Агентство Лангуст [переход на главную]

11/04/2013 Как финны взбунтовались против вседозволенности в школах
Впервые опубликовано на сайте Republic

На сайте Republic была опубликована статья о дисциплине в школах Финляндии.

Ниже материал статьи приведён полностью.

За двое суток более 150 тысяч финнов подписались под открытым обращением вернуть в школы дисциплину.

Для северной страны с населением 5,5 млн. это большая скорость. В той же петиции родители требуют вернуть на работу учителя, уволенного за то, что выгнал из класса разгулявшегося ученика, применив силу. Как это может происходить в демократичной и толерантной Финляндии, чьи школьники демонстрируют чуть ли не лучший уровень подготовки в мире?

Финская школа - это удивительный феномен. Традиции образования «для всех» здесь восходят ещё к шведским временам, но современный свой облик финская школа приобрела в 60-е годы ХХ века. Школа эта обладает рядом особенностей - например, отсутствует дифференциация по успеваемости, и никаких элитарных классов не может быть в принципе. Зато учителя, работающие в школе, должны иметь степень не ниже магистра, классы числом небольшие, существует штат помощников учителя. Сейчас финская школа служит предметом изучения как превосходный пример среднего образования, и описания работы и организации финской школы доступны на самых разных языках мира, включая русский.

Финномания началась с 2000 года, когда финские школьники заняли по тестам PISA первое место в мире по уровню грамотности, третье - по естественным наукам и четвёртое - по математике. В 2003 году Финляндия вообще вышла по всем показателям на первое место в мире, оставив Японию на 8-м, Германию на 22-м, а США - на 28-м месте. В 2009 году (последнее по времени изучение) она оказалась в среднем на третьем месте в компании Кореи, Сингапура, Шанхая и Гонконга (Россия на 43-м месте, в компании Турции, Дубая, Чили). То, что это заслуга именно системы школьного образования, говорит 13-е место Эстонии, перенимавшей финский опыт.

И, тем не менее, при таких замечательных результатах в самой Финляндии давно уже нарастают сомнения в правильности выбранной методы. Да, в финской школе умеют преподавать иностранные языки - тут изучают оба государственных, финский и шведский, обязательный иностранный - в подавляющем большинстве это английский, и второй иностранный купить книги и пособия для изучения иностранных языков - это может быть и немецкий, и французский, и русский купить учебники и пособия для изучения русского языка как иностранного.

Но почти не изучают литературу. Школьники читают «актуальные» книги, в основном современные, самых разных жанров, включая фэнтези и даже ужасы, и обсуждают их, рассказывая сюжет. О классике, своей и международной, речи почти не идёт.

Я был свидетелем, как удивились два филолога из экс-СССР, которые услышали от преуспевающего финского менеджера средних лет, что он прочёл всю русскую классику. «В переводе, конечно», - смутившись, сказал этот гений коммуникационных технологий. И принёс в доказательство целый ящик комиксов купить комиксы, манга, графические романы и новеллы, в том числе по мотивам русской классики купить произведения классической прозы и поэзии. Да, он знал героев и основные нити сюжета. Более - ничего. И если бы дело ограничивалось иностранной (для финна) литературой…

Финская школа - это школа действительно для всех. Она бесплатная и воспитывает демократические навыки с малолетства. Никому и в голову не придёт хвастаться имущественным положением своих родителей, да это и не имеет в школе никакого значения. По сути дела, финская школа - это главный социальный поплавок, который позволяет не утонуть представителю любого сословия.

Школьное обучение ориентировано на среднего ученика. Задача - всех подтянуть до среднего уровня. Здесь хвалят даже тех детей, чьи успехи оставляют желать лучшего. Ругать вообще не принято, особенно публично. Разумеется, на более высоких уровнях образования поток детей естественным образом разделяется: более одарённые школьники продолжают своё обучение, менее одарённые уходят работать. Так включается социальный лифт для детей из среды неквалифицированных рабочих, у которых появляется реальный шанс получить высшее образование и стать высокооплачиваемым специалистом.

Но последнее время финских родителей гораздо больше беспокоят не проблемы в самой школьной программе, а укоренившаяся «антидисциплина». Финские дети ведут себя даже на уроках весьма раскрепощённо, могут ходить по классу, свободно беседовать, к учителю обращаться на «ты» и вообще демонстрировать своё полное к нему безразличие. Учитель не имеет права применить к ребёнку никаких эффективных мер воздействия, поскольку это нарушает права личности.

Молодое поколение финнов растёт без тормозов. Да, оно не агрессивно, но в значительной мере безответственно. А часто вообще перестаёт задумываться о чьих-либо интересах, кроме своих личных. И, наконец, случилось то, что должно было произойти. В Хельсинки, в основной школе в районе Альппила один из учеников расшалился и мешал другим ученикам. На замечания учителя он не реагировал, и учитель просто вытолкал его из столовой.

Самое интересное, что сам ученик не жаловался, сигнал наверх послал директор школы, и городское управление по образованию приняло решение уволить учителя. Учитель не стал безропотно терпеть и обратился в профсоюз, который его поддержал. Было опубликовано обращение в защиту учителя, и уже в первые сутки его поддержало 44 тысячи финнов. Ещё спустя сутки число подписантов выросло до 150 тысяч и продолжает расти. Кроме того, в ближайшие дни должен пройти пикет учителей, который, без сомнения, будет поддержан общественностью. Школьная вольница надоела.

Ежегодно в школах одного только Хельсинки фиксируется порядка четырёхсот случаев, то есть более чем по одному в день, когда учителям приходится применять силу, чтобы обеспечить безопасность других учеников или самого шалуна. Директора школ, опасаясь разбирательств и невыгодных для себя выводов, предпочитают не наказывать учеников, а стучать на учителей в вышестоящие инстанции, что увеличивает неуверенность среди самих учителей, которые в опасный момент могут просто занять выжидательную позицию.

Разумеется, родители выступают не за затрещины и тумаки своим чадам. Но остановить руку расшалившегося ученика с острым предметом просто необходимо. Потому что потом он может взять что-нибудь более убийственное. Например, пистолет, который приобрести в Финляндии достаточно легко.

Но и принципиально - у финского общества есть серьёзные проблемы с воспитанием нового поколения, которое не знает слова «нельзя», которое не задумывается о результатах своих действий. Лёгкая, сытая жизнь…

Долгое время общественность отмахивалась от этих опасений, вспоминая знаменитые слова древнегреческого мыслителя Сократа: «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами купить книги по этикету, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят с взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Мол, это сказано почти две с половиной тысячи лет назад, а мир всё стоит.

Но вот парадокс: о том, что в финских школах начинает царить хаос, говорят сами школьники, которые жалуются родителям, что им сложно учиться в такой обстановке. И родители отводят детей в специальные языковые школы, где на занятиях все слушают педагога, где существуют строгие правила поведения и всё подчинено одному - учёбе в наиболее комфортных для этого условиях.

В природе есть растения, которые крайне похожи на съедобные, но, тем не менее, очень ядовиты. Ну, например, шампиньон и бледная поганка. Так и тут - финны спешат принять меры, потому что увидели, что под видом свободы и прав ребёнка может скрываться вседозволенность, которой воспользуются отнюдь не те, кто в будущем возьмёт на себя ответственность за благополучие финского общества.

© Константин Ранкс

Впервые опубликовано на сайте Republic

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна