Агентство Лангуст [переход на главную]

02/07/2009 Медали бесчестия в Британском музее
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о выставке медалей в Британском музее.

Ниже материал заметки приведён полностью.

На главном корпусе Британского музея - огромное, метров 20 высотой полотнище с бросающейся в глаза надписью - «Медали бесчестия».

Именно так называется только что открывшаяся здесь выставка. В названии - явственный парадокс. Медаль - награда за честь, доблесть, отвагу.

Что же такое медали бесчестия, и как появилась идея выставки? С такого вопроса я начинаю беседу с куратором выставки Филиппом Этвудом.

на медале дата - 1850 года и зловещий таракан, ползущий к треугольной шляпе Наполеона. В виде таракана изображен Луи Наполеон Бонапарт, племянник к тому времени уже покойного великого императора и тогдашний президент Французской республики

«Наша первая и довольно скромная цель состояла в том, чтобы привлечь внимание людей к огромной коллекции медалей Британского музея. Существенная их часть никогда прежде не выставлялась, и нам хотелось, чтобы люди познакомились с этой славной, но до сих пор малоизвестной стороной медального дела», - говорит он.

«Медали как таковые появились в Италии в эпоху Возрождения, и тогда они вполне соответствовали нашему привычному нынешнему представлению о них. Они отражали заслуги итальянских правителей и их ближайших придворных. Но уже спустя сто лет художники поняли, что с помощью медалей можно не только восхвалять и воспевать, но и критиковать, высмеивать и нападать», - говорит Филипп Этвуд.

«Особое развитие эта традиция получила в XVI веке с возникновением протестантизма в Германии, Голландии и здесь, в Англии. Объектом сатиры были католические принцы и короли Франции, Италии и Испании и, конечно же, сам Папа Римский», - рассказывает куратор выставки в Британском музее.

Выставка небольшая - всего два зала, но экспонатов в ней много. Медаль - вещь маленькая, много места не занимает, и в двух залах вместиться может многое. Зал первый - история, с того самого XVI века по конец XIX.

Медаль «Папа - дьявол». На ней изображен Папа Римский - как положено, в тиаре - но стоит перевернуть медаль вниз головой, как голова понтифика превращается в дьявольское обличье со зловещей улыбкой и рогами.

Сразу вспомнился рассказ Филиппа Этвуда о язвительных протестантах, обрушивавших свой гнев на врагов-католиков.

Таракан, таракан, тараканище…

Для того чтобы уловить сатирический смысл некоторых из старинных медалей, нужно тщательно вглядываться в мелкую и нередко уже стершуюся чеканку или литье, а то и вчитываться в пояснения - ведь имена многих исторических персонажей или событий, на которые откликались художники, сегодня уже из памяти почти исчезли.

латунная затычка из ванны как награда за эстетство

Но вот на эту медаль не обратить внимание невозможно.

На ней дата - 1850 года и зловещий таракан, ползущий к треугольной шляпе Наполеона. В виде таракана изображен Луи Наполеон Бонапарт, племянник к тому времени уже покойного великого императора и тогдашний президент Французской республики.

Публика подозревала его в монархических амбициях, и отсюда - ползущее в треугольнику-короне малосимпатичное насекомое.

Подозрения оказались не пустыми: год спустя после появления медали Луи Наполеон устроил государственный переворот и провозгласил себя императором Наполеоном III.

Вот куда, оказывается, восходит известная нам по сказке «Муха-Цокотуха» ассоциация тиран-таракан - ведь по известной версии, в облике Тараканища Корней Чуковский купить произведения Корнея Ивановича Чуковского изобразил Сталина.

Латунная «медаль»

В центре второго, посвященного более современному искусству зала - огромная стеклянная витрина, в которой красуется заурядный латунный кругляшок размером с хоккейную шайбу. Происхождение его не очень понятно, пока не увидишь имя художника.

Марсель Дюшан еще в 20-е годы шокировал художественную общественность, выставив в галерее заурядный писсуар и провозгласив его предметом искусства. В таком же духе сделана и его медаль.

Латунный кругляшок, как оказывается - всего лишь слегка украшенная самим Дюшаном пробка из его собственной ванны.

Здесь сатира или атака уже не на политические или религиозные ценности, а на эстетические, страсти вокруг которых на заре ХХ века кипели, как известно, нешуточные.

Верхом на свинье

Что, впрочем, не мешало художникам по-прежнему обрушивать сатирические стрелы и на политиков, и на власть предержащих.

на медале - затылки Джорджа Буша и Тони Блэра, развязавшие войну в Ираке

Американец Дэвид Смит, как и многие другие художники и интеллектуалы 30-х годов, придерживался откровенно левых взглядов. Его огромная - размером с тарелку - медаль сделана в 1939 году и отражает все пороки ненавистного ему капитализма-империализма.

Здесь и фашисты в Испании, и Ку-клукс-клан, и ожиревшие буржуи, и Статуя Свободы верхом на свинье.

Я спрашиваю у Филиппа Этвуда, в какой степени жива традиция политической сатиры в медалях сегодняшнего дня.

«Мы решили пригласить хорошо известных художников, которые до сих пор никогда не делали медалей попытаться поработать в этой традиции. Сделанные ими по нашему заказу работы и составили современную часть выставки и отныне войдут в постоянную коллекцию Британского музея».

Среди самых современных работ - медали Ильи и Эмилии Кабаковых, братьев Чэпманов, Корнелии Паркер. В работе Кабаковых политические аллюзии едва угадываются: муха, вписанная в круг, слегка напоминает кокарды солдат Советской армии.

Британские художники в своем сатирическом запале куда более откровенны.

Корнелия Паркер поместила на свою медаль затылки двух мужчин. Имен их нет, узнать, кто они, невозможно. Но надпись - «Мы знаем, кто вы и что вы сделали» - делает разгадку очевидной: затылки принадлежат Джорджу Бушу и Тони Блэру, развязавшим войну в Ираке.

© Александр Кан

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна