Агентство Лангуст [переход на главную]

11/07/2011 Символы ушедшей эпохи: спутник, авоська, гранёный стакан
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о символах советского дизайна.

Мегамаркет

Ниже материал статьи приведён полностью.

Всем известно, что в Советском Союзе потребление, как и благосостояние граждан, росло год от года, но предметов потребления при этом почти не было (как и их производства), а если и были, то лучше бы их не было.

Так, во всяком случае, до недавнего времени, думали многие, кому удалось застать свободную от консюмеристских позывов эпоху и поносить школьную форму «весёлых» монашеских цветов, попить на улице кваса купить квас, разливавшегося тётей в белом халате, и, находясь в отпуске поиск, подбор и бронирование отдыха online или командировке, вдосталь попользоваться кипятильником.

Однако только что вышедшая в США и Британии книга с броским заголовком MADE IN RUSSIA: Unsung Icons of Soviet Design («Сделано в России: Невоспетые символы советского дизайна») купить книги по декоративно-прикладному искусству пытается развеять этот стереотип, бросив пристальный взгляд на поп-культуру СССР 60-70-х годов.

Что за занавесом?

Время хрущёвской оттепели несколько приоткрыло железный занавес: в 1957 году в Москве прошёл Фестиваль молодёжи и студентов, а двумя годами позже состоялась Американская национальная выставка, где случились знаменитые «кухонные дебаты» Никсона с Хрущёвым.

Всё это привнесло свежую струю в жизнь советских людей, а главное - показало им, как живут на «пресловутом Западе».

Именно тогда советская власть решила, что надо всё-таки гражданам предоставить хоть какие-нибудь предметы потребления, а иначе тяга к иностранному дизайну окажется сильнее, чем даже самая светлая мечта о коммунизме.

Как пишет в развёрнутом предисловии к книге Михаил Идов, один из её авторов, под чьим руководством это издание увидело свет, все эти события, в конечном счете, привели к тому, что по распоряжению партии был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики - ВНИИТЭ, занимавшийся разработкой передовых дизайнов.

Трагедия, однако, заключалась в том, что практически ни один из них не превратился в реальность: очень многие остались либо на бумаге, либо были произведены в одном экземпляре и так и не поставлены на поток.

Мешал тому и бюрократический аппарат, и неповоротливая советская лёгкая промышленность, где части одного целого (будь то бюстгальтер или радиоприёмник) производились в разных концах огромной страны.

И всё же кое-что доходило до прилавков, и сейчас, по мнению авторов книги, настало время посмотреть на многие тогдашние предметы именно с точки зрения дизайна, поскольку они, как ни странно, содержат очень интересные, зачастую наивные, но порой и передовые идеи.

Авоська и гранёный стакан

всё гениальное просто

Авторы намеренно не включили в иллюстративный ряд откровенный кич и постарались доказать, что чисто советским стилем надо считать не конструктивизм 1920-х (поскольку художники этого направления начинали работать ещё до революции и состояли в творческом диалоге с западными художниками), а именно то, что было произведено в Советском Союзе за железным занавесом.

Это всем нам хорошо знакомые кипятильник, авоська, наручные часы «Ракета» купить мужские и женские часы, радиоточка «Тембр-3, аркадная игра «Морской бой», электрогитара «Тоника» купить гитары, олимпийский Мишка, «Мишка косолапый», Хрюша со Степашкой, Ванька-встанька, а также эмблемы серпа и молота, «Аэрофлота» и многое другое.

«В книге есть подтрунивание над некоторыми предметами советского быта, вроде складного стаканчика или кипятильника, - признаётся Михаил Идов, - но есть и искреннее восхищение некоторыми из них, которые можно переосмыслить сегодня как эко-шик - например, нашу авоську, которую года три-четыре назад я начал регулярно замечать на улицах Нью-Йорка. Это действительно прекрасный портативный и экологичный способ переноса грузов».

Разработанная в 30-х годах ХХ века авоська очень по-советски исключала приватность совершённой покупки - всё, что ты нёс, сразу же становилось объектом наблюдений всей улицы, - но она давала возможность быстрого реагирования на стихийный «выброс» товара, будь то апельсины или туалетная бумага. К тому же не будем забывать, что в Советском Союзе каждый шёл в магазин со своей сумкой.

Да что с сумками - люди шли «культурно отдохнуть» со своим гранёным стаканом, чьим автором была Вера Мухина - та самая, которая произвела на свет знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», ставшую эмблемой «Мосфильма».

В книге с деликатным юмором рассказывается, что когда лет десять назад эта скульптура была отреставрирована, то кто-то пошутил, что надо бы серп и молот, которые сообща держат рабочий и колхозница, заменить на другое произведение Мухиной - на восьмигранный стакан, прочность которого проверена временем: он же может выдержать не только 250 грамм водки, но и выдерживал первые индустриальные посудомоечные машины 30-х годов купить стиральную или посудомоечную машину.

В посвящённой ему главке рассказывается, как этот гранёный стакан, который в послевоенные годы производился в количестве 5-6 млн. штук в год, стал примером удачного слияния интересов промышленного дизайна и политики правительства.

«Во время своего правления Никита Хрущёв в качестве меры по борьбе с алкоголизмом запретил 250- и 125-граммовые бутылки водки купить самогонный аппарат. Их заменила 750-граммовая бутыль, разливавшаяся на три гранёных стакана, который вмещал аккурат 250 грамм, если наливали до краёв».

Стакан устоял при распаде Советского Союза и до сих пор производится в городе Гусь-Хрустальный. Более того - его «двойника» можно обнаружить на полках IKEA, причём в трёх разных размерах.

Шар с усиками

Как ни странно, символы советской эпохи, подчас даже не относящиеся к индустриальному дизайну, оказали влияние и на некоторые западные инновации.

журнал Кругозор был первым мультимедийным изданием, но никто об этом даже не догадывался

«Совершенная форма спутника, этого шара с усиками, как мы его в книге называем, оказала своё влияние на американский дизайн, а точнее, на так называемый стиль Googie в калифорнийской архитектуре и эстетике 1960-х гг. Стали производиться и люстры, сделанные в форме спутника, эти знаменитые Sputnik lamps», - говорит Михаил Идов.

Но всё же в основном «творческое оплодотворение» Запада и Востока работало в другую сторону: привезённые с Запада вещи, будь то платье или радиоприёмник, разбирались по частям, а затем из них составлялись «оригинальные» копии.

Порой вдохновение посещало и самих членов Политбюро.

Примером тому может служить появление замечательного журнала «Кругозор», внутри которого, помимо текста, были ещё и гибкие грампластинки.

Что-то подобное - журнал с пластинкой в конверте - было замечено зорким Никитой Сергеевичем во время его поездки на Запад. «У нас есть такой журнал? - спросил он и, услышав отрицательный ответ, постановил - Будет!»

Однако Советский Союз при помощи закупленного во Франции станка по производству гибких пластинок произвёл нечто своё: уникальное и теперь уже неповторимое слияние фотографии, текста и звука, запечатлённого на виниловых пластинках, на которых советские меломаны могли послушать не только Эдиту Пьеху и Валерия Ободзинского, но и первые, не пиратские, записи Барбары Стрейзанд, Майкла Джексона и даже «Пинк Флойд» купить произведения Pink Floyd.

Мне было приятно узнать, что сегодня, спустя 20 лет после прекращения своего существования, сбережённые выпуски этого милого журнала, чьё многозначное название придумал писатель Лев Кассиль купить современные русские детские книги, сканируются и оцифровываются энтузиастами.

«Весёлая фетишизация» и тяжеловесная надёжность

Чем же всё-таки обусловлена эта, по выражению Михаила Идова, «весёлая фетишизация» предметов советского ширпотреба?

Казалось бы, самый очевидный ответ был бы: лёгкая и уже почти неопасная ностальгия, которая наблюдается не только у эмигрантов из СССР, но и у тех, кто живёт в новой России.

Однако, по мнению заместителя директора Музея города Санкт-Петербурга, историка Юлии Демиденко, помимо этой этнографической попытки осмыслить советскую эпоху, очевиден также интерес к 60-м годам ХХ века, который наблюдается сегодня не только у бывших советских граждан.

Именно в эту эпоху развивается консюмеристская модель общества, когда вещи начинают очень быстро сменять друг друга, некоторые полностью уходят из обихода, и, кроме как у коллекционеров, их просто не найти.

«Это само по себе уже повод для пристального внимания и особого к ним интереса, а потом, мне кажется, что 60-е годы эта была последняя романтическая эпоха не только в СССР, но и на Западе, - рассуждает Юлия Демиденко. - А ведь романтизм проникнут особой верой в человека и человечество, в его будущее, когда казалось, что счастливое Завтра настанет именно завтра, а не при жизни наших детей и внуков».

«Тогда считалось, что эти вещи, произведённые из новых материалов - пластика, нейлона, кримплена - вас освобождают для чего-то более важного, творческого. Эти вещи не надо хранить в дорогих сервантах, их можно просто выбросить, не жалея. Это потом, уже в конце 70-х, до людей дойдёт, что это всё страшно загрязняет нашу маленькую зелёную планету, а в 60-е они просто заходятся от восторга, что можно легко избавляться от вещей».

Парадокс, однако, и в том, что многие тогдашние товары делались на совесть, по старым стандартам, и оказывались чрезвычайно долговечными, как, например, фотокамеры ЛОМО, до сих пор пользующиеся популярностью у любителей нецифровой фотографии.

По мнению Михаила Идова, причина возврата интереса к вещам тех лет ещё и в том, что в наше высокотехнологическое время у людей вновь появилась тяга к аналоговым вещам, к их материальной сути, к их тяжеловесной надёжности.

«Мы немножко устали от того, что у нас в руках „волшебные коробочки“, которые делают всё, что нам нужно, но мы не понимаем, как именно они это делают, - говорит он, - Нам хочется подёргать плёнку, хочется заменить масло на чём-то, и советские предметы удовлетворяют эту жажду - они простые, понятные, и во многих случаях сделаны на века».

© Катерина Архарова

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна