12/02/2018 Как «научиться учиться». Часть 2 - метакогнитивные процессы и дудлинг
Впервые опубликовано на сайте Хабр
На сайте Хабр была опубликована вторая статья университета ИТМО о том, как лучше учиться.
Ниже материалы статьи приведены полностью.
В первой части нашего обзора полезных лайфхаков для учащихся мы говорили о том, какие научные исследования стоят за очевидными советами - «пить больше воды», «заниматься спортом», «планировать распорядок дня». В этой части рассмотрим менее очевидные «хаки», а также направления, которые считаются на сегодняшний день одними из наиболее перспективных в обучении. Попробуем разобраться в том, чем могут быть полезны «каракули на полях тетради», и в каких случаях размышления об экзамене помогают лучше его сдать.
Мышечная память
Посещать лекции - ещё один очевидный совет для тех, кто хочет учиться лучше. И, кстати, один самых из популярных на Quora. Хотя одних только посещений часто недостаточно - многим из вас знакома ситуация: вы готовите билет к экзамену, и не можете вспомнить, о чём именно рассказывал преподаватель, хотя абсолютно уверены, что были в тот день в аудитории.
Чтобы время на лекциях проходило с максимальной пользой, учёные советуют тренировать мышечную память - то есть, в первую очередь, делать записи. Это не только позволяет вам вернуться к ним впоследствии (что довольно очевидно) - сам процесс записывания информации от руки помогает лучше запомнить её. Однако иногда для того, чтобы лучше запомнить сложные концепции, имеет смысл не просто записывать их, а записывать и зарисовывать.
Можно попробовать представить данные в виде схемы или диаграммы (что довольно непросто, если вам приходится внимательно слушать лектора), но порой для того, чтобы лучше запомнить информацию, достаточно дополнять записи каракулями или дудлами (для такого рода рисунков ещё используют термин «грифонаж»).
Дудлы могут выглядеть как повторяющиеся узоры, линии, абстракции - или же лица, животные либо отдельные слова. Рисовать можно что угодно - важной особенностью дудлов остаётся то, что такая практика не захватывает человека полностью - в отличие, например, от напряжённой работы в классе живописи.
На первый взгляд, дудлинг раздражает - кажется, что человек просто пытается убить время и поглощён своими мыслями. На практике оказывается, что дудлы, напротив, помогают нам лучше воспринимать новые концепции и запоминать их.
В 2009 году в журнале Applied Cognitive Psychology были опубликованы результаты исследования, проводившегося школой психологии Плимутского университета (Великобритания). Оно охватывало 40 человек в возрасте от 18 до 55 лет. Испытуемым предложили прослушать аудиозапись «телефонного звонка от друга» (на записи диктор монотонным голосом зачитывал монолог вымышленного «приятеля», рассуждающего, кто сможет пойти на его вечеринку, а кто - нет, и почему). Контрольную группу попросили по ходу записи выписывать на листок имена тех, кто пойдёт на вечеринку (и ничего более).
Экспериментальной группе выдали лист с квадратами и кружками и попросили заштриховывать фигуры во время прослушивания (испытуемых предупредили, что скорость и аккуратность штриховки неважны - штриховать нужно лишь для того, чтобы скоротать время).
После этого всех испытуемых попросили сначала назвать тех, кто пойдёт на вечеринку, а потом перечислить географические названия, упоминавшиеся на записи. Результаты оказались достаточно неожиданными - в обоих случаях люди, которых просили штриховать фигуры, были более точными (экспериментальная группа запомнила на 29% больше информации, чем контрольная, хотя её вообще не просили что-либо фиксировать и запоминать).
Этот положительный эффект может быть связан с тем, что рисование бессознательных каракулей позволяет задействовать сеть пассивного режима работы мозга. «Дудл-активисты», такие как Санни Браун (Sunni Brown), автор книги «The Doodle Revolution», считают, что каракули - это не просто способ занять руки, а средство, активирующее работу мозга. Другими словами, это механизм, который позволяет нам запустить «обходные пути», когда мы заходим в тупик - а это значит, что дудл может помочь, если вы, например, никак не можете решить задачу или подобрать правильную формулировку для письменной работы.
Возвращаясь к запоминанию информации - каракули на полях помогают восстановить детали того, что происходило вокруг вас, когда вы их рисовали. Джесси Принс (Jesse J. Prinz), глава Комитета междисциплинарных научных исследований Докторской высшей школы Городского Университета Нью-Йорка, утверждает, что, глядя на собственные дудлы, легко вспоминает, о чём шла речь, когда он их рисовал. Он сравнивает дудлы с открытками - когда вы смотрите на открытку, которую купили в путешествии , вам в голову сразу приходят вещи, связанные с той поездкой - вещи, которые вы вряд ли смогли бы вспомнить просто так.
В этом заключается плюс «конспектов с дудлами» (по сравнению с обычными конспектами): постоянное напряжённое конспектирование будет отвлекать вас от того, что в данный момент рассказывает преподаватель, особенно если он даёт большой объём материала, не рассчитанный на запись под диктовку. Если же вы фиксируете основные моменты обычным способом и переключаетесь на дудлы в процессе их объяснения, вы сможете разобраться в вопросе лучше, не теряя нить повествования.
С другой стороны, дудлинг подходит далеко не для всех задач. Например, если вам нужно запоминать и изучать большое количество изображений (схем, графиков), собственные рисунки будут только отвлекать вас - Wall Street Journal приводит в подтверждение исследование, проведённое в Университете Британской Колумбии. Когда обе задачи требуют обработки визуальной информации, дудлинг не даёт нам сосредоточиться на том, что в данный момент действительно важно.
Дудлингом лучше пренебречь и когда вы не уверены в том, что факты и формулы, которые приводит лектор, вы сможете с лёгкостью найти в других источниках. В этом случае тренировать мышечную память безопаснее с помощью одних только старых добрых конспектов.
Знания о знаниях
Ещё одно направление, на которое стоит обратить внимание тем, кто хочет учиться лучше - метакогнитивные процессы (когниции второго порядка или, говоря проще, наши знания о своих собственных познаниях). Патрисия Чен (Patricia Chen), исследователь из Стэнфорда, работающая в этой области, поясняет: «Очень часто ученики приступают к работе бездумно, не пытаясь заранее спланировать, какими источниками лучше пользоваться, не понимая, чем хорош каждый из них, не оценивая, как можно использовать выбранные ресурсы наиболее эффективно».
Чен и её коллеги провели ряд исследований (их результаты были опубликованы в прошлом году в журнале Psychological Science) и экспериментов, показывающих, как размышления об учёбе могут стимулировать студентов учиться лучше. В рамках одного из экспериментов студентам примерно за 10 дней до экзамена выдали опросник - его авторы предлагали подумать о предстоящем тестировании и ответить на вопросы о том, какую оценку хочет получить студент, насколько важна для него эта оценка и с какой вероятностью он её получит.
Кроме того, студентов попросили поразмыслить над тем, какие вопросы с большой долей вероятности будут на экзамене, и определить, какие из 15 доступных учебных практик (подготовка по записям с лекций, чтение учебника, проработка экзаменационных вопросов, обсуждение с коллегами, курсы с репетитором и т.д.) они будут использовать. После чего их попросили объяснить свой выбор и расписать, что именно они будут делать - фактически, составить план подготовки к экзамену. Контрольная группа просто получила напоминание об экзамене и о том, что к нему важно подготовиться.
В итоге студенты, составившие план, действительно сдали экзамен лучше, получив оценки в среднем на треть балла выше (например «А+» вместо «А» или «В» вместо «В-»). Кроме того, они отметили, что чувствовали себя более уверенными и лучше владели собой на экзамене. Авторы исследования подчёркивают, что отбирали участников эксперимента так, чтобы между группами не было никаких статистических различий - экспериментальная группа не состояла из более способных или более мотивированных студентов.
Как отмечают учёные, ключевой вывод их исследования состоит в том, что, уделяя внимание метакогнитивным процессам и рассуждая о задаче, вы проделываете важную дополнительную работу. Она в итоге позволяет лучше структурировать знания, оставаться мотивированным и находить наиболее эффективные решения - как для подготовки к экзамену, так и для любых других ситуаций.
TL;DR
Чтобы время, проведённое на лекции, было максимально эффективным, подключайте мышечную память. Самый простой вариант - делать конспект лекций. Альтернатива - конспект плюс дудлинг. Такой подход помогает лучше воспринимать новую информацию и эффективнее её запоминать. Дудлы позволяют восстановить в памяти множество нюансов - по аналогии с открытками или фотографиями из путешествий, взгляд на которые «запускает» ваши воспоминания.
Важный момент - для того, чтобы дудлинг действительно помогал лучше запоминать новое, важно, чтобы это занятие оставалось механическим, спонтанным. Если вы с головой уйдёте в рисование, то вряд ли сможете воспринимать ещё какую-то информацию.
Сочетайте дудлинг и «классический» конспект. Записывайте основные факты и формулы «традиционным способом». Используйте дудлинг, если: 1) на лекции вам важно уловить суть той или иной концепции, понять её смысл, а основные данные по теме у вас уже есть; и 2) преподаватель даёт большой объём материала и рассказывает его в быстром темпе, не в формате «под запись». Не пренебрегайте просьбой преподавателя зафиксировать тот или иной момент в письменном виде.
По предположениям ряда учёных, дудлинг активирует сеть пассивного режима работы мозга. Поэтому он может помочь, если вы «зашли в тупик». Имя или термин «вертится на языке», но вы не можете его вспомнить? Никак не получается найти подходящую формулировку для письменной работы? Перепробовали все варианты решения задачи и начинаете выходить из себя? Попробуйте порисовать бессознательные каракули и вернуться к работе чуть позже.
Уделяйте внимание «знаниям о своих знаниях» - это ещё один способ учиться лучше. Задумывайтесь о том, зачем вам необходимо решить ту или иную задачу, какие способы и методы для этого могут подойти, обдумывайте плюсы и минусы каждого из возможных подходов. Это позволит вам поддерживать мотивацию (вы ответили на вопрос, зачем вам это нужно и каких результатов вы ожидаете от себя на экзамене или по итогам прохождения курса). Кроме того, такой подход позволяет спланировать максимально эффективный вариант самоподготовки (вы уже не хватаетесь за первый попавшийся источник информации) и сохранять спокойствие во время проверки ваших знаний.
В заключительной части нашего обзора поговорим о том, как запоминать и удерживать информацию: чем в этом деле может помочь сторителлинг и как победить «кривую забывания».
Впервые опубликовано на сайте Хабр