Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

23/07/2015 Грубость распространяется как вирус
Впервые опубликовано в еженедельнике «Большой город»

В еженедельнике «Большой город» была опубликована заметка о грубости.

Ниже заметка приведена полностью.

Если вы с утра проснулись не в духе, пролили на себя кофе, а затем нагрубили соседу по метро или продавщице в магазине, то вы запустили необратимый процесс. С большой вероятностью, продавщица в ответ нагрубит следующему клиенту, а он - кому-нибудь ещё. Именно так общество или рабочий коллектив «инфицируются» хамством.

Грубое поведение может передаваться от одного человека к другому, создавая замкнутый круг. Фактически грубость распространяется как вирус, это показал эксперимент учёных из Университета штата Флорида.

Этим можно объяснить, почему в России так распространено хамство: нам так часто грубят в поликлиниках, госучреждения и даже в частных кафе и магазинах. Социологи объясняют высокий уровень хамства в России недоверием людей друг к другу. Видимо, эффект распространения грубости лишь усиливает эту проблему.

Да и во многих рабочих коллективах грубость становится нормой.

Как хамство порождает хамство

Исследование, опубликованное в 1999 году, наглядно показало, как работает известная истина, что зло порождает зло: когда мы грубим кому-то, мы получаем грубость в ответ.

хамство порождает хамство

Учёные решили продолжить исследовать корни этого явления и в результате с помощью трёх экспериментов показали, что люди не только грубят в ответ на невежливое поведение, но и вымещают зло на тех, кто не был с ними груб.

Автор исследования Тревор Фоулк и его коллеги наблюдали, как взаимодействовали между собой 90 студентов магистратуры во время тренинга, обучающего ведению переговоров. Студенты работали в парах. После каждого круга переговоров, студенты оценивали, насколько был груб или приветлив их партнёр. А затем вместе с тем же партнёром они играли в финансовую игру, в рамках которой нужно было распределить определённую сумму денег. У игроков было три варианта: они могли поделить деньги по-честному, взять себе больше или поступить назло партнёру, взяв себе небольшую часть, но так, чтобы партнёр при этом не получил ничего. Затем студенты переходили к другим партнёрам, с которыми также проводили переговоры, а потом играли в финансовую игру. Всего у каждого студента было по 10 партнёров.

Эксперимент показал, что если участник сталкивался на переговорах с недружелюбным поведением, он с большей вероятностью был готов получить меньше денег, сыграв в финансовой игре назло партнёру. Более того, в следующих переговорах он также вёл себя недружелюбно, из-за чего другой партнёр считал нужным поступить назло ему в финансовой игре. Таким образом, грубое поведение первого человека задавало стиль поведения игроков в последующих переговорах.

Мы помним грубость и мстим за неё

Второй эксперимент показал, почему появляется такой замкнутый круг. Выполняя упражнения на поиск слова среди набора букв, участники, которые в начале эксперимента сталкивались с неприветливым поведением, в частности, когда перед упражнением ведущий эксперимента грубо вёл себя с опоздавшим человеком, быстрее всего находили слова, связанные с грубостью, например «хамский» или «наглый». Судя по этим результатам, когда мы сталкиваемся с агрессивным поведением, эта ситуация не выходит у нас из головы и влияет на то, как мы воспринимаем поведение других людей, и, соответственно, на наше собственное поведение.

Третья часть исследования показала, как работает этот принцип. В рамках исследования участники оказались свидетелями сцены ссоры. Они посмотрели видеосюжет, в котором сотрудники книжного магазина покупка различных товаров в интернете спорили о том, как будут распределены рабочие задачи. Затем участникам дали задание распределить средства, как они делали это в первом эксперименте. В этот раз их «партнёром» был заказчик этого книжного магазина, от которого участники получили письмо о недоставленной книге.

Когда письмо было написано в нейтральном тоне, участники распределяли деньги честно. Однако если полученное участниками сообщение было агрессивным, они с большей вероятностью оставляли партнёра по игре ни с чем, примерно в каждой четвёртой игре. В этих ситуациях на них не оказывало влияние столкновение с грубостью в начале эксперимента. Однако оно повлияло на реакцию участников, когда те получали третий вариант письма.

Это письмо было резко грубым, написанным крупным шрифтом и с множеством восклицательных знаков: «Мне ПРАВДА НУЖНЫ эти книги. Я надеюсь, моя просьба не слишком затруднит вас!?» В этой ситуации, участники, которые не сталкивались в начале эксперимента с грубостью, отнеслись к странному заказчику терпимо и в финансовой игре поступили с ним так же, как и с заказчиком, написавшим нейтральное письмо. Однако в том случае, если участники сами пережили ситуацию грубости, они чаще готовы были и этого партнёра оставить ни с чем.

Все эти эксперименты показали, что грубость может распространяться как в отдельном учреждении, так и в любом сообществе, подобно инфекции. От одного человека, которому нагрубили, она будет передаваться к другим членам сообщества и в итоге станет нормой, которую потом трудно будет изменить.

© Вера Ерохина

Впервые опубликовано в еженедельнике «Большой город»

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-2017, ссылка на сайт обязательна