Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

31/10/2014 Хэллоуин в Британии: как отвадить злых духов
Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

На сайте Би-би-си - Русская служба была опубликована статья об английских фольклорных традициях.

Ниже статья приведена полностью.

Заканчивается октябрь. Супермаркеты набиты тыквами, а магазины одежды - «скелетами» и «ведьмами», которых разбирают с завидной быстротой.

К сожалению, чисто английские традиции осенних и зимних месяцев несколько потерялись на фоне американизированной версии Хэллоуина купить маскарадные костюмы.

в последний четверг октября все дети выходят на улицу с фонарями из гигантской кормовой свёклы

А ведь таких традиций - от забавных до несколько странных - предостаточно.

В одной деревне в Девоне каждый год по главной улице проходит процессия мужчин, несущих бочонки с горящим дёгтем. В другом месте корни яблонь поливают свежим сидром. А есть и такие городки, где проделывают ритуал под названием «выпечка душ», чтобы отвратить злых духов.

В графстве Сомерсет есть деревушка под названием Хинтон Сент-Джордж, в которой жива традиция вырезания фонарей из крупных овощей, очень похожая на сегодняшний Хэллоуин.

Так называемая «Ночь фонарей» приходится на последний четверг октября. В этот день все дети выходят на улицу с традиционными фонарями, только вырезают их не из тыквы, а из гигантской кормовой свёклы. Дети с зажжёнными свёклами обходят деревню, останавливаясь в ключевых точках, чтобы исполнить специальную «Фонарную песню» - Punkie Song:

«Адам не поверил, и Ева не знала
Что ночь фонарей в деревне настала
Дай-ка мне свечку или конфетку купить вкусности и сладости
А если их нету, то дай монетку».

Однако к духам умерших эти фонари не имеют никакого отношения. По одной из версий традиция зародилась из-за нескольких перебравших алкоголя селян.

Местный историк Чарльз Бёрд рассказывает о ней так: «Мужчины деревни отправились на ярмарку в местечко Чиззлборо, где-то за 4 мили от Хинтона Сент-Джорджа, где как следует выпили. Женщины отправились им навстречу, чтобы благополучно доставить загулявших мужей по домам. А поскольку было уже совсем темно и дул сильный ветер, то они и поставили зажжённые свечки внутрь вырезанных свёкл, чтобы ветер не задувал огонь».

В целом, однако, английские фольклорные традиции, приходящиеся на осенние месяцы, в подавляющем большинстве связаны с празднованием урожая и оказания уважения умершим.

Фотограф Сара Хэннант запечатлела многие народные традиции в своей книге «Ряженые, Майские деревья и молочницы».

«Я заметила - написала она, - что освещение темноты, чтобы найти дорогу или отпугнуть злых духов лежит в основе многих фольклорных обычаев».

«Многие современные фестивали, в том числе и Хэллоуин, происходят от более ранних традиций».

Она называет конец осени и начало зимы «тёмным временем». Традиционные народные верования представляли год как вращающееся колесо с постоянной сменой света и тьмы. Конец октября и ноябрь знаменуют конец лета и начало долгих зимних тёмных месяцев.

Празднование Хэллоуина 31 декабря имеет корни в языческом кельтском празднике Самхейн (встречается также и название Самайн) в честь сбора урожая, и в христианским Дне всех святых, когда в церквях традиционно возносились молитвы за души умерших.

«Самхейн всегда считался временем, когда всяческая нечисть обретала особую силу. Грань между повседневным миром и миром потусторонним в это время изрядно истончалась. Поэтому во многих культурах именно в это время года чтили предков и приветствовали духов», - говорит Сара Хэннант.

В Чешире существует своя традиция - Souling [в очень приблизительном переводе «представление души»]. Ряженые актёры дают небольшое представление каждый год, в День всех святых 1 ноября.

пьеса длится каких-то 10 минут, и в ней действуют Святой Георгий, комический персонаж - Турецкий Воин, Старуха, которую всегда играет мужчина, вечно мучимый сомнениями Крошка Джерри, Пьяный Доктор и традиционный трёхногий Чеширский Конь со своим всадником

Один из участников труппы, Джон Доувер, говорит, что пьеса была задумана, чтобы защитить местное население от пришлых людей и злокозненных духов.

«Наша пьеса длится каких-то 10 минут, и в ней действуют Святой Георгий, комический персонаж - Турецкий Воин, Старуха, которую всегда играет мужчина, вечно мучимый сомнениями Крошка Джерри, Пьяный Доктор и традиционный трёхногий Чеширский Конь со своим всадником», - рассказывает Джон.

«Представления душ» были очень распространены вплоть до XIX века. Из сохранившихся самые знаменитые показывают в Антробусе, Комбербахе и Ворбёртоне [деревня в графстве Чешир]».

Эти представления имеют и ещё одно название: soul caking [ещё один очень приблизительный перевод: «душевная выпечка»]. Дело в том, что ряженые в конце пьесы раздавали зрителям традиционные сладости под названием «печенья души» купить печенье, пряники, пирожные. А поскольку почти любая традиция базируется на ещё более древней традиции, есть мнение, что раздача сладостей восходит к средневековому обычаю раздавать пироги нищим, чтобы почтить память умерших.

На востоке графства Кент представляют похожую пьесу. Ключевую роль в этом действе играет лошадиная голова (муляж, разумеется) на длинном шесте. Каждый год за 4 дня до Рождества эти выступления происходят в деревнях Сарре и Сент-Николас-эт-Уэйд.

Труппа, составленная из жителей деревни, вооружённая деревянной лошадиной головой, обходит все местные пабы, в каждом из которых играет пьесу о жизни, смерти и воскрешении.

ритуальное сжигание старого года во время праздника Аллендейлский адский огонь

Некоторые учёные считают это старой англо-саксонской традицией, в которой лошадь символизировала души умерших предков.

Борьба со злыми духами в январе перемещается во фруктовые сады на юге Англии, где процветает традиция «ублаготворения» яблонь.

В Западном Сассексе на корни деревьев льют яблочный сидр, чтобы подвигнуть добрых духов поспособствовать богатому урожаю яблок на следующий год.

На всякий случай, по яблоням, но так, чтобы не повредить сами деревья, стреляют из ружей, чтобы отпугнуть всякую нечисть.

Важное место в зимнем фольклорном календаре занимают и традиции по встрече нового года купить подарки. В городке Аллендейл в графстве Нортумберленд каждый год 31 декабря проходит церемония под названием «Аллендейлский адский огонь», происхождение которой историки относят к раннему средневековью.

Процессия мужчин, несущих на голове горящие бочонки из-под виски, проходит через главную площадь, видимо для того, чтобы ритуально спалить старый год.

В это время другая группа мужчин с разрисованными лицами активно дурачится у жилых домов, чтобы привлечь удачу на год следующий.

В Бекклзе, в Саффолке, танцоры из фольклорной группы «Старая слава», намазав лица чёрной краской, прямо на лодке приплывают в старую таверну Locks Inn, где традиционно отмечают день зимнего солнцестояния при помощи зажжённых факелов.

каждый год в Льюисе по улицам проносят горящие кресты в память о 17 сожженных протестантских мучениках

И хотя большинство английских народных традиций действительно восходит к языческим временам или раннему средневековью, некоторые из них родились как народная реакция на неудавшийся «Пороховой заговор» в самом начале XVII века.

Каждый год 5 ноября по всей стране сжигают соломенные чучела Гая Фокса. Самые знаменитые «пороховые торжества» проводятся в городе Льюис в Восточном Сассексе.

По городу проносят 17 горящих крестов в память о 17 протестантских мучениках, сожжённых на главной площади в царствование королевы Мэри, фанатичной католички.

Но наиболее активно «Пороховой заговор» отмечает графство Соммерсет, где шествия с факелами перемещаются из одного города в другой, начиная с Бриджуотера и заканчивая в Уэстоне-сьюпер-мэре, захватывая по дороге и всем известный Гластонбери.

На этом фестивале ежегодно присутствуют сотни тысяч людей, его считают одной из самых многолюдных иллюминированных процессий в мире.

В Девоне торжественное спасение короля и парламента от заговорщиков Гая Фокса особым образом отмечается в небольшом городке Оттери Сент.

В состязании принимают участие исключительно местные уроженцы, которые должны пробежать по улицам города с горящими бочонками на спине. Победителем считается тот, кто дольше всех выдержал огненный груз, который при этом не развалился от огня и бега.

карнавал в Соммерсете - одна из самых многолюдных иллюминированных процессий в мире

Раньше жители Оттери Сент Мэри просто-напросто пинали и катили по улицам горящие бочонки, но кому-то это показалось слишком скучным, и пылающие снаряды переместились на спины.

К сожалению, именно этой традиции скоро может наступить конец.

В прошлом году небольшие ожоги получили 16 человек. И стоимость страховых взносов для организаторов этого соревнования всё растёт.

Один из них, Эндрю Уэйд, считает, что ни в коем случае нельзя дать традиции зачахнуть из-за бюрократических препон.

«Самая страшная угроза традициям исходит от тех, кто отказывается нести ответственность за свои поступки!», - говорит Уэйд.

Если вам хочется встретить зиму, прыгая через костёр, или отпугнуть злых духов, пронеся по городу горящую бочку, милости просим.

Но постарайтесь всё-таки не навредить ни себе, ни зрителям.

© Линда Серк

Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-, ссылка на сайт обязательна