01/09/2010 В поход за знаниями в Британию
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована статья об образовании для россиян в Великобритании.
Ниже материал статьи приведён полностью.
Многие британские школьники вернутся в этом году за парту только через неделю, 6 сентября. Но для учеников ряда частных, или, как здесь их называют, «независимых» школ, учебный год уже стартовал.
Шестнадцатилетняя Яна Риммер из Казахстана приехала в один из таких интернатов на юге Лондона. За два года ей предстоит сдать так называемые A-Levels, то есть экзамены, по результатам которых здесь принимают в высшие учебные заведения.
Яна пополнила ряды школьников и студентов из России и стран СНГ, благодаря которым в местную экономику поступают сотни миллионов фунтов.
Главная цель для родителей - обеспечить детям высоко ценимый работодателями британский диплом, а зачастую и дать им возможность задержаться здесь подольше.
«Только из России в школы-интернаты Соединённого Королевства ежегодно приезжает более тысячи детей», говорит менеджер проектов офиса Британского Совета в России Татьяна Шашкова.
По её словам, в британских университетах, по данным за 2008-2009 учебный год, учится более трёх тысяч студентов-россиян, около пятисот студентов получают профессиональное образование в колледжах, а на курсы английского языка ежегодно приезжает до 28 тысяч человек.
Конечно, на фоне общей цифры - 300 тысяч иностранных студентов за прошлый год - доля учащихся из стран бывшего Союза не впечатляет. Однако она неуклонно растёт. «За последние пять лет цифры ежегодно повышаются процентов на 10-20», - говорит Татьяна Шашкова.
Похоже, что ни финансовый кризис, ни ужесточение иммиграционных законов Британии не смогли повлиять на стремление молодёжи из России и стран СНГ отправиться сюда в поход за знаниями. Однако и о «безоблачной» ситуации говорить рано, считают те, кто помогает в организации этих «походов».
По рекомендации
На помощь родителям, пожелавшим отправить своего ребёнка за рубеж, сейчас готовы прийти десятки частных компаний, работающих как в Британии, так и в странах бывшего Союза.
«Однако период, когда детей отправляли вслепую, можно сказать, прошёл. На рекламу сейчас почти никто не реагирует, предпочитают действовать по рекомендации», - рассказывает Леонид Сухоруков, один из директоров британской образовательной компании Windsor Education Services.
В этой сфере Леонид работает с начала 90-х годов. По его наблюдениям, за это время образование за рубежом из недосягаемой «экзотики» превратилось в норму для определённого социального слоя в странах бывшего Союза, причём сейчас родители имеют более широкий выбор.
«Преодоление таких барьеров как правильное заполнение документов и анкет для получения визы - только начало, - говорит Леонид, - самая сложная работа - опека детей. Родители не всегда понимают, чего от них хотят школы, а школы не всегда понимают, чего от них хотят родители. Нужна профессиональная оценка того, что происходит в школе, и что действительно происходит с учеником».
Судя по всему, большинство детей из России и стран СНГ успешно преодолевают разницу в подходах к образованию и готовы к тому, чтобы шагнуть на следующую ступень - университетскую.
«Колыбель лидеров»
Недавние сокращения в финансировании британских университетов привели к тому, что количество мест в вузах резко уменьшилось.
Повлияли ли эти изменения на шансы иностранных студентов? Этот вопрос я задала Уилу Бреар-Холл, менеджеру Отдела по приёму иностранных студентов Лондонской школы экономики и политических наук, воспитавшей не один десяток известных Нобелевских лауреатов, крупных политических деятелей, экономистов и юристов.
«Иностранные студенты и раньше составляли больше половины учащихся нашего университета. На долю студентов из России и других стран бывшего Союза приходится 1-2% , но если учесть, что к нам приезжает молодёжь из 180 стран, этот показатель не так уж плох», - говорит Бреар-Холл.
В разговоре с представителем Лондонской школы экономики выясняется и другое обстоятельство. Оказывается, за последние пять лет число выходцев из России и стран СНГ, подававших документы на степень бакалавра, сократилось. Зато возросло число зарегистрировавшихся в качестве аспирантов, то есть будущих магистров.
Причину этого Уил Бреар-Холл видит, прежде всего, в финансировании: «На бакалавра надо учиться в три раза дольше, чем на магистра, причём на магистерские программы для студентов из России и стран СНГ мы выделяем больше собственных грантов».
В качестве примера подобного гранта Бреар-Холл приводит стипендию имени Майкла Пикока размером в 15 тысяч фунтов. Она выделяется соискателям магистерских программ из стран бывшего Союза.
«Всего же в 2009-2010 учебном году 18% иностранных студентов получили в той или иной форме финансовую поддержку от университета», - подытоживает представитель Лондонской школы экономики.
Отбор в университеты уровня LSE считается очень жёстким, и способность оплатить дорогие курсы - ещё не гарантия поступления.
Однако в самой Британии опасаются, что университеты послабее в погоне за решением финансовых проблем могут увеличить число иностранных студентов, сокращая соответственно места для молодых британцев.
Выбор выпускников: 50 на 50
Итак, британский диплом бакалавра или магистра у вас в кармане. Что дальше?
Точное число молодых россиян и их сверстников из стран СНГ, кто остаётся в Британии после завершения вуза, определить нелегко. Однако сами выпускники, с которыми мне удалось побеседовать, предполагают, что примерно половине удаётся найти работу в Соединённом Королевстве.
Филип Перкон, чьи родители - выходцы из бывшего Союза, оказался на Западе ещё ребёнком. Он закончил школу в Британии, здесь же получил высшее образование, успел поработать.
Сейчас учится на магистра в той самой Лондонской школе экономики, а также возглавляет Российское бизнес-общество и Молодёжный координационный совет, активно участвующие в разработке и продвижении бренда современной России в Британии.
По мнению Филипа, реальным подспорьем для молодых россиян, которые хотят учиться за рубежом, была бы программа льготных кредитов, о которой заявил в июне на экономическим форуме в Санкт-Петербурге президент России Дмитрий Медведев.
Сам Филип, как и некоторые его друзья, видит своё будущее в России. «Я надеюсь, что наши взгляды, наше образование будут там востребованы», - говорит Филип.
Среди тех, кто уже востребован - выпускник магистерской программы Бербэк колледжа Лондонского университета Максим Катан. В этот вуз он попал по стипендии Чивнинг Британского Совета. Изучал курс «бизнес-стратегии и внешняя среда».
Сейчас Максим занимается в родном Нижнем Новгороде арбитражным управлением, то есть помогает предприятиям, оказавшимся в кризисном положении, избежать банкротства.
«Курсы по арбитражному управлению есть и в России, но студенты в основном постигают юридические аспекты, - говорит Максим. - Знания, полученные в Британии, помогают мне в разработке бизнес-стратегий для таких предприятий, то есть для создания антикризисных программ».
Точных данных о том, сколько молодых специалистов с британским дипломом возвращается в Россию, нет. Но судя по словам некоторых выпускников, возвращается примерно половина. Другая пытается остаться на Западе. Какая из этих половин будет расти, зависит, наверное, от ситуации в самой России.
© Роза Кудабаева
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба