05/12/2000 Слухи о 25-м кадре подсознательно преувеличены
По материалам сайта "Наука и Техника"
В Интернете на сайте "Наука и Техника" появилась интересная статья о "технологии 25-го кадра", которая приводится здесь с сокращением.
История 25-го кадра начинается с 1957 года. Джеймс Вайкери провел в кинотеатрах Нью-Джерси серию экспериментов. Во время демонстрации кинофильма посредством дополнительного проектора в моменты смены кадра дополнительно проецировались кадры рекламы. В кино кадры сменяются 24 раза в секунду, поэтому такой способ "дополнительной" проекции получил название 25-го кадра. Эксперимент получил широкую огласку и был запрещен законом. Запретный плод сладок и притягателен, поэтому изобретение стали усовершенствовать и экспортировать.
Этот самый известный и устрашающий пример воздействия на сознание большой группы людей породил мифы, которые озвучиваются по телевизору , созревают в газетах, журналах и книгах. Все единодушны во мнении: ни доказать, ни опровергнуть сие чудо нельзя. В то же время, согласно заявлениям печати, эксперты Всероссийского научно-исследовательского института телевидения и радиовещания (ВНИИТР, г. Москва) утверждают, что использование однокадровой вставки является стандартной методикой психологического воздействия . Сложившуюся картину объясняют исследования, проведенные в лаборатории нейрофизиологии Центра психического здоровья РАМН. Они показывают, что усиление слухов о способах воздействия на сознание больших групп людей является следствием "синдрома воздействия". Синдром примечателен тем, что общность несведущих или нездоровых людей сеет мифы в головы своих соотечественников. Таким образом, сложился уникальный феномен массового сознания - гигантское количество людей уверено, что они могут попасть под чье-либо влияние.
Большинство зрителей имеет весьма скудное представление о принципах, положенных в основу кино и телевидения, поэтому их внешнее сходство нивелирует различия между способами воспроизведения и восприятием изображения. Синдром усиливает тот факт, что примерно 70% людей обладают конформистским мышлением (находится под влиянием зависимости от мнения большинства), а собственным мнением могут обладать около 30% населения. Существует техническая возможность заменить один или несколько кадров в передаваемом телевизионном изображении. В то же время законодательство многих государств запрещает рекламные трюки, которые могут оказывать на потребителя неосознаваемое им воздействие… Например, статья 10 закона о рекламе РФ.
Можно констатировать невозможность психологического воздействия посредством 25-го кадра на здорового человека по следующим причинам:
- Процессы адаптации происходят намного медленней, чем передача 25-го кадра.
- Экспериментально установленные пороги чувствительности и пропускной способности зрительного канала препятствуют: обнаружению объекта как целого; различению отдельных признаков в объекте; выделению в нем информативного содержания, адекватного цели действия; формированию чувственного образа.
- Превалирующую роль в процессе распознавания образов играет психологическая деятельность и накопленный опыт.
- Любое дополнительное изображение воспринимается зрителем как искажения.
Подготовлен эксперимент, цель которого опровергнуть возможность психологического воздействия посредством 25-го кадра на здорового человека. В заключение сторонникам гипотезы "о воздействии 25-го кадра непосредственно на подсознание" следует напомнить: подсознание - область неясных, не вполне осознанных мыслей, чувств, представлений. Подсознательный - находящийся в подсознании, инстинктивный. (Где-то в подсознании шевелится надежда).
Получается, что 25-й кадр не работает? Работает, но только с того момента, когда СМИ разносят очередную весть о "массовом воздействии на подсознание". Начиная с этого момента содержание 25-го кадра показывают открыто, без нарушения закона, однако такую "рекламу" могут позволить себе далеко не все.
По материалам сайта "Наука и Техника"