Агентство Лангуст [переход на главную]

22/12/2009 В России закончился конкурс «Слово 2009 года»
Впервые опубликовано на сайте «Человек без границ»

На сайте «Человек без границ» была опубликована заметка о слове 2009 года в России.

Ниже материал заметки приведён полностью.

В России завершился первый открытый финальный тур популярного во всем мире конкурса «Слово года».

Голосование за самое актуальное в уходящем году слово прошло в сети Интернет. Что, конечно, несколько ограничивает респондентскую выборку - так как не все жители России пользуются компьютером. С другой стороны, говорят организаторы конкурса, именно в сети общаются самые активные участники голосования. И именно Интернет является главной современной площадкой словообразования, напоминает пиар-директор бывшего рекомендательного сайта «ИМХОНЕТ» Елена Лебедева: «До этого конкурс проводился исключительно силами экспертного сообщества - филологов, философов, лингвистов. Курировал его Михаил Эпштейн. А в этом году он проходил на рекомендательном сайте - социальной сети ИМХОНЕТ. И любой пользователь мог выложить своё слово. И люди не только выкладывают, генерят свой контент, в данном случае слова, но они его ещё и оценивают, сертифицируют, проводят экспертизу самыми разными путями. Они могут его оценить по 10-бальной шкале, они могут написать комментарий, отзыв. В итоге возникает сложная рефлексия».

Не случайно, что в этом году слова года являются индикаторами состояния российского общества. В тройке лидеров в главной номинации оказались слова «антикризисный», «зомбоящик», «Медвепутия». И если со словом «антикризисный» все понятно, - его попадание в рейтинг стало своего рода ответом на само явление глобального кризиса и на частое использование этого слова чиновниками всех рангов, экспертами, бизнесменами - то два других лидера требуют пояснений. «Зомбоящик» - это сложная идеологема, образованная от жаргонного названия телевизора купить телевизор - «ящик» и сокращенного отглагольного прилагательного зомбирующий. Фактически речь идет о том же телевизоре, правда в данном случае ему приписываются негативные влияния на взгляды и суждения смотрящего «зомбоящик». Слово «Медвепутия» - фактически акроним из фамилий президента и премьер-министра России Дмитрия Медведева и Владимира Путина. «Медвепутия» - ироничное название России.

В целом же конкурс проходил в четырех номинациях - помимо «Слова года», оценивались также «Выражение года», «Словотворчество» и слова про Интернет. Примечательно, что кризисная тематика проникла почти во все из них, говорит Елена Лебедева: «Из 20 слов, то есть топ 10 + топ 10 7 слов так или иначе связаны с кризисом. Это „девальвация“, „дно кризиса“, „вторая волна кризиса“, „новые бедные“ „отсрочка по кредитам“. В США всего одно слово - „зомбибанк“ - банк, живущий за счет поддержки государства, в Германии - два слова - „профукать“, про рискованные банковские сделки, и „стабфонд“. Видно насколько пропорция кризисных слов в России выше».

Впрочем, были и другие слова. Так в тройку лидеров в номинации «Фраза года» попало словосочетание «крепкое кофе». Так жители страны отреагировали на введение новых норм русского языка, которые, в частности, позволили употреблять слово кофе купить кофе разного типа в среднем роде. Неологизмами года были признаны слово «нехоть», обозначающее состояние, когда ничего не хочется, слово «брехлама„ - сочетание слов “брехня„ и “реклама„, обозначающее недобросовестную рекламу. Третья строчка у неологизма “нанА-технологии„ - то есть предвыборные обещания, подачки. Победители среди интернет-слов - “гуглик„ - единица известности в Интернете, а проще говоря, частота упоминания на известном поисковом ресурсе. Так же в номинацию попали слова “френдёж„ - механическое расширение списка друзей, “френдов„, в социальных сетях, и “вампьютер„ - компьютер по отношению к человеку, испытывающему зависимость. Стоит отметить, что в финальном голосовании по основной номинации конкурса “Слово года» народное и экспертное мнение во многом разошлось. Специалисты на первое место выдвинули слово «перезагрузка», применительно к новому этапу отношений между Россией и новой администрацией США. На втором месте в рейтинге экспертов оказалась аббревиатура «ЕГЭ» - единый государственный экзамен подготовка к ЕГЭ, на третьем - слова «дуумвират» или «тандем», то есть президент Медведев и премьер Путин. И здесь как раз выбор экспертов фактически совпадает с выбором пользователей Интернета, выбравших слово «Медвепутия».

Впервые опубликовано на сайте «Человек без границ»

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна