Агентство Лангуст [переход на главную]

09/02/2012 В чём причина подростковых самоубийств в России?
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о причинах самоубийства подростков в России.

Ниже материал заметки приведён полностью.

После того, как в России произошли подряд три случая самоубийств подростков, в результате которых погибли четверо детей, уполномоченный по правам ребёнка при президенте Павел Астахов заявил, что в России очень тяжёлое положение с детскими самоубийствами, и что эту проблему необходимо решать на государственном уровне.

9 февраля стало известно о смерти семиклассника в Якутске, за день до этого в Москве выбросился из окна 15-летний мальчик, а ранее в подмосковной Лобне покончили с собой две 14-летние школьницы.

в начале февраля 2012 года произошли два случая самоубийств подростков, когда они выбрасывались из многоэтажных домов

«Каждый год в России совершают самоубийства более 1,5 тыс. детей. Покушений на самоубийство - в 3-4 раза больше», - цитирует слова Астахова Интерфакс.

О причинах самоубийств подростков в интервью Би-би-си рассказал заместитель главного врача детской психиатрической больницы №6 Пётр Безменов.

Пётр Безменов: Подростковый возраст считается наиболее уязвимым в плане чувствительности к внешним факторам. К факторам психологическим, факторам социальным - макросоциальным; микросоциальным, семейным. Подростковому возрасту в целом свойственно остро реагировать на эти факторы.

И суицидальное поведение является одной из форм таких реакций.

Подростковый возраст характеризуется тем, что у ребёнка появляется оппозиционное поведение по отношению к взрослым. Подростки стараются доказать свою самостоятельность, независимость. В числе способов, которыми они пытаются это доказать, в том числе и суициды.

Это связано и с биологическими особенностями. В этом возрасте происходит гормональная перестройка организма, физиологическая перестройка. В частности, это касается адреналина, который сильно будоражит подростков.

То, что суицидальное поведение довольно часто выявляется у подростков, обусловлено как физиологическими факторами, так и социальными и психологическими. Недаром этот возраст считается критическим.

Би-би-си: Можно ли считать, что ситуация в России с подростковыми самоубийствами отличается от других стран?

П.Б.: Существует классификация стран по частоте суицидов, принятая Всемирной организацией здравоохранения. Россия по этой классификации относится к странам с очень высоким уровнем самоубийств.

Там частота свыше 20 случаев на 100 тыс. населения. Но при этом, правда, имеются в виду все возраста.

Во многом такая высокая частота суицидов, в частности, среди подростков, обусловлена тем, что отсутствует чёткое и системное понимание подходов к профилактике такого поведения.

Мы пытаемся бороться с частностями, с деталями, с последствиями.

Пытаемся закрывать интернет-сайты, которые призывают к суициду, описывают его способы. Пытаемся запрещать пропаганду суицида в средствах массовой информации.

Это, конечно, тоже очень важно, но только за счёт запретительных мер нельзя добиться успеха.

Би-би-си: А что нужно делать?

П.Б.: Для профилактики суицида в ребёнке с пелёнок, с младенчества необходимо воспитывать навык адаптивного поведения. Умения преодолевать те или иные конфликтные ситуации.

Что такое суицид у подростка? Это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжёлую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить её, подросток пытается уйти.

И до тех пор, пока именно системно не будет изменён подход, не будет сделан акцент на профилактике, на воспитании в ребёнке умения этого адаптивного поведения, к сожалению, борьба с такими частностями, как эти интернет-сайты, не даст должного эффекта.

Если всерьёз ставить задачу сокращения риска суицидального поведения у детей, то, прежде всего, необходимо проведение мероприятий, ориентированных на семью.

Спектр таких мероприятий широк: это и издание буклетов с информацией о факторах, способствующих суициду, признаками, по которым можно судить о подготовке к суициду. По данным литературы, такие косвенные признаки имеются обычно в трёх четвертях случаев суицидов.

Другими словами, в 75 из 100 случаев суицида подростков об этом можно было догадаться заранее. Но, ни родители, ни учителя в школе об этом просто не знали.

Помимо семьи, необходимо работать с учебными заведениями. Целесообразно разработать регламент по выявлению детей из группы риска по суицидам, соответственно, нуждающихся в комплексной семейной психологической помощи запись на приём к врачам.

Необходимо работать со СМИ, в частности - с электронными. Частью этой работы является запрещение сайтов, содержание которых может прямо или косвенно подтолкнуть к совершению суицида, но ещё и необходима создание и широкая реклама ресурсов, которые помогут подросткам искать выход из трудных жизненных ситуаций.

Четвёртое звено - медицинская составляющая. В части случаев суицидальное поведение относится к биологической, медицинской проблеме. Но врачи первичного звена не всегда знают как выявлять такие признаки, как с этим работать.

Здесь необходимо обучение врачей первичного звена, нужно, возможно, подумать о том, чтобы психиатров включали в перечень специалистов, которые проводят диспансеризацию перед началом школьного обучения и в подростковом возрасте.

Ну и создание системы этапной помощи детям и подросткам, которые имеют суицидальные наклонности. Чтобы была преемственность между школьными психологами, психологами в поликлиниках, специалистами в стационарах и теми, кто осуществляет постгоспитальную коррекцию.

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна