Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

23/01/2013 Универсальный мир колыбельных: от Вавилона до наших дней
Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

На сайте Би-би-си - Русская служба была опубликована статья о колыбельных песнях купить колыбельные песни для детей.

Ниже статья приведена полностью.

Четыре тысячелетия назад древние вавилоняне написали первую колыбельную, которую матери пели своим детям.

Её, должно быть, читали, чтобы успокоить ребёнка перед сном, но слова этой колыбельной были далеко не умиротворяющими, - и это сохраняется во многих убаюкивающих песнях, которые мамы напевают своим детям в современном мире.

многие колыбельные - от Древнего Вавилона до наших дней - полны скорби или скрытых угроз

На маленькой глиняной дощечке, умещающейся на ладони, вырезаны слова одной из первых сохранившихся колыбельных, созданных примерно за два тысячелетия до нашей эры.

Надписи на ней выполнены клинописью - одной из первых форм письма в истории - вавилонским писцом, использовавшим тростниковый стилус (тонкую палочку для письма), на территориях, где в настоящее время расположен Ирак.

Это зловещая колыбельная, в которой ребёнка пугают страшным домашним богом, которого он тревожит своим плачем и который за это покарает малыша.

Пугающие сюжеты были типичны для колыбельных той поры, говорит Ричард Дамбрил, ведущий эксперт по старинной музыке Британского музея, где хранится древняя дощечка.

«Они пытались сказать ребёнку, что он издаёт много шума, пробуждая тем самым демона, и если он немедленно не замолчит, демон съест его», - раскрывает содержание надписи Дамбрил.

При том, что эти слова скорее нагоняют страх, чем вызывают сон, многие колыбельные, включая их современные вариации, наполнены мрачным содержанием.

«Баю-баю-бай», - такими словами начинается одна из популярных колыбельных народа Луо на западе Кении, а за ними следует явная угроза: «плачущий ребёнок будет съеден гиеной», - что является вполне реальной опасностью в некоторых частях страны.

Известная британская колыбельная - «Баю-бай, крошка!» («Rock-a-bye-Baby» в английском варианте), также содержит скрытую угрозу, в самой мягкой форме повествуя о том, что ребёнок вместе с люлькой упадёт с ветви дерева.

Колыбельная как похоронный плач

Ночные часы часто ассоциируются с темнотой и страхом, и это может служить частичным объяснением пугающих сюжетов некоторых колыбельных, говорит Салли Годдард Блайс, автор книг о детском развитии и глава Института нейрофизиологической психологии.

Однако, по её словам, первооснова всех колыбельных - даже самых страшных - любовь, нежность и забота.

Многие колыбельные, независимо от их сюжета, обладают гипнотическими и умиротворяющими свойствами. Другие полны скорби и безнадёжности, как похоронный плач.

Некоторые «рассказывают тебе историю страны, или говорят, как тебе следует и не следует вести свою жизнь, служа своего рода колонками советов для младенцев», - говорит музыкант Зоэ Палмер, работающая над проектом колыбельных в Лондонском Королевском госпитале.

Палмер работает с недавно родившими матерями в составе группы музыкантов, помогая им заучивать уже существующие колыбельные и передавать эти знания, а также создавать новые песни.

Это очень разнообразное общество, где собрались родители из Китая, Бангладеш и Индии, равно как и Италии, Испании, Франции и Восточной Европы, но, по оценкам музыканта, колыбельные разных культур сильно похожи между собой.

«Куда бы на свете вы не отправились, женщины используют схожие интонации, вокальный стиль для своих детей», - говорит она. Многие колыбельные очень просты, отмечает она, с постоянным повторением всего нескольких слов.

В разных культурах существуют также похожие ритмические модели. Чаще всего убаюкивающие песни поются трёхдольным метром, в котором сильные доли повторяются равномерно через две слабые доли, что придаёт им «характерные движения укачивания», - говорит Салли Годдард Блайс. Это действует на детей успокаивающе, потому что повторяет движение, которое ребёнок испытывает в утробе матери.

Язык через песни матери

Наравне с помощью при засыпании, колыбельные могут иметь и образовательные цели.

дети слышат звуки за пределами живота матери, но её голос - самый влиятельный из всех

Пение вместе с ребёнком - это естественный способ поделиться с ним новыми словами и звуками, говорит Колвин Треварсен, профессор в области детской психологии в университете Эдинбурга и вице-президент Британской ассоциации дошкольного образования.

К примеру, шведская колыбельная «Маленький мамин Олле» («Mors Lilla Olle» - на шведском) содержит восемь разных гласных звуков в четырёх рифмующихся строчках.

Треварсен десятилетиями изучал, как матери и их дети общаются друг с другом в первые месяцы после рождения. Результаты его исследований свидетельствуют о том, что дети от природы музыкальны и имеют превосходное чувство ритма.

Даже когда мать не поёт ребёнку, она обычно разговаривает с ним достаточно музыкально, отмечает эксперт, так что модуляции её голоса, стремящиеся то вверх, то вниз, образуют чёткий ритм.

Но особенно поразило учёного то, как отчётливо ребёнок реагирует на её мелодичную речь - жестами и «гулением», которые часто происходят синхронно с изменениями в её голосе.

Таким образом, мать и ребёнок «срабатываются друг с другом», говорит он, как импровизирующие джазовые музыканты купить аудиозаписи джаза и блюза.

Избавление от тревог и забот

В 1920-х годах поэт Федерико Гарсия Лорка купить поэзию Федерико Гарсии Лорки, изучавший испанские колыбельные, отмечал их поэтический характер и глубокую печаль во многих из них.

Одна из наиболее известных традиционных иракских колыбельных, особенно печальная, повествует о сердечной боли из-за пропажи родственников. Её часто поют на похоронах, и завершается она словами: «Какая боль переполняет моё сердце. О сын мой, как я хочу получить весточку от близких».

Теория Лорки, с которой многие современные исследователи могут не согласиться, заключалась в том, что одна из главных функций колыбельных - помочь матери в вокальной форме выразить свои страхи и заботы, а точнее, служить ей своеобразной терапией.

Мы знаем, что древние вавилоняне 4 тысячелетия назад посчитали их достаточно важными, чтобы задокументировать для истории, но сколь долго они ещё будут существовать?

Существует много факторов, угрожающих продолжению традиции убаюкивающих песен, - ряды гаджетов купить различные электронные гаджеты для развлечения и успокоения плачущего ребёнка и всё возрастающее использование технологий для коммуникации, даже между родственниками.

Возможно, теперь привычка петь играет меньшую роль в нашей повседневной жизни, чем это было раньше, когда предыдущие поколения, не знакомые с такими благами цивилизации, как телевизоры купить телевизор и компьютеры, собирались вместе, чтобы попеть и поделиться своими историями.

Но результаты моего исследования колыбельных свидетельствуют о том, что их позиции ещё сильны в разных странах, начиная от Кении, Сирии, Марокко до Великобритании.

Эксперт по старинной музыке Ричард Дамбрил считает, что есть нечто врождённое в воспитании ребёнка, гарантирующее «выживание» колыбельных в будущем.

«Древнейшая колыбельная - это та, которую первая женщина пела своему первому ребёнку, - говорит он. - И я уверен, что колыбельные относятся к одному из материнских инстинктов».

С этим согласна Рим Келани, рождённая в Великобритании палестинская певица.

«Это одна из универсальных вещей, - полагает она. - Когда я пою колыбельную, где бы на свете я не находилась, всегда есть люди, которые делают то же самое».

«Это как пуповина… И эта исключительная сила колыбельной перед сном вечна и вне времени», - заключает она.

Голос матери - «акустический мост»

© Нина Пэрри

Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-2017, ссылка на сайт обязательна