Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

28/12/2017 Исследование: у взрослых россиян нет потребности в непрерывном образовании
Впервые опубликовано на сайте Педсовет

На сайте Педсовет была опубликована заметка о непрерывной учёбе в течении всей жизни Нетология - крупнейшая площадка онлайн образования в русскоязычном мире.

Ниже материалы заметки приведены полностью.

В последнее десятилетие в мире активное развитие получила концепция непрерывного образования (lifelong learning, образование в течение всей жизни).

непрерывное образование повышает возможности человека на рынке труда, способствует его личному развитию и адаптации к социальным изменениям

Уже давно известно, что непрерывное образование повышает возможности человека на рынке труда, способствует его личному развитию и адаптации к социальным изменениям. Как взрослые россияне участвуют в таких видах образовательной деятельности, как дополнительное, формальное и самообразование, выяснили учёные ВШЭ, проведя исследование «Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны».

Согласно опубликованным данным, взрослые люди в возрасте от 25 до 64 лет практически не получают новые знания: в 2016 году в непрерывное образование было вовлечено примерно 30% населения от 25 до 64 лет включительно. Активнее участвуют в непрерывном образовании наиболее образованные, обеспеченные и более молодые. Вовлеченность в непрерывное образование респондентов в возрасте от 55 лет и старше минимальна, что, вероятно, объясняется снижением активности на рынке труда и потребности в получении новых профессиональных знаний у этой возрастной группы, отмечают авторы исследования.

Самообразование

Самый распространённый вид непрерывного образования среди россиян в возрасте от 25 до 64 лет - самообразование. Об этом заявили 27% опрошенных в 2016 году. В своих повседневных практиках взрослое население всё более активно осваивает интернет, компьютерные технологии, а также просматривает онлайн-трансляции лекций, мастер-классов, участвует в вебинарах. К самообразованию без использования интернета относят также просмотр учебных передач по ТВ, посещение музеев, библиотек, лекториев, семинаров, выступлений в парках, кафе, музеях.

Как отмечают учёные, очная и заочная формы самообразования используется респондентами в примерно равной степени. Участвовали в занятиях различного рода по самообразованию в очной форме 18% опрошенных, примерно такое же число респондентов использовали различные возможности дистанционного обучения.

Формальное образование

К нему авторы исследования относят образование разных уровней (основное общее, среднее общее, среднее профессиональное, высшее, включая подготовку кадров высшей квалификации), которое осуществляется в образовательных организациях. По данным опроса, только 7% опрошенных в 2016 году получали формальное образование; уровень этого показателя за последний год практически не изменился.

Дополнительное образование

Дополнительное образование включает организованные виды обучения, которые не являются частью программ формального образования. Например, обучение на дополнительных образовательных программах, курсах повышения квалификации, профессиональных и любительских курсах.

Дополнительное образование получают 16% опрошенных россиян в возрасте от 25 до 64 лет. Наиболее распространённым видом дополнительного образования являются программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, повышения квалификации по рабочим профессиям: в совокупности на них обучались 5% опрошенных. В рамках дополнительного образования в числе основных остаются такие учебные мероприятия, как профессиональные конференции, семинары, тренинги, стажировки.

Россия по-прежнему существенно отстаёт от большинства стран Европейского Союза по показателю вовлеченности взрослого населения в формальное и дополнительное образование. Кроме того, в России значительно больше оказывается дифференциация по уровню участия между старшими и младшими возрастами, между наименее и наиболее образованными, говорится в исследовании.

Причины участия в непрерывном образовании

  1. Основные причины - профессиональные. Они связаны с желанием сохранить текущую работу и преуспеть на нынешнем рабочем месте, а не с потребностью повысить свою мобильность на рынке труда (сменить работу, профессию, найти новые заработки).

  2. Личные интересы вне работы, ради хобби и увлечений.

  3. Для решения повседневных задач.

  4. Просто, чтобы с интересом провести свободное время.

Причины неучастия в формальном и дополнительном образовании

  1. Основная причина - отсутствие сформированной потребности в получении дополнительных знаний, навыков в связи с работой, профессиональными интересами, для общего развития.

  2. Временные ограничения.

  3. Финансовые ограничения.

  4. Недостаток предложений образовательных услуг.

Планы на ближайшее будущее

Пройти какое-либо обучение или получить образование в ближайшее время планируют всего 8% опрошенных. Причём, среди них основную часть составляют те, кто регулярно обучается, активно вовлечён в непрерывное образование; новичков же, примкнувших к этому процессу, существенно меньше. Таким образом, основной задачей становится привлечение взрослого населения в образовательную среду, резюмируют исследователи.

Впервые опубликовано на сайте Педсовет

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-today, ссылка на сайт обязательна