Агентство Лангуст [переход на главную]

07/01/2020 Коммерция и Рождество: священный союз
Впервые опубликовано на сайте дekoder

На сайте дekoder была опубликована заметка о рождественских подарках купить подарки к празднику.

728*90

Ниже материалы заметки приведены полностью.

Сотрудникам крупных немецких фирм и многих государственных учреждений знакомо одно важное понятие: Weinaсhtsgeld - рождественская премия.

Размер этой премии зависит от конкретного работодателя и его возможностей. Неизменна, однако, стоящая за ней логика: Рождество стоит больших денег, которые не всегда могут найтись в текущем семейном бюджете.

В 2019 году расходы на подарки составили в Германии 475 евро на человека - при средней зарплате 1.890 евро в месяц. По данным Германского Торгового Союза (Handelsverband Deutschland (HDE)) и статистической службы statista.de в предрождественский период 2019 года немцы потратили около 100 миллиардов евро - около одной пятой от годового оборота розничной торговли. Примерно столько же было потрачено годом раньше.

В ноябре и декабре рост оборота наблюдается практически во всех секторах торговли. Книготорговля купить книги и торговля игрушками купить детские игрушки и игры становится особенно прибыльным бизнесом: предпраздничный период приносит им почти четверть их годового дохода. При этом чаще всего немцы дарят друг другу подарочные купоны или - банально - деньги.

Говорит ли коммерциализация Рождества о нашей бездуховности? Автор интернет-издания ZEIT ONLINE Эрик Т. Ханзен считает, что нет.

Подумать только, какой кошмар: ещё совсем недавно казалось, что Рождество - это время тишины и созерцания, праздник христианской любви в честь рождения Спасителя, младенца Иисуса. Но что же мы видим сегодня? Невиданный в истории разгул транжирства и шопоголизма, опустошительный и неистовый.

Доходит до открытого насилия: в Калифорнии, в предрождественской давке за подарками, женщина брызнула в лицо другим покупателям из газового баллончика, чтобы избавиться от конкурентов в борьбе за товар. Да и в Германии предрождественская торговля становится всё более опасным делом. В первый день продажи PlayStation 4 купить игровые приставки в отдельных магазинах наблюдались натуральные бесчинства: толпа разбивала окна, и некоторым покупателям пришлось оказывать медицинскую помощь запись на приём к врачам из-за порезов и ушибов.

В Германии коммерциализация Рождества началась, впрочем, ещё раньше, чем в Америке - несколько столетий назад, с появлением рождественских базаров. Сегодня же от 25 до 50% годового дохода розничной торговли (в зависимости от сегмента рынка) приходится именно на Рождество. Стоит отменить Рождество - и рухнет вся наша жизненно важная капиталистическая система, и, глядишь, придётся Германии брать взаймы у Греции.

Однако критиковать коммерциализацию Рождества могут только те, кто так ничего и не понял про этот главный праздник. Мы привыкли думать, что в этот день радуемся появлению на свет Иисуса Христа. Это так, но это - не вся правда. Здесь слились воедино два радостных события, и вторым всегда был ритуал дарения подарков.

Началось всё со святого Николая - епископа, жившего в III веке нашей эры в римском городе Мира на территории сегодняшней Турции. Прославившее его деяние сегодня вполне могло бы привести его на тюремные нары. Как-то раз он тайком забросил несколько золотых слитков продажа, покупка и оценка монет, в том числе из драгоценных металлов в окошко трём несчастным девицам: приданого у них не было, а бесприданницам на женихов рассчитывать не приходилось. 6 декабря, день святого Николая, в католическом Средневековье стал главным праздником в честь святого покровителя - и каждый, стараясь следовать примеру милосердного святого, потихоньку раскладывал подарки по сапожкам добрых знакомых.

Всё шло хорошо, пока не появился Мартин Лютер - а он святых просто на дух не переносил. Лютер запретил все праздники в честь католических святых, но перед всенародным почитанием святого Николая даже он оказался бессилен: отказаться от праздника подарков никто не захотел. Пришлось пойти на компромисс: святой был переделан в непонятного рождественского деда, день подарков перенесён с шестого декабря на 24-е. С тех самых пор Рождество - два праздника в одном: и рождение Христа, и всеобщий день даров.

Это Лютеру мы обязаны тем, что рождественский дед, каким мы его знаем, - персонаж, далёкий от религии. Вырвавшись из крепких объятий Церкви, он приобрёл множество лиц - от нидерландского Синтерклааса до американского Санта Клауса.

Ну и правильно сделал! Ведь дарить подарки прекрасно получается и безо всякой религиозной подоплёки.

Вот, например, некоторые индейские племена Северной Америки почитают разное старьё, которое в ходе ритуальных церемоний передаётся от племени к племени. Дарить могут, к примеру, старую трубку мира. И время от времени её передаривают - пока с течением времени она не возвращается в ту самую деревню, из которой начала своё странствие. Сама по себе большой ценности она не представляет, даже ребёнок может смастерить трубку получше. Но важен символ: дружба и общность между племенами, а также взаимное уважение.

Попробуй подари в наше время кому-нибудь старую затёртую трубку - получишь ею же по голове. Но всё же обряд дарения для нас, для современного общества, столь же важен, как для индейских племён, - ведь в борьбе за самый лучший, самый выгодный подарок мы даже не стесняемся брызнуть конкурентам в глаза перечным спреем.

Приверженцы чистоты нравов недовольны превращением рождественских праздников в коммерческий проект. Но пуристы недоговаривают: ведь мы тратим на себя совсем немного, а по большей части тратимся на других. Я бы даже осмелился утверждать, что в историческом сравнении мы - абсолютные рекордсмены по количеству денег, которые каждый тратит на подарки своей семье, своим друзьям и соседям.

Так будем честны и признаем: в Рождество мы празднуем и рождение младенца Христа, и самоотверженную щедрость святого Николая.

Тогда всё встанет на свои места: вот почему Рождество так хорошо прижилось в мире, в котором вера занимает всё меньше места. Даже нехристиане перенимают рождественские традиции: живущие в Германии мусульмане или японские синтоисты могут не почитать и не праздновать рождение младенца Христа в яслях, но и они совсем не чужды идеи бескорыстного одаривания, и им близок и понятен главный символ таких даров - Санта Клаус.

И когда вы, в изнеможении от предпраздничного забега по магазинам, будете снова ругать себя за транжирство, вспомните трёх бедных бесприданниц, нашедших семейное счастье благодаря доброте святого Николая, и порадуйтесь, что раздобыли для своих любимых и близких что-нибудь поинтереснее скучного галстука продажа брендовой женской и мужской одежды, обуви, аксессуаров и украшений или утюга купить утюги и отпариватели.

Всем весёлого Рождества и, как говорят на Гавайях, Меле Каликимака!

© Люба Гурова

Впервые опубликовано на сайте дekoder

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна