Агентство Лангуст [переход на главную]

21/08/2015 Возрождение франков: инновации Карла Великого
Впервые опубликовано на сайте Republic

На сайте Republic была опубликована авторская статья о Каролингском возрождении купить книги по истории, археологии и этнографии.

Ниже материал статьи приведён полностью.

Граница между Ранним и Высоким Средневековьем Европы условна, но часто её обозначают по цивилизационному рывку, который с XIX века стали называть «Каролингским возрождением».

Этим термином принято называть период правления Карла Великого и его наследника Людовика Благочестивого (814-843), иногда в этот период включают и правление внука Людовика, Карла Лысого (843-877). Этот очерк посвящён предыстории, причинам и содержанию Каролингского возрождения.

Карл Великий и Пипин Горбатый. Копия X в. с миниатюры из рукописи, подаренной Фульдскому аббатству графом Эбергардом Фриульским

Пока центры цивилизации находились в Византии, в мусульманском мире и Китае, на европейской периферии шёл процесс медленного преодоления распада Западной Римской империи. Германия, Франция и Британия представляли собой конгломераты «королевств» под властью традиционной элиты и с элементами племенной демократии. Короли сохраняли элементы римского правления: римские титулы и звания, незначительное делопроизводство, остатки права, - но в целом это были скромные аграрные государства без амбиций.

Начиная с VII века в королевстве франков (совр. северная Франция и Бельгия) начало складываться двоевластие: рядом с официальными королями Меровингами появился род Пипинидов, наследственных правителей одной из областей, представители которого с середины VII века стали носить титул майордома (major domus - лат. глава дворца). Майордомы передавали титул и власть по наследству и постепенно низвели Меровингов до номинальных фигур. Последние майордомы именовали себя dux et princeps Francorum - ср. лат. владыка и принц франков (ранг dux/despotes означал самостоятельного правителя на ступень ниже византийского императора, например дож Венеции). В 751 году майордом Пипин Короткий убедил римского папу признать его королём, последний Меровинг был заключён в монастырь, и королевством франков стала править династия, получившая в будущем имя Каролинги по имени сына Пипина, Карла (742-814), будущего короля.

Вскоре после этого Пипин заключил союз с багдадским халифом аль-Мамуном, который продолжали их сыновья Карл и Харун ар-Рашид. Союз багдадских Аббасидов и Каролингов был важным фактором мировой политики следующие полвека. В 777-778 годах Карл Великий шёл войной на халифа Кордовы Абд ар-Рахмана плечом к плечу с вали (губернатором) Барселоны Сулейманом аль-Араби, сторонником багдадского халифа ар-Рашида. Именно в этой войне погиб маркграф Карла Хруогланд Бретонский, попавший в Ронсевальском проходе в засаду басков - позднейшая легенда обессмертила его как Роланда, победителя сарацин. Но в ходе этой войны владения христиан впервые за много столетий продвинулись за Пиренеи, создав плацдарм будущей Реконкисты.

Карл Великий правил с 762 по 814 год и за это время превратил небольшое государство отца в общеевропейскую империю, а также добился титула императора (800). До этого момента считалось, что император у христиан может быть только один - в Константинополе. Изначально Карл воспользовался тем, что в Константинополе правила узурпировавшая власть императрица Ирина, свергшая и ослепившая собственного сына. «Женский империй» не признавали ни Карл, ни короновавший его папа Лев III, союзник Карла. После свержения Ирины в 803 году Карл и новый император Никифор какое-то время вели войну, но после смерти Никифора новый император, Михаил, предпочёл формально признать Карла императором в обмен на контроль над ключевым портом, Венецией.

Современные историки, а ещё чаще пропагандисты называют Карла Великого первым объединителем Европы. Поскольку объединение Европы стало результатом почти тридцати лет непрерывных войн, честь, с учётом современных евроценностей, довольно сомнительная. Однако если раньше военные вылазки вели к тому, что победители облагали побеждённый народ данью (которая к тому же не платилась или платилась нерегулярно) и покидали, Карл был заинтересован в том, чтобы по возможности контролировать покорённые территории. По одной из версий, Карл смог создать и удержать империю не столько за счёт рыцарской кавалерии, сколько за счёт надёжной логистики и осадных технологий (Bowlus, Charles R. The Battle of Lechfeld and Its Aftermath, August 955: The End of the Age of Migrations in the Latin West. Ashgate Publishing, Ltd., 2006). Для осуществления своих планов Карл должен был иметь механизмы контроля и штат администраторов, умеющих читать, писать и знающих право. Так у короля Карла сложился запрос на светское образование.

Но Карл Великий был незаурядной личностью и сам по себе: он сочетал в себе воина и интеллектуала в той мере, в какой его положение и происхождение это позволяли. Современник Карла Великого, Эйнхард, описывает короля, жадного до знаний, прогресса и просвещения:

«Во время трапезы он слушал или чтеца, или какое-нибудь выступление. Читали [же] ему об истории и подвигах древних. Он любил и книги святого Августина, особенно те, что озаглавлены „О Граде Божием“. …Он был многословен и красноречив и мог яснейшим образом выразить всё, что хотел. Не довольствуясь лишь родной речью, он старался изучить иностранные языки. Латинский он изучил так, что обыкновенно говорил [orare] на нём, словно на родном, но по-гречески он больше понимал, нежели говорил. При этом он был столь многословен, что даже казался болтливым [dicaculus]. Он усердно занимался свободными искусствами и весьма почитал тех, кто их преподавал, оказывая им большие почести. Грамматике он обучался у дьякона Петра Пизанского, который был тогда уже стар, в других науках его наставником был Альбин, прозванный Алкуином, тоже дьякон, сакс из Британии, муж во всём мире учёнейший. Под его началом Карл много времени уделил изучению риторики, диалектики, а особенно астрономии. Он изучал искусство вычислений [computandi] и с усердием мудреца пытливо выведывал пути звёзд. Пытался он писать и для этого имел обыкновение держать на ложе, у изголовья [in lecto sub cervicalibus], дощечки или таблички для письма, чтобы, как только выпадало свободное время, приучить руку выводить буквы, но труд его, начатый слишком поздно и несвоевременно, имел малый успех» (Эйнхард. Жизнь Карла Великого (пер. с лат. М.С. Петровой). В кн.: Историки эпохи Каролингов. - М.: Росспэн, 1999).

Дополнительным фактором Каролингского возрождения, возможно, стал захват Карлом казны Аварского каганата. У германских народов военная добыча считалась носителем воинской удачи, и поэтому сокровища не пускали в оборот, а прятали и даже топили в болоте (О «болотном серебре» см.: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1972). У аваров такого обычая не было, свои многолетние накопления они хранили в «Ринге», полевой крепости-столице. Снова процитируем Эйнхарда:

Карл Великий и папа Адриан I

«Все деньги и накопленные за долгое время сокровища были захвачены [франками]. В памяти человеческой не осталось ни одной, возникшей против франков, войны, в которой франки столь обогатились бы и приумножили свои богатства. Ибо до того времени франки считались почти бедными, теперь же они отыскали во дворце гуннов столько золота и серебра, взяли в битвах так много ценной военной добычи, что по праву можно считать, что франки справедливо исторгли у гуннов то, что гунны прежде несправедливо исторгли у других народов» (Эйнхард. Указ соч.).

Европейцы вполне осознавали ширину цивилизационного разрыва между собой и Византией и исламским миром. Карл Великий получил в подарок от Харуна ар-Рашида механические часы купить мужские и женские часы и слона, которые поразили и его и подданных (слон, впрочем, был франкам намного интереснее часов). Ответный дар Карла ар-Рашиду состоял только из шерстяных тканей (и это было ещё не прославленное в будущем фландрское сукно, а куда более грубая материя).

Европа Каролингов не была закрытой аграрной экономикой, но и богатством её экономика не отличалась. Самым технологичным её товаром были мечи т.н. каролингского типа - одноручные прямые рубящие клинки. Каролинги регулярно объявляли эмбарго на поставку мечей викингам, чтобы не облегчать им набеги на свои владения; судя по регулярности запретов, успеха эти эмбарго не имели. Как показывают археологические находки, мечи эти были чрезвычайно популярны в Северной Европе (понятия «каролингский меч» и «викингский меч» означают один и тот же тип меча). Среди каролингских мечей выделяются клинки с клеймом «Ульфберт» (ULFBERHT или VLFBERHT) - возможно, это были особо престижные и качественные брендовые клинки определённой семьи мастеров. Однако, скорее всего, европейской была только ковка; сейчас принято считать, что высококачественный булат для каролингских мечей изготовлялся тигельным способом по индийской технологии вуц и поступал по Волжскому торговому пути с исламского Востока (См.: Кирпичников А.Н. Мечи с надписью ULFBERHT в Северной Европе. Славяне и финно-угры. Археология, история, культура. Доклады российско-финляндского симпозиума по вопросам археологии. - СПб., 1997. Edge, David; Williams, Alan. Some early medieval swords in the Wallace Collection and elsewhere. Gladius XXIII, 2003, p. 191-210).

Из Европы также шли на экспорт рабы, в основном на исламский Юг. Войны производили много военнопленных. По обычаям этой эпохи, пленник обязан был выкупить себя у пленившего; цены на выкуп были не произвольными, а строго оговорёнными. Неспособных выкупиться, видимо, продавали на рынке. И церковь, и светские власти пытались бороться с экспортом рабов, но, видимо, безуспешно. Европа была третьим по значению поставщиком рабов в дар-уль-ислам; её опережали, судя по косвенным данным, Восточная Европа с Кавказом и Тропическая Африка. Так как мусульманам запрещалось держать в рабстве мусульман, принявшие ислам «рабы» этой эпохи были полноправнее античных рабов-«говорящих вещей». Большинство проданных в исламские страны европейцев, вероятно, становились воинами и стражниками (такие зависимые воины назывались «гулям» - араб. «молодец, слуга»). Белых рабов в исламских странах было так много, что они серьёзно влияли на экономику и политику. В течение всего XI века Балеарские острова и часть Андалусии принадлежали эмиру Дении - вождю восставших белых рабов. Повстанцы промышляли торговлей и пиратством, успешно атакуя как братьев по исламу, так и бывших соотечественников из Пизы и Генуи. Очень высоко ценились белые евнухи - не для гаремов, как можно было бы подумать, а для службы. Рабов, неспособных оставить потомство и передать пост по наследству, ценили за верность, известны очень высокопоставленные и состоятельные средневековые евнухи. Возможно, поэтому некоторые выбирали эту операцию добровольно; кастрация во взрослом возрасте не имеет тех же негативных последствий, что в детском. Но ислам запрещал кастрацию, поэтому эта «услуга» оказывалась за рубежом дар-уль-ислам. В конце I тысячелетия в Вердене (Лотарингия) и Печине (Испания) были целые клиники, производившие кастратов (О рабстве в Европе см.: Postan, Michael. The Cambridge Economic History of Europe: Trade and industry in the Middle Ages. Cambridge University Press, 1966; Blackburn, Robin. The Making of New World Slavery: From the Baroque to the Modern, 1492-1800. Verso, 1998).

Наконец, исламские страны также закупали во владениях Карла много строевой древесины, которой владения мусульман были бедны (Кардини, Франко. Европа и ислам: история непонимания. СПб., Александрия, 2007).

в соборе Святого Петра папа Лев III возлагает императорскую корону на голову Карла

Каролингское возрождение состоит из ряда взаимосвязанных вещей: организации государства, строительства, системы образования, литературного творчества. Итак, что было сделано в этом периоде?

Бурная интеллектуальная жизнь двора Карла Великого транслировалась в новый уровень государственной организации. От Карла и его наследников остались десятки капитуляриев (указов с развёрнутыми распоряжениями по королевским владениям и делам). Эти инструкции наглядно показывают, как были организованы и как росли и усложнялись государственное управление и экономика Каролингов. Один из самых интересных документов, «Капитулярий о поместьях», по сути, является очерком экономики Карла Великого, из которого можно узнать и о полномочиях королевы в отсутствие короля, и о важности конского дела, и о том, что входило в повседневный рацион жителей королевства, и как поместье должно было обеспечивать проходящую армию или проезжающего мимо короля, - и даже о том, что в штат каждого поместья входил мыловар (что подрывает часто повторяемые историографические сказки о вечно грязной, вонючей и немытой Европе).

Каролингская империя стала местом интенсивного каменного строительства. Только за время правления Карла было построено 27 соборов, 417 монастырей и свыше 100 светских зданий. Для построек этой эпохи характерен стиль, который сочетает римские традиции и современные византийские образцы, но при этом содержит узнаваемые местные черты - например, вестверк, мощный портал с западной стороны храма (о символизме вестверка в литературе идут споры).

Строительство большого количества монастырей связано лишь в малой мере с благочестием Каролингов. Монастыри были ключевыми центрами королевства, одновременно и крепостями, и школами, и складами, и убежищами. О том, как был устроен монастырь и как вообще строились здания эпохи Каролингов, мы можем судить по «Плану монастыря святого Галла». Этот уникальный документ, обнаруженный в 1844 году в библиотеке аббатства святого Галла (Швейцария), содержал план идеального бенедиктинского монастыря, вероятно задуманный как мастер-модель для серии монастырей. Монастырь состоял из большого храма, больницы, школы, библиотеки со скрипторием (помещение для переписки книг), жилых и хозяйственных построек и был продуман до мелочей, сочетая христианский символизм с надёжными инженерными решениями. В столовой не было отопления - чтобы монахи не засиживались за едой, теша грешную плоть, зато количество «очков» в уборной монашеского жилого корпуса было больше, чем предписывают иные современные нормативные градостроительные документы. «План св. Галла» доказывает, что римское строительное искусство в Европе не было утрачено и его традиция не пресеклась даже в «тёмные века».

Каролингское возрождение - заслуга не одного Карла Великого, а целой группы деятелей. Карл активно собирал при своём дворе в Ахене учёных со всей Европы. Самым известным из них считается Алкуин из Йорка (735-804), учёный клирик. В Йорке Алкуин, используя труды Боэция и британского писателя и философа Беды Достопочтенного, разработал систему обучения «семи свободным искусствам» (тривиуму и квадривиуму) и создал школу. Успех этой школы стал известен настолько, что Карл пригласил его ко двору, где Алкуин создал такую же школу, которую впоследствии стали называть Дворцовой академией или Каролинговой академией. Эта школа стала моделью для других монастырских школ эпохи Карла, которые стали создаваться во всей стране по капитулярию 787 года.

С деятельностью Алкуина также связано возникновение книжного дела эпохи Каролингов. Сам Алкуин был очень продуктивным автором: его перу принадлежат почти 400 произведений, в том числе знаменитые «Диалоги с Карлом» и «Диалоги с Пипином» (Пипин Горбатый, один из сыновей Карла). Для нужд «Диалогов» Алкуин едва ли не первым в истории стал применять знак вопроса (имевший вид косой черты с точкой) (Современный вопросительный знак, возможно, является производным не Алкуинова знака, а начертанием от буквы «q», от лат. quero - вопрошаю.)

В скрипториях, руководимых Алкуином, появился новый тип рукописного шрифта - т.н. каролингский минускул. Этот шрифт имел максимально простые и стандартные начертания и был более удобен для письма и чтения, чем меровингский минускул, которым писались документы предшествующих эпох. Первый гуманист XIV века Петрарка купить произведения Франческо Петрарки, обнаружив образцы каролингского минускула в старых книгах, так вдохновился его «античной» красотой и простотой (См. Петрарка Ф. «О письме».), что создал на его основе новый шрифт - гуманистический минускул, который быстро вытеснил доминировавшие тогда трудночитаемые готические шрифты. В эпоху Карла и его наследников также появляется много книг нового типа, так называемые иллюминированные манускрипты - в первую очередь напрестольные Евангелия, Библии и другие богослужебные книги купить христианскую литературу с обильными украшениями в виде иллюстраций, буквиц и виньеток (живописных рамок и обрамлений страницы).

Из многих других деятелей Каролингского возрождения особого упоминания заслуживает Теодульф Орлеанский (750-821). Теодульф, вестгот по происхождению, был видным богословом, редактором многотомных «Каролингских книг», в которых обличались решения VII Вселенского собора, утвердившего в 787 году иконопочитание, и автором нескольких капитуляриев Карла о правилах монашеской жизни. Наиболее важна была его деятельность по организации монастырей; Теодульф совмещал пост епископа с должностью настоятеля сразу нескольких монастырей и много писал на эту тему. Если монастыри Алкуина были центрами просвещения и знаний, то Теодульф создал концепцию монастыря как социального центра. Монастырь Теодульфа должен был давать ночлег и пропитание путешественникам, обеспечивать защиту преследуемым, а монастырские школы должны были давать начальное образование всем желающим, от аристократии до простых людей (для сравнения: школа Алкуина ориентировалась на учеников из клириков и аристократии и готовила королевских судей и священников).

Наконец, позднее Каролингское возрождение отмечено деятельностью Иоанна Скота Эриугены (815-877), клирика из Ирландии, который также возглавлял Дворцовую академию. Главное достижение Эриугены - это труд «О разделении природы» (ок. 866), в котором Эриугена обобщает классические греко-римские и современные ему византийские взгляды на природу и творение. С этого труда иногда отсчитывают рубеж между философией античной и философией средневековой и начало схоластики как школы мысли.

© Юрий Аммосов, советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ

Впервые опубликовано на сайте Republic

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна