08/10/2015 Где находится самый стрессовый город в мире?
Впервые опубликовано на сайте inoСМИ.Ru
На сайте inoСМИ.Ru была опубликована статья о самых некомфортных городах мира.
Ниже материалы статьи приведены полностью.
«Постоянное сидение в полуразвалившихся машинах травмирует их спины, а непрекращающиеся крики на улицах Каира разрушают их нервную систему, - написал Халед аль-Хамисси в своей книге 2007 года под названием „Такси“, сборнике бесед с 58 водителями такси в Каире. - Бесконечно плотный транспортный поток выматывает их психологически, а борьба за кусок хлеба вытягивает и них все соки».
Это гнетущая картина жизни в оживлённой столице Египта. Может ли быть так, что Каир, «мать всего мира», является одним из самых стрессовых мест на планете? Или же всё зависит от того, чем вы зарабатываете на жизнь?
Никого не удивит, что жизнь в городе - любом городе - всегда несёт в себе больше стресса, чем жизнь в окружении сельской идиллии. Однако нейробиолог Андреас Мейер-Линденберг и его команда из Центрального института психического здоровья в Мангейме, Германия, пытаются выяснить, что именно делает городскую среду такой стрессогенной. В 2011 году в журнале Nature они опубликовали результаты исследования, доказывающие, что по сравнению с жителями деревень у горожан наблюдается повышенная активность того участка головного мозга, который называется миндалевидной железой и напрямую связан с развитием депрессии и тревожности.
Теперь эта группа учёных использует ту же самую методику - основанную на сканировании головного мозга людей, выполняющих различные арифметические действия в уме - в рамках более масштабного дальнейшего исследования. «Мы уже знаем, что города в целом вызывают стресс, но нам нужно понять, что именно в городской среде является источником стресса, - говорит Мейер-Линденберг. - Поэтому мы используем этот подход, чтобы изучить отдельные компоненты рисков городской среды, начиная от токсинов, шума и загрязнения свинцом и заканчивая социальными факторами».
Хотя их работа сосредоточена на европейских городах, Мейер-Линденберг говорит, что они в определённом смысле являются менее интересными объектами для изучения, чем некоторые крупные и стремительно развивающиеся города Китая или Бразилии, которые до сих пор находятся в середине процесса урбанизации. Возьмём, к примеру, Шанхай. Помимо весьма тревожной перспективы умереть от переработки, жителям Шанхая приходится мириться с чрезвычайно высокой плотностью населения, тесным жильём и очень интенсивным дорожным движением. В городской черте Шанхая проживает более 23 миллионов человек: 119 тысяч на одну квадратную милю в центральной части города - это намного больше, чем в Париже или на Манхеттене. Места на дорогах настолько мало, что правительству пришлось ввести такую систему ограниченного выпуска номерных знаков, которая больше напоминает лотерею .
Тесная связь между плотностью населения и здоровьем людей ни для кого не является новостью. В начале 20 века проектировщики и чиновники служб здравоохранения установили то, что они назвали здоровой плотностью застройки: в 12 строительных объектов на 4 тысячи квадратных метров. Ребекка Майлз, сотрудник государственного университета Флориды, нашла эту цифру в одном из документов конца 1900-х годов. Эти цифры можно оспаривать, однако Майлз согласна с тем, что должен соблюдаться определённый баланс между созданием оживлённой социальной среды и такой чрезмерной близостью к соседям, которая становится источником неудобств.
Однако проектировщики начала XX века не учли экспоненциальный рост числа легковых автомобилей . В 1900 году в США было зарегистрировано всего 8 тысяч транспортных средств. К 1950 году их было уже более 49 миллионов, и 40 миллионов из них были легковыми автомобилями. Сегодня загруженность дорог, возможно, является таким же мощным стрессогенным фактором, как и плотность населения. Но есть ли какие-либо доказательства связи между плотностью движения и стрессом?
Майлз провела исследование связи между городской структурой и депрессиями в Майами, который занимает седьмое место в списке самых стрессовых городов США по версии журнала Time. Оно показало, что люди, живущие в частях города с наибольшей плотностью движения, чаще демонстрируют симптомы депрессии. «Таким образом, речь идёт о плотности населения в совокупности с загруженностью дорог, - говорит Майлз, отмечая, что результаты её исследования также доказали, что зелёные насаждения помогают смягчить стресс и депрессию. - Я считаю, что ценность той работы, которую делаем мы и другие исследователи, заключается в том, чтобы привлечь внимание к этим факторам, заставить признать, что чрезмерная плотность населения и перегруженность дорог влияют на психическое здоровье, а в некоторых случаях и на физическое».
В исследовании Майами интенсивность дорожного движения являлась заменителем такого показателя, как транспортный шум, который, как известно, становится источником стресса в городской среде. Недавно проведённое исследование в голландском городе Маастрихт, к примеру, показало, что жители районов, где наблюдается повышенный уровень транспортного и железнодорожного шума, чаще жалуются на недомогания в психической сфере. Выявление связи между уровнем шума и здоровьем - это общепринятая модель развития стресса, согласно которой шум активизирует нервную систему, вызывает выработку гормонов стресса и поднимает кровяное давление. Шум также приводит к проблемам со сном, которые являются факторами риска для развития депрессии и тревожности.
Каир считается одним из самых шумных городов мира. По словам Дэниэла Поупа, специалиста по шуму из британской строительной компании Atkins, такая его репутация объясняется тем, что в этом городе по сторонам очень узких улиц стоят высотные здания, что создаёт потоки шума. Сложность в поисках связи между уровнем шума и уровнем стресса, заключается в том, что фактор, раздражающий одного человека, вовсе не обязательно будет раздражать других. «Всё это очень субъективно, - объясняет Поуп. - Некоторые люди, живущие в городах, могут приехать в деревню и внезапно обнаружить, что звуки животных их раздражают. А люди, живущие в деревнях, могут приехать в город и обнаружить, что их раздражает каждая машина, проехавшая под окнами ночью. Здесь очень важно учитывать то, к чему человек привык».
И дело не только в шуме. Новые исследования обнаружили связь между уровнем тревожности и шумом, временем, которое люди тратят на поездку в офис и домой, и даже наличием взвешенных частиц, то есть твёрдых компонентов автомобильных выхлопов, в атмосфере. И каирские водители такси оказываются на самом пересечении всех этих негативных факторов. Добавьте к этому чрезвычайно высокую плотность населения, почти такую же, как в Шанхае, и вам вряд ли покажется удивительным то, что жители «матери мира» живут в постоянном стрессе. Это неудивительно, но как в случае с любым мегаполисом, существуют серьёзные различия в уровне стресса в зависимости от того, кем является тот или иной человек, чем он занимается и в какой части города он живёт.
Возьмём, к примеру, Мумбаи, где на каждого человека приходится менее пяти квадратных метров. Для Карлин Карр, американки, занимающейся вопросами бедности в Мумбаи, этот город является городом, полным противоречий, где источники стресса не ограничиваются только лишь плотным дорожным движением. «Мумбаи заставляет вас взглянуть в глаза жестокой правде ежедневной борьбы за выживание, - говорит Карр. - Сердце разрывается, когда видишь мать, просящую милостыню для того, чтобы накормить своего ребёнка, и сборщиков мусора, которые готовы перевернуть горы мусора всего за несколько рупий. Этот стресс рождается из чрезвычайного неравенства среди жителей этого города и острой нехватки ресурсов, необходимых для обеспечения их базовых потребностей. Несмотря на это, я считаю правильным утверждение, что в Мумбаи отсутствует множество источников стресса, характерных для современной городской жизни».
Карр рассказала о многих жителях Мумбаи, которые нанимают поваров, горничных, нянь и шофёров, чтобы освободить себя от большинства стрессов современной жизни. Деньги во многом помогают не поддаваться стрессогенному влиянию городов: обычно самые бедные слои населения живут рядом с крупными шоссе, железнодорожными развязками и аэропортами, потому что либо люди с низкими доходами не могут покинуть эти районы, либо из-за низких доходов людям приходится туда переезжать. Те же тенденции наблюдаются по всему миру, от Парижа до Гонконга.
Когда речь заходит о городском планировании, как правило, в первую очередь проектировщики стараются минимизировать влияние основных источников стресса. Обычно для борьбы со стрессом в городской среде предлагается создать зоны для пеших прогулок, наладить движение городского транспорта и увеличить доступ людей к зелёным насаждениям.
Зелёные насаждения очень часто упоминаются в этой связи, потому что есть множество данных, доказывающих их связь с психическим здоровьем, как свидетельствуют результаты исследования Майлз в Майами. «Присутствие зелёных насаждений положительно влияет на психическое здоровье, так же как и физическая активность на свежем воздухе, - говорит Майлз. - Это важный момент, потому что сейчас многие обсуждают пользу физической активности, но даже присутствие зелёных насаждений оказывает благотворное влияние на психическое здоровье».
По некоторым оценкам, 47% площади территории Лондона занимают зелёные насаждения. Проблема заключается в том, что жители бедных районов имеют ограниченный доступ к этим зелёным пространствам - об этой проблеме упоминалось в докладе Marmot Review 2010 года, авторы которого рассматривали неравенство в состоянии здоровья населения Англии. Его авторы рекомендовали обеспечить доступ к качественным зелёным насаждениям для представителей всех социальных слоёв.
Есть ли такие города, которые мы можем считать образцовыми, города, где нет источников стресса, где во главу угла ставится психическое здоровье жителей? По словам Виктории Пинонсели, сотрудницы Королевского института городского планирования, таких городов очень мало. Но она упомянула о Боготе, Колумбия, назвав его примером крупного города, власти которого, по крайней мере, стараются сделать условия жизни более комфортными.
Богота, население которой составляет 8 миллионов и продолжает расти, пока ещё не достигла статуса города-гиганта, но другие города, в том числе Мехико и Гуанчжоу, уже приглядываются к её транспортной системе. 350 километров её велосипедных дорожек и её система автобусного сообщения делают передвижение в Боготе более приятными, чем в других крупных городах.
По словам Пинонсели, примеры продуманного планирования можно найти и ближе к дому, несмотря на то, что по масштабам они, возможно, уступают Боготе. «В центре Бредфорда находится Городской парк, который представляет собой место, где можно пообщаться и отдохнуть, где нет автомобилей. Такая инициатива, по моему мнению, способствует сохранению психического здоровья и снятию стресса».
Между тем, у развивающихся стран нет тех ресурсов, которые можно было бы использовать на сохранение психического здоровья, и, как отмечает Пинонсели, отсутствие данных означает, что уровень воздействия автомобильного движения, чрезмерной плотности населения и плохих жилищных условий попросту неизвестно.
В Каире в блестящих панелях высотных зданий на одной стороне улицы отражаются пыльные незаконные строения, расположенные на другой её стороне. Очевидно, стресс принимает самые разные формы. Вы можете испытывать стресс, простояв три часа в пробке, а кто-то испытывает его, будучи вынужденным ежедневно выживать на нищенскую зарплату. Работа водителя такси не поможет вам заработать на достойную жизнь в этом городе, поэтому многие таксисты, к сожалению, вынуждены испытывать двойной стресс.
© Хейли Берч
Впервые опубликовано на сайте inoСМИ.Ru