❄🎄❄ банковские продукты для частных лиц и бизнеса ❄🎄❄ ❄🎄❄ дебетовая карта с кешбэком рублями до 25% ❄🎄❄
18/05/2011 Многоженство в Таджикистане: крепкое плечо и деньги
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о многоженстве в Таджикистане.
Ниже материал статьи приведён полностью.
В поисках социальной и экономической защищённости женщины в Таджикистане соглашаются на статус «второй жены», то есть на фактический брак с женатыми мужчинами.
В действительности, однако, вторые жёны не обретают защищённости, оказываясь в полной зависимости от мужчин.
«Жёны бесправны, - сказала Би-би-си правозащитница Татьяна Бозрикова, - если распадается семья со второй женой, то она может вообще ничего не получить. Дети от такого брака тоже остаются ни с чем».
Многожёнство в Таджикистане официально запрещено. Однако шариат разрешает правоверному мусульманину иметь четыре жены, то есть второй и последующие браки женатого мужчины не регистрируются, но освящаются муллой.
И поскольку влияние религии в Таджикистане в последние годы заметно усилилось, то в стране немало тех, кто согласен с правом мужчины иметь несколько жён. В обществе полагают, что многожёнство спасает тысячи таджикских женщин, оставшихся в одиночестве в результате гражданской войны и массовой трудовой миграции молодых мужчин.
Выйти за женатого
История женщины по имени Гульчехра во многом типична.
Её рано выдали замуж. В Раштской долине, откуда родом Гулчехра, ранние браки не редкость. В регионе с сильными исламскими традициями девочки после окончания средних классов нередко просто перестают ходить в школу.
Но муж Гульчехры был убит в ходе гражданской войны. Она оказалась одной из двадцати шести тысяч таджикских женщин, овдовевших после кровопролитной войны, продолжавшейся с 1992 по 1997 годы. Гулчехра осталась с двумя детьми, без работы и без специальности.
Поэтому она быстро согласилась выйти замуж за женатого мужчину.
«Естественно никакой официальной регистрации не было, - рассказывает Гулчехра, - это и стало основной причиной моего согласия стать второй женой. Этот брак стал для меня возможностью обрести сильное плечо и финансовую помощь. Я очень нуждалась в деньгах» - объяснила Гулчехра своё решение.
Но и второй брак Гулчехры продлился недолго. Первая жена, узнав о существовании у своего мужа второй семьи, пригрозила ему, что напишет заявление в правоохранительные органы.
«Мой муж занимал важный государственный пост и поэтому был вынужден оставить нас. Поскольку брак наш не был официально зарегистрирован, я не имею права подавать на алименты. Иногда он помогает нам продуктами питания»., - добавляет Гулчехра.
Правовая незащищённость
По словам таджикской правозащитницы Гулчехры Мирзоевой, ситуация с её тёзкой из Раштской долины типична, а права вторых жён законом никак не защищены.
«Многоженцев знают в лицо. Но когда дело доходит до публичных разборок, виноватой оказывается только женщина, и отношение к ней всегда отрицательное. Мужчинам подобные „слабости“ прощают», - отметила Мирзоева в интервью bbcrussian.com.
Официально многожёнство в Таджикистане является уголовным преступлением. Нарушителям грозит штраф или тюремный срок до 2 лет. Но в судах страны дела о многожёнстве практически не рассматриваются.
«В основном, о случаях многожёнства становится известно после обращения в органы самих женщин. Но преступление это не относится к категории тяжких и, как правило, не предполагает лишения свободы. Всё ограничивается штрафными санкциями», - подтвердил Русской службе Би-би-си представитель генеральной прокуратуры Таджикистана Абдурасул Холмуродов.
Женщины, как правило, скрывают статус второй жены, покрывая своих мужей-многоженцев в надежде на денежную помощь с их стороны.
Сколько в стране вторых жён?
Таджикские власти несколько лет назад пытались подсчитать количество вторых жён. Однако, по словам экономиста Фируза Саидова, все данные могут быть только оценочными.
Согласно проведённому в 2010 году социологическому опросу, каждый восьмой таджикский мужчина имеет семью на стороне. Причём речь идёт не только о вторых жёнах, но и, бывает, о третьих и четвёртых.
«Многожёнство, в основном, распространено в южных регионах страны. Развито оно среди людей с высоким доходом. Немало среди многоженцев государственных чиновников», - полагает Фируз Саидов.
Аналитики говорят, что таджикское общество столкнулось с совершенно новой для себя проблемой, решить которую чрезвычайно сложно в нынешних условиях развития страны. Мужчин в стране не хватает, причём не только на производстве. Через несколько лет остро будет стоять демографический вопрос.
«Найти себе спутника жизни таджичке сегодня легче в Москве, чем на родине», - уверена правозащитница Ойнихол Бобоназарова.
По её словам, особенно чувствуется отсутствие мужчин в сельских регионах.
Проблему Бобоназарова объясняет двумя факторами. Первый - это прошедшая в Таджикистане гражданская война, в ходе которой погибло, по разным оценкам, от 50 до 100 тысяч человек, главным образом, мужчин.
Второй фактор - трудовая миграция. Жёны трудовых мигрантов остаются фактически без мужей. Таджикские гастарбайтеры едут в Россию и забывают о старых семьях, создавая новые.
Женское население страны по численности сегодня серьёзно превышает мужское.
Нужно получить разрешение первой жены
По словам имам-хатиба Салохиддина Мирзоева, ситуация с многожёнством в стране не имеет ничего общего с исламом.
«Да, мусульманину разрешено иметь четыре жены, - сказал имам в интервью Би-би-си, - Но почему-то мужчины забывают, что вторую жену можно взять только с разрешения первой. А многие ли многоженцы интересуются её мнением?»
Мирзоев говорит, что по исламским законам ко всем жёнам необходимо относиться одинаково.
«Можно ли говорить, что так и происходит в реальной жизни? Нет! Поэтому не надо упоминать об исламе», - восклицает священнослужитель Салохиддин Мирзоев.
Действительно, обычно мужчины не спрашивают мнения своих первых жён по поводу возможности жениться вторично, и в результате многие женщины чувствуют себя обманутыми.
Чаще всего, первые жёны в течение долгого времени могут лишь догадываться о существование второй или третьей жены.
Между тем, многие богословы оправдывают многожёнство и считают, что властям необходимо поддерживать многоженцев.
Так, мулла Максуми Таварали из селения Яхч Нуробадского района убеждён, что в условиях Таджикистана многожёнство - это благо.
«Сколько женщин после войны вдовами остались?! Их просто необходимо пожалеть и помочь им. Многожёнство спасёт их от проституции, а детей таких женщин от голодной смерти», - уверен мулла Максуми Таварали.
Замуж или учиться?
Выход из ситуации, при которой религиозные установки противоречат законодательству Таджикистана, правозащитница Татьяна Бозрикова видит в договоре между духовными лицами и властями.
«Они должны договориться, чтобы священнослужители не освящали брак до тех пор, пока мужчина не предоставит справку из ЗАГСа», - считает Бозрикова.
По словам активистки женского движения Гулчехры Мирзоевой, решение проблем многожёнства осложняет ментальность и национальные обычаи, когда главное предназначение девочки - это создание семьи и заботе о муже и детях.
«Многие девочки к 14-15 годам мечтают только о богатом, молодом и красивом муже. Образование стоит у них на последнем месте. О нём начинают задумываться, когда остаются одни с детьми, без денег и квартиры», - говорит Мирзоева.
© Анора Саркорова
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба