Агентство Лангуст [переход на главную]

11/11/2014 Стереотипы Голливуда: почему русские всегда плохие?
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о стереотипах в фильмах США.

Ниже материал статьи приведён полностью.

Голливудские студии, изображая на экране отрицательных персонажей, нередко эксплуатируют национальные стереотипы.

Обычно это вызывает недовольство соответствующей части мировой аудитории, так почему же кинопроизводители не отказываются от этого приёма? Ответ на этот вопрос искал корреспондент BBC Culture.

стереотипы холодной войны легко эксплуатировать - даже если советская военная форма выглядит как-то странновато

За последнее время в прокат вышло немало американских фильмов купить иностранные фильмы, где фигурируют злодеи из России - от садиста-кагэбэшника в «Мстителях» до целой банды неприятных личностей в фильме «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть».

Российские политики и деятели кино недвусмысленно дали понять, что им такая практика не нравится. Прозвучали даже угрозы бойкота голливудской продукции в России. Соблазн набросать целую страну или народ широкими и не очень разборчивыми мазками всегда сопряжён для киностудий с риском.

В августе 2014 г. член комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Бату Хасиков (сенатор от Калмыкии, неоднократный чемпион мира по кикбоксингу - Ред.) выдвинул предложение запрещать фильмы, «в которых откровенно демонизируется или примитивно и пошло оглупляется всё, что связано с Россией, с русской культурой».

Русских выставляют злодеями уже давно. «Ещё до холодной войны Россию нередко изображали геополитической угрозой Западу, - комментирует Джеймс Чепмен, профессор киноведения из Лестерского университета в Англии. - Но во время холодной войны этот шаблон обрёл новую идеологическую окраску и уже ассоциировался не только с Россией, но и с советской коммунистической идеологией».

Удивительно, но с падением Берлинской стены русские злодеи не исчезли с экранов. Пожалуй, их стало поменьше, но они по-прежнему пользуются в Голливуде популярностью.

«Ни телевизор включить, ни в кино сходить - везде ужасные русские», - замечает профессор Нина Хрущёва, живущая в США правнучка генерального секретаря КПСС Никиты Сергеевича.

Хрущёва, преподаватель Новой школы (университет в Нью-Йорке), следит за тем, какими русских изображает американский шоу-бизнес. По её оценке, отрицательные персонажи из России как преобладали, так и преобладают со времён холодной войны. «Эта тенденция не менялась - всегда оставалось чувство, что Россию считают врагом», - полагает она.

Новую волну российских отрицательных героев учёные увязывают с жёсткой позицией президента Владимира Путина. «Думаю, с тех пор, как Путин значительно ужесточил режим - особенно на фоне проблем на Украине, - появилось ощущение, что Россия остаётся враждебной силой и представляет собой геополитическую угрозу», - говорит профессор Чепмен.

Старые новые враги

Сейчас в фаворе злодеи из России, но за последние десятилетия этой сомнительной чести удостаивались и многие другие нации и народы. В середине прошлого века, по понятным причинам, Голливуд показывал не в самом приятном свете немцев, а заодно и японцев.

Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне и Брюс Уиллис - всем троим приходилось на экране бороться с плохими русскими или самим их изображать

Ещё одна группа, годами демонизировавшаяся в кино с переменным успехом, - это арабы и мусульмане в целом. Ещё до немых ролей Рудольфа Валентино в таких лентах, как «Шейх» 1921 года, сложился стереотип, согласно которому арабов считали не заслуживающими доверия ворами и убийцами. А арабская община в США порой описывает соответствующий шаблон Голливуда формулой «Три Т»: танец живота, толстосумы и терроризм.

После событий 11 сентября 2001 года американских арабов ещё сильнее обеспокоила тенденция выставлять их террористами. Были и фильмы, в которых арабские герои оказывались вполне сбалансированными и нормальными, но, как говорит доктор Джек Шахин, автор книги «Арабские кинозлодеи: как Голливуд клевещет на народ», этого оказалось недостаточно. «К сожалению, арабские и мусульманские отрицательные персонажи по-прежнему постоянно фигурируют в кино и в телепрограммах», - считает он.

Определённой толикой злодеев обязан Голливуд и Китаю. Началось это ещё с раннего звукового кино, в котором фигурировал вымышленный китайский злоумышленник Фу Маньчу. Когда студия MGM в 1932 году выпустила ленту «Маска Фу Маньчу», китайское посольство в США подало официальный протест - уж больно неприятным оказался этот персонаж. Но сейчас отрицательных китайских героев в американском кино почти нет, потому что Китай стал ключевым рынком для голливудской продукции.

Хорошим примером стал выпущенный в 2012 году фильм «Неуловимые» (ремейк ленты 1984 года «Красный рассвет»). Изначально злодеями в нём были китайцы, но потом возникли опасения, что такой ход может закрыть фильму дорогу к китайскому прокату. В итоге при окончательном монтаже их переделали в северных корейцев, и это влетело в копеечку. Продюсеры не боялись негативной реакции Пхеньяна, потому что американскому кино и так закрыт доступ в Северную Корею.

С учётом того, что Россия занимает седьмое место в мире по объёмам рынка кинопроката, возникает вопрос: почему студии рискуют вызвать недовольство столь крупного клиента? Возможно, дело в том, что грозная реакция российской стороны создаёт положительный с точки зрения киностудий пиар.

«Они рады этому вниманию», - говорит Джеймс Чепмен. А Клаус Доддс, профессор геополитики колледжа Ройал Холлоуэй в Лондонском университете, считает, что «Голливуд уделяет куда больше внимания китайскому рынку».

За Китаем американские кинопроизводители и впрямь следят с почти маниакальным интересом. Но сейчас, когда недовольство России грозит обернуться реальным падением кассовых сборов, возможно, грядёт переоценка стратегии.

В поисках новых антигероев

В 30-е годы прошлого века Голливуд делал попытки показать русских хорошими (русская актриса Анна Стерн в фильме по роману Льва Толстого Воскресение)

Наций, которые можно безбоязненно подогнать под злодейское клише, остаётся всё меньше. Киностудиям явно пора придумывать что-то новое.

Неплохим источником отрицательных персонажей могло бы стать «Исламское государство», но тут есть свои проблемы: среди его сторонников есть представители самых разных национальностей с Ближнего Востока, из Северной Америки, Британии и так далее. «В случае с ИГ, я бы сказал, существует вопрос представительности: какой человек или люди могут его олицетворять, если это настолько пёстрая и многонациональная по составу группа?» - отмечает профессор Доддс.

С учётом сложности современной геополитики не исключено, что злодеев вообще перестанут причислять к определённой национальности и начнут делать антигероями, например, тех, кто загрязняет окружающую среду. Именно так и поступили авторы «Аватара» купить фильмы Джеймса Кэмерона, самого кассового фильма в истории.

Но, к сожалению, злодей нынче вообще пошёл не тот. Во времена холодной войны, особенно в напряжённые моменты Карибского кризиса, русский антигерой на экране вызывал трепет - зрители отлично знали, что американские и советские ядерные ракеты находятся в полной готовности к пуску.

К счастью, эта угроза сейчас не так актуальна, как тогда, но в результате измельчали и злоумышленники. Пока в этом качестве зрителю приходится мириться с врагами окружающей среды и некими сферическими террористами в вакууме. И так будет продолжаться до тех пор, пока на Голливуд не снизойдёт креативное озарение - или же, не приведи Господь, реальная геополитика не подкинет нам действительно опасного и крупного врага, представитель которого будет способен вселять с экрана настоящий ужас.

© Том Брук

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна