Агентство Лангуст [переход на главную]

04/12/2015 Прекрасные или ужасные? Правда и мифы о Средних веках.
Впервые опубликовано на сайте Издательского дома «Аргументы и Факты»

На сайте Издательского дома «Аргументы и Факты» была опубликовано интервью с историком Александром Сидоровым о Средних веках.

Ниже материалы интервью приведены полностью.

В нынешнее тревожное время нас всё чаще пугают: наступает новое Средневековье - тёмное, серое, варварское, мракобесное…

А что, настоящее Средневековье действительно было так ужасно?

Какими на самом деле были Средние века? Об этом рассказывает Александр Сидоров, историк-медиевист, доктор исторических наук.

Возвели напраслину?

Амброджо Лоренцетти. Плоды доброго правления. Фреска. 1337—1339 гг.

Александр Мельников, «АиФ»: Ссылаясь на нынешние реалии, чаще всего вспоминают охоту на ведьм и инквизицию

Александр Сидоров: Охота на ведьм - позднее явление. Ужасы инквизиции, сжигание ведьм были в XVI-XVII вв. Это конец эпохи Средневековья и начало Нового времени. А более тысячи лет до этого, пока длились Средние века, ничего такого не было. Но в нашем общественном сознании этот миф засел очень крепко. Охота на ведьм началась, когда средневековые устои рушились, появился пролетариат, по сути, крестьяне, лишавшиеся связи с землёй и уходившие в города. Люди верили, что всё зло в мир, где они жили веками и жили нормально, несут колдуны. В условиях разрушения привычного образа жизни, существовавшего веками, народ терял ощущение стабильности, и охота на ведьм стала выражением этих процессов.

АМ: Почему то время стали называть Средними веками? Уже в самом термине слышится что-то посредственное, никудышное.

АС: Именно так! Его придумали гуманисты в эпоху Возрождения. Им надо было провести черту, чтобы показать, что они наследники и продолжатели великой античной культуры. А то, что лежало между ними и Античностью, - это как бы средние века: варварские, непонятные, тёмные, примитивные, лишённые эстетической привлекательности - время, когда великолепные античные традиции пришли в упадок. Это было принципиально важно итальянской элите. В какой-то момент она стала воспринимать античную историю как свою собственную, а себя представлять наследницей Древних Рима и Греции. Это поиск своих корней, зарождение национальной культуры. И это выводило её на первый план в том мире: вокруг варвары, а у нас - культура, богатство. Позднее по этому пути пошли и другие страны.

Второй удар по Средним векам нанесли в XVIII в. - в эпоху Просвещения. Французские энциклопедисты видели Средневековье временем, когда мысль пребывала во тьме - люди не читали, ничем не интересовались. Современная западная цивилизация этот взгляд унаследовала. Он прижился даже на общекультурном уровне - так думает большинство. Мы видим, как этот миф живёт и воспроизводится.

Круче античности

охота на ведьм началась, когда средневековые устои рушились, появился пролетариат, по сути, крестьяне, лишавшиеся связи с землёй и уходившие в города

АМ: Здесь вспоминается последний фильм Алексея Германа-старшего «Трудно быть богом», снятый по Стругацким… купить произведения братьев Стругацких

АС: Там действие происходит в абстрактном Средневековье - жутком, грязном и мракобесном, именно таким многие его и представляют. А реальные Средние века - великая эпоха. Она дала Европе гораздо больше, чем Античность. Современные нации, языки, парламент, университеты, церковь - это всё родом из Средних веков. А европейская готика? Она построена совсем на других принципах, чем античная архитектура. Это огромные, лёгкие, просторные, устремлённые ввысь здания - этого не знали греки и римляне. Современные литература, музыка тоже родом из Средневековья. У нынешних театра и оперы корни больше средневековые - античный театр был сакральным местом. Античную литературу сохранили для нас именно средневековые монахи, они заботливо копировали и внимательно изучали древние рукописи.

Грязь была и после

АМ: Многие уверены, что в Средние века в упадке было изобразительное искусство.

Данте, фреска Доменико ди Микелино, 1465 г.

АС: В Античности и в эпоху Возрождения искусство было реалистичным и действительно высоким. Но в Средние века живопись была иной - символической. Отсюда и особые фигуры людей, животных, своеобразные пропорции, другие живописные приёмы. Тогда художники не копировали реальность, а создавали сложный образ другого, вневременного мира. И среди них были великие мастера. Они могли так изображать рай, грех и другие важнейшие для средневекового человека понятия, что мы до сих пор испытываем восторг, расшифровывая их творения.

АМ: Но грязь всё-таки была?

АС: В плане общественной гигиены Древний Рим с его общественными банями и туалетами, конечно, был образцовой цивилизацией. Грязь была. В средневековых городах жили скученно, помои часто просто выливали в окно. В городских клоаках нередко гибли и люди, и скот. Вонь стояла страшная. Люди тоже пахли не слишком приятно, мылись редко. Имело это и некоторое идеологическое обоснование: омовение воспринималось, прежде всего, в религиозном контексте. Мыться нужно было на Рождество и Пасху, и это была сакральная процедура, символизирующая смывание грехов и обновление человека. Но грязь была и после. В XVII в. при блистательных королевских дворах Европы использовали палочки, которыми гоняли блох в высоких причёсках, и парфюм, которым отбивали отвратительный запах, исходящий от грязных тел. Но ещё сотни лет после этого люди подолгу не знали воды и мылись очень редко. Так что винить в этом только Средние века несправедливо.

А как же наши средние века?

Русское Средневековье было иным. Мы начали его язычниками, в 988 г. стали христианами и бурно развивались. Но в XIII в. пали под набегом Золотой Орды, и более 300 лет нам было не до учёности и университетов. Эти годы русские князья воевали между собой, с Литвой, с татарами, немцами, шведами. Но к 1480 г., когда мы сбросили иго, Московская Русь оказалась мощной региональной державой. И вскоре, в 1504 г., случился первый и, по сути, последний инквизиционный процесс на Руси. Тогда сожгли… 27 еретиков! Не десятки тысяч, как в Европе, а 27 человек. Это были так называемые антитринитарии. Они заразили своей ересью правящую элиту и царский двор. Их попы служили в Кремле, а Иван III относился к ним снисходительно. Церковь боязливо сопротивлялась, но нашлись два человека - Иосиф Волоцкий и Геннадий Новгородский, не испугавшиеся и победившие их. Кстати, Иван IV Грозный - ещё не самый жестокий среди тиранов: по оценкам историков, он убил 3-4 тыс. человек, а его современники Филипп II, Генрих VIII, Карл V и Карл IX губили десятками, а то и сотнями тысяч. И при этом у себя на родине они считаются вполне уважаемыми монархами.

© Андрей Сидорчик

Впервые опубликовано на сайте Издательского дома «Аргументы и Факты»

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна