Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

25/11/2010 АК-47: эквивалент атомной бомбы или культурный символ
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована статья об автомате Калашникова.

Ниже статья приведена полностью.

купить книгу The Gun: The AK-47 and the Evolution of War«Автомат: АК-47 и эволюция войны» (The Gun: The AK-47 and the Evolution of War) - так называется вышедшая только что в издательстве Penguin книга американского журналиста Кристофера Чиверса (CJ Chivers).

Чиверс в течение нескольких лет возглавлял московское бюро газеты New York Times, до этого служил в американской армии, воевал в составе американской морской пехоты в первой иракской войне, а за свои военные репортажи из Афганистана был удостоен в прошлом 2009 году Пулитцеровской премии - высшей награды американской журналистики.

То есть - человек опытный и сведущий и в военном деле, и в журналистике, и в российских делах. Книга огромная - 500 страниц, обо всём её обширном содержании в одной статье не расскажешь.

Военная история

С одной стороны автомат Калашникова всем известен, а с другой - знаем мы о нём на самом деле не так уж много. Поэтому беседу с Кристофером Чиверсом, который на этом автомате «собаку съел», мы решили начать с вопроса о корнях, истоках этого легендарного оружия.

«Истоки восходят на самом деле к гитлеровской армии, которая в годы Второй мировой войны первой стала массово применять автоматическое стрелковое оружие для пехоты. Советские солдаты немедленно почувствовали превосходство этого оружия, и, как только оно попало в руки советского командования, то немедленно было принято решение сначала сделать концептуальную копию, а затем и усовершенствовать её», - рассказывает Кристофер Чиверс.

И продолжает: «Задача эта выпала на долю нескольких конструкторских бюро. Они сделали ряд прототипов, которые постепенно, путём отбора и совершенствования, превратились в знаменитый АК-47. И хотя во всём мире он знаменит как „автомат Калашникова“, на самом деле, конечно же, он был результатом работы многочисленного конструкторского коллектива».

Герой и миф

А как же прославленный изобретатель - Михаил Тимофеевич Калашников - он-то что? Был ли задействован в этой работе или это всего лишь миф? - спрашиваю я у журналиста.

«Тут и миф, и правда. Калашников, конечно, был вовлечён в эту грандиозную работу по созданию получившего его имя автомата, но советской пропагандисткой машине, наряду с новым оружием, был необходим герой. После сталинских репрессий, после многочисленных жертв войны Советский Союз испытывал острую потребность в героях - людях, беззаветно преданных Сталину, и Калашников прекрасно подходил для этой роли - как и будущие космонавты, или герои-спортсмены тех лет. Он был оружейный конструктор простого рабоче-крестьянского происхождения - идеальный образец советского героя», - считает автор книги.

Интересно, что советская промышленность и советская технология, отягощённые оковами плановой экономики, ни в коей мере не преуспевали в создании технически совершенных изделий, способных завоевать мир. Как говорят иногда, построй Советской Союз автомобиль, столь же популярный, как автомат Калашникова, мы жили бы в другом мире.

Достижение советской экономики

«Плановая экономика была, конечно же, малоэффективна, но те вещи, которые в Советском Союзе хотели сделать хорошо, делались по-настоящему хорошо. В особенности это касалось оружия - прекрасные танки, превосходные винтовки и автоматы, замечательные вертолёты - всё это у них работало», - говорит Чиверс.

на флаге Мозамбика в левой части изображён автомат Калашникова

Да, автомобилями СССР взять мир не сумел, но взял оружием. Причина, как считает профессор военного дела и проблем безопасности университета города Крэнфилд в Британии Ричард Хоумс, вовсе не в таком уж техническом совершенстве автомата Калашникова, а скорее, наоборот, в его простоте и эффективности. Именно простота и способствовала его столь широкому распространению.

«С точки зрения технической, он не является таким уж выдающимся достижением. Но дело вовсе не в этом. Главное достоинство автомата Калашникова - его простота. Он спроектирован для солдат-призывников стран коммунистического блока. Это не вершина технической мысли, но он работает и работает хорошо. Это оружие самым решительным образом нарушило традиционно существовавшую ассиметрию между едва вооружёнными повстанцами и правительственными войсками. АК-47 изменил эту существовавшую веками традицию», - говорит Ричард Хоумс.

«Всё сложное - ненужно. Всё нужное - просто. Вот под этим девизом я всё время работаю. Солдат ведь академий не кончает», - Михаил Иванович будто слушает наш разговор и комментирует его своими высказываниями. В данном случае - о простоте своего детища.

АК и атомная бомба

А вот и ещё - о его распространённости в мире и роли, которую АК-47 сыграл в борьбе вооружённых повстанцев:

«Мне рассказывали, что в Мозамбике, когда получили свободу с моим автоматом в руках, то ребята, возвращаясь домой, своим сыновьям давали имя „Калаш“. Там это - хорошее и гордое имя».

Мозамбик для Михаила Калашникова - предмет особой гордости. Ведь АК-47 стал не только именем для молодых мозамбикцев, но и стал частью государственного флага этой страны.

Мозамбик - лишь одна из многих стран, в которых АК-47 сыграл решающую роль в военной борьбе и, соответственно, в их политическом переустройстве. Роль эта оказалась настолько велика, что Кристофер Чиверс справедливо ставит автомат Калашникова на одну доску с другим символическим оружием второй половины ХХ века - куда более мощным, но, парадоксальным образом, не менее важным.

«Задумывавшийся как стандартное ручное стрелковое оружие для растущих вооружённых сил коммунистического блока АК-47 стал постепенно распространяться по миру, и для меня атомное оружие и автомат Калашникова - неразлучная пара времён холодной войны. Одно фиксировало границы и режимы, второе помогало их крушить и свергать», - говорит автор книги.

Было ли в истории другое оружие, обладавшее столь могущественной символической силой? - спрашиваю я у Ричард Хоумса.

Культурный символ

«Было конечно, оружие, становившееся символом своего времени - ну, например, огромный, в человеческий рост, английский лук, который оказал огромное влияние на все войны средневековья, или широко распространившиеся в XVI-XVII веках мушкеты, - но и то, и другое - сложные конструкции, которые было непросто делать и с которыми было непросто управляться. АК-47, пожалуй, непревзойден как простое оружие, сумевшее таким радикальным образом изменить мир. Если вы лидер „Аль-Каиды“ и хотите, чтобы вас уважали - у вас на плече должен висеть автомат Калашникова».

трон Оружия из Мозамбика

Предметом гордости, символом уважения и даже преклонения АК является не только для «Аль-Каиды», но и для немалого числа россиян:

«Мой Бог - тебя я вижу, наконец
С клеймом простого русского завода.
Кому молиться - подскажите мне,
Я знаю точно, кто бы мне помог.
Мой Бог висит на кожаном ремне,
Калашников - единственный мой Бог».

Это строчки из песни популярного в среде российских военных автора-исполнителя Дмитрия Полторацкого.

Об автомате Калашникова как культурном символе я беседую с петербургским культурологом Виктором Мазиным. Мы вспоминаем многое - и майки с изображениями «калаша», и водку «Калашников» в огромных бутылях в форме автомата, и зажигательную мелодию «Калашников» Горана Бреговича из фильма Underground, и британского рэпера K Lash Neck Off купить музыку в стиле r'n'b, хип-хоп, рэп, и выставленную в Британском музее скульптуру мозамбикского художника Криставао Канавато. Называется она «Трон Оружия» и представляет собой настоящий трон, сконструированный из автоматов Калашникова.

Но вот что в заключение нашего разговора сказал мне Виктор Мазин:

«Я понимаю, что по большому счёту оружие в целом и автомат Калашникова в частности принадлежат - в глобальном смысле слова - к человеческой культуре. Но мне не отделаться от воспитанного с детства водораздела между культурой как производством замечательных объектов искусства и войной, нацеленной на уничтожение человека. Я бы хотел, что при слове „русский“ - когда в Англии или в Италии я говорю, что я русский - у людей в сознании возникали имена Малевича, Филонова или Ильи Кабакова. Мне это было намного приятнее, чем услышать: „А, это война в Чечне!“ или „А, это автомат Калашникова!“ Мне не хочется смешивать эти культурные ряды».

© Александр Кан

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

Вернуться