Агентство Лангуст [переход на главную]

23/08/2010 Лондонские карнавалы равняются на Рио
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о празднике бразильской культуры в Лондоне купить маскарадные костюмы.

Ниже материал заметки приведён полностью.

В Лондоне подходит к концу Festival Brazil - продолжающийся несколько недель праздник бразильской культуры, который, конечно, не мог обойтись без темы карнавала в Рио. Спрос на карнавал в Лондоне не исчезает: всего через несколько дней в городе пройдёт традиционный карнавал в Ноттинг Хилле.

Семинар игры на барабанах школы самбы Paraiso был назначен на субботнее утро. Инструкции мне дала Тамсин Эйс из культурного центра на южном берегу Темзы: «Идёшь к фавеле, и сразу направо». Фавела - то есть бразильская трущоба - появилась на берегу Темзы несколько недель назад. Лепящиеся друг к другу домики сделаны из разноцветных кирпичей с надписями: «Это не трущоба», «Мы здесь живём», «Радуйся!».

участница карнавала в Ноттинг-Хилле танцует не на платформе, а попросту на тротуаре

То, что радоваться участники школы самбы уже начали, было если не видно, то слышно за версту. На урок в здание центра набилось больше 100 человек; кроме инструментов, они получили инструктора - а правильнее сказать, дирижёра, потому что перкуссии он превратил в настоящий оркестр.

Дробь барабанов на карнавале (где они называются bateria) только поначалу может показаться хаотичной. На самом деле перкуссионный ритм определяет динамику пения и танца и влияет на оценку, получаемую школой. Оцениваются как постоянство ритма, так и его усложнение, аккуратность повторов, разнообразие и слаженность группы ударных.

Всем этим премудростям пытались научиться простые лондонцы под руководством Энрике из школы Paraiso. Сразу после мастер-класса игры на барабанах можно было поучиться основным движениям самбы. Пока барышни разогревались на танцполе, я поговорила с одной из танцовщиц, оказавшейся родом из Болгарии.

«Это как наркотик»

София несколько месяцев в году живёт в Бразилии и танцует там с разными школами самбы, а потом возвращается в Лондон на время карнавала в Ноттинг-Хилле. Но с самбодромом в Рио, говорит танцовщица, не сравнится ничто.

«Это такой опыт, который я могу посоветовать пережить всем хотя бы раз в жизни. Даже если вы просто наблюдаете за происходящим на карнавале, то всё равно не можете удержаться от танца. Все в Бразилии являются участниками карнавала, вне зависимости от того, танцуют они или нет. Вы даже потом не можете толком ничего вспомнить, потому что время пролетает так быстро! Но вы подсаживаетесь на это, как на наркотик, и хотите испытать это чувство экстаза снова и снова», - рассказала София.

Руководитель школы Paraiso Энрике родился в Рио-де-Жанейро, но сейчас живёт в Лондоне, где, как он уверен, есть спрос и на бразильскую культуру вообще, и на карнавал и самбу в частности.

«Карнавал - это моя жизнь. Я родом из семьи в Рио, для которой самба была всем. Точно так же и самба - это всё для меня, это моя жизнь. И моя школа Paraiso - это моя жизнь. Я не умею и не хочу делать ничего другого. Я засыпаю и просыпаюсь с одной мыслью - как создать в Лондоне прекрасную школу самбы», - говорит глава основанной в 2002 году школы.

«Карнавал - это не соревнование»

Примерно с той же мыслью могут просыпаться и другие руководители школ самбы, которые совсем скоро примут участие в карнавале в Ноттинг-Хилле. Не многовато ли карнавалов для Лондона? Но Ансел Бакли, один из организаторов карнавала в Ноттинг-Хилле заявил, что совершенно не боится конкуренции.

карнавал в Лондоне по костюмам старается не уступить бразильскому

«Фестиваль бразильской культуры нам не конкурент, потому что мы ни с кем не соревнуемся. В нашем карнавале будут принимать участие и бразильские танцоры. И это здорово, потому что бразильские костюмы выглядят по-другому, они более сексуальные и чувственные. Так что чем богаче меню, тем больше удовольствие от ужина. Карнавал - это не соревнование, это праздник», - сказал Бакли.

Но в разных местах этот праздник устроен по-разному. Венецианский, бразильский и карибский карнавалы живут по своим законам.

По мнению психоаналитика Дмитрия Ольшанского, разнится и внешняя драматургия, и внутренняя динамика европейского и латиноамериканского карнавала. Последний всегда структурирован и имеет чётко определённый центр; европейский карнавал более рассредоточен и не требует от зрителя присутствия в каком-то конкретном месте.

«Карнавалы в Рио и Лондоне выглядят как парад. В Венеции нет никакого центра, карнавалом охвачен весь город. Ты можешь ходить по Сан-Марко или углубляться в маленькие кварталы, и всюду видишь какие-то события. Где-то два актёра играют пьесу, которую никто не смотрит, но они это делают. Ты можешь увидеть то, чего больше никто никогда не увидит. А в Бразилии это выстроено как парад», - сказал Ольшанский.

Два мира - две утопии

По его мнению, парад этот отчасти политический. В организованном шествии с колоннами, транспарантами и жёстким сценарием психоаналитик видит аллюзии на демонстрации в Советском Союзе: «Есть зрители, которые смотрят, но не участвуют, и есть колонны трудящихся или колонны танцоров, которые несут некие лозунги, некие идеи, или совершают какой-то танец. К этому все приобщаются при помощи взгляда, это шоу».

Карнавал можно рассматривать не только как праздник, но и как инструмент национальной самоидентификации. Культуролог, писатель и переводчик Юрий Гирин объясняет разницу в европейской и латиноамериканской моделях карнавала глубинными различиями двух культур.

«Латиноамериканский мир до сих пор находится в поисках самого себя, это такое общее место для всех мыслителей Латинской Америки. Для них очень важным является понятие утопии. Их понятие утопии и наше не совпадают по смысловому наполнению. Если для нас утопия - нечто запредельное и неосуществимое, то для них утопия - это смысл и самопоиск, которым они живут, это смысл их бытия», - считает Гирин, называющий бразильский карнавал одним из средств достижения этой утопии.

Гирин напоминает, что праздник карнавала поначалу не регламентированным и был «довольно хулиганским». Но в наши дни в Рио карнавал проходит по чрезвычайно жёсткому распорядку, когда каждой школе самбы выделено своё место и время в рамках парада.

Эта структурированность - другое важное отличие латиноамериканского карнавала от европейского, который становится шансом изменить реальность, на время перевернуть всё с ног на голову, сделав короля шутом, а нищего - богачом. В латиноамериканском карнавале «переворачивания» реальности не происходит - вместо этого существующий мир «обыначивается», создаётся другая, параллельная утопическая реальность.

Гирин цитирует Освалда де Андраде, одного из реформаторов бразильской культуры, назвавшего карнавал «национальным религиозным действом», и напоминает, что становление культуры карнавала происходило тогда же - в начале XX века - когда и формирование национального самосознания Бразилии.

«Бразилия прошла путь, где-то схожий с нашим [российским] путём. Они жили утопиями, в 1937 году было установлено государство тоталитарного типа, была у них и фашистская партия. Можно упомянуть опыт строительства города Бразилиа, когда посреди сельвы вдруг с бухты-барахты решили строить город. Сейчас Бразилия живёт нормальной жизнью, но карнавал для них остаётся опытом национального самопознания, без которого они не могут», - считает Гирин.

© Альвина Харченко

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна