Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

26/04/2010 Игры с IQ: Прогресс сомнителен
Впервые опубликовано на сайте журнала «Популярная Механика»

На сайте журнала «Популярная Механика» была опубликована заметка о роли компьютерных игр купить компьютерные игры в тренировке способностей мозга.

Ниже заметка приведена полностью.

Интеллектуальные и развивающие компьютерные игры оказались совершенно бесполезны: всё более впечатляющие рекорды не ведут к росту когнитивных способностей мозга.

Специально для эксперимента учёными были разработаны нехитрые игры для развития различных когнитивных способностей.

интеллектуальные и развивающие компьютерные игры не ведут к росту когнитивных способностей мозга

Существует целая область компьютерных игр, важнейшая из декларированных особенностей которых - стимулировать мозг, предлагая ему, например, логические задачи разной сложности. Но судя по всему, это обещание «игроделов» ничем не обосновано. Впрочем, результаты проведённого недавно эксперимента оставляют массу лазеек для уточнений и иных трактовок.

Работа проведена по заказу ВВС командой кембриджского учёного Эдриана Оуэна (Adrian Owen). Задачей его было поставить тест, в котором показывалась бы реальная эффективность «тренировки мозга», которая достигается при использовании различных компьютерных игр, развивающих память, внимание и другие когнитивные функции. До сих пор имеется лишь крайне скудный набор экспериментальных данных по этой теме - и множество специалистов высказывают вполне обоснованные сомнения в том, что игра делает игрока более эффективным в чём-либо, кроме решения задач самой игры.

Итак, группа Оуэна взялась за дело. Они создали собственные несложные развивающие онлайн-игры и, призвав всех желающих, набрали 11430 добровольцев, зарегистрировавшихся на веб-сайте программы.

Добровольцев разделили на группы, одна из которых играла в игры, направленные на стимулирование способностей к постановке и решению задач, а вторая - различных других способностей, включая кратковременную память и концентрацию. Третья группа использовалась в качестве контрольной: её загружали «умственной рутиной», связанной с поиском в Интернете ответов на заданные вопросы. Все участники эксперимента «тренировались» не менее 3 раз в неделю, не менее 10 минут за сеанс, на протяжении 6 недель.

Перед началом и после завершения «обучения» все они проходили сложный тест для проверки различных когнитивных способностей. Как и следовало ожидать, представители обеих экспериментальных групп показали заметно возросшую результативность в тех играх, с которыми они имели дело. Зато общего повышения уровня когнитивных способностей тестирование не зафиксировало.

Впрочем, сторонники развивающих игр вовсе не сочли эти результаты окончательными. Так, шведский коллега Оуэна Торкель Клингберг (Torkel Klingberg) заявляет: «Публикация делает слишком далеко идущие выводы из единственного отрицательного результата» и отмечает, что тренировки, которые требовались от участников эксперимента Оуэна, исключительно кратковременны.

Клингберг опубликовал собственные результаты, которые едва ли не полностью противоположны полученным в Великобритании. По его данным, тренировка отдельных узких способностей в ходе игры имеет более широкий эффект на когнитивные способности в целом. (Заметим в скобках, что Клингберг является основателем и владельцем собственной компании, занимающейся разработкой развивающих игр.)

Впервые опубликовано на сайте журнала «Популярная Механика»

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-, ссылка на сайт обязательна