историю благодаря характеру капитана, который продолжил гонку, вместо того, чтобы идти в ближайший порт для ремонта, и мастерству плотника, соорудившего в открытом море импровизированный руль.

Умение «держать удар» всегда ценилось в Британии выше легко доставшейся победы.

Советский фантаст Иван Ефремов купить произведения Ивана Антоновича Ефремова, ещё в 50-е годы задумавшийся о проблемах экологии, посвятил «Катти Сарк» одноименную повесть.

По его мнению, чайные клиперы воплощали в себе философию единения человека с природой и достижения цели с помощью природных сил, а не через их преодоление. Много позже на Западе это назовут «устойчивым развитием».

Однако, сколько бы ни горевали романтики и ветераны парусного флота, экономика взяла своё. Скоро «Катти Сарк» и другие чайные клиперы начали приносить судовладельцам убытки.

Какое-то время их использовали для доставки шерсти из Австралии. «Катти Сарк» одолевала этот маршрут за 77 дней. Ее лучший суточный пробег составил 363 мили в сутки.

Закат

В 1895 году Джон Виллис ушёл на покой и продал свое детище португальскому судовладельцу, который грузил гордый парусник чем угодно, включая металлолом.

Джон Виллис

В 1907 году давний соперник «Катти Сарк», клипер «Фермопилы» с почётом захоронили по морскому обычаю: вывели в открытое море и утопили торпедой. «Катти Сарк» продолжала служить, хотя уже не претендовала на славу.

Старый корабль ещё раз отличился во время Первой мировой войны. Осенью 1915 года его экипаж снял 700 человек с английского корабля, торпедированного немецкой подводной лодкой.

После войны «Катти Сарк» собирались отправить на слом, но её спас капитан-энтузиаст Уилфред Доуман, который в 1922 году выкупил и реставрировал корабль, приведя его в первоначальный вид.

После смерти Доумана вдова капитана передала клипер училищу торгового флота, которое использовало его в качестве так называемой брандвахты - стационарного учебного судна.

пожар на паруснике

В 1952 году корабль передали Обществу по сохранению памятников старины, и холодным солнечным утром 10 декабря 1954 года 85-летний клипер совершил свой последний рейс, вверх по Темзе, в специально построенный док неподалеку от Лондонского морского музея, почти на линии Гринвичского меридиана.

При постановке в док выяснилось, что великолепный корпус практически не поддался гниению и ржавчине.

Казалось, «Катти Сарк» выпала счастливая судьба. Единственный из чайных клиперов, он не утонул и не был списан, а обрёл вторую жизнь в качестве достопримечательности Лондона.

Версия о поджоге

Полицейские внимательно изучают видеозапись, сделанную камерами наблюдения. Считается, что эти камеры могли запечатлеть людей, которые находились около единственного оставшегося в мире чайного клипера перед началом пожара. Представители правоохранительных органов уже получили информацию от ряда очевидцев происшествия.

Некоторые из них видели, как от места происшествия отъезжала машина серебристого цвета. Однако в полиции говорят, что на данном этапе нет оснований для того, чтобы увязать эту машину с пожаром на паруснике.

«Можно восстановить»

138-летний клипер, стоящий в специальном сухом доке возле Темзы в лондонском районе Гринвич, в последнее время находился на реконструкции, на которую было выделено 25 млн. фунтов (почти 50 млн. долларов), и был закрыт для посетителей.

клипер в сухом доке

Значительная часть содержимого «Катти Сарк», а также элементы самого клипера (половина обшивки и мачты) избежали пожара, потому что были вывезены для реставрации.

Первоначально сообщалось, что в результате пожара 80% того, что оставалось на месте стоянки корабля, было уничтожено.

Однако позднее появились мнения, что нанесенный ущерб является не столь значительным, как считалось сразу после пожара.

«С того места, на котором я нахожусь, [видно, что] не снятой с корабля обшивке не был причинен огромный урон», - заявил Крис Ливетт, глава занимающейся реставрацией парусника компании Cutty Sark Enterprises.

В свою очередь, глава благотворительной организации Cutty Sark Trust Ричард Доти заявил днём в понедельник после осмотра места происшествия, что, по его первым впечатлениям, в результате пожара судно всё-таки не развалилось на части.

Куратор-консультант Cutty Sark Trust Эрик Кентли выразил уверенность, что клипер можно будет восстановить, но на это потребуется больше времени и средств, чем изначально было выделено на реконструкцию.

© Константин Рожнов

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна