Агентство Лангуст [переход на главную]

21/03/2017 Всё могут короли, или Любовь покоряет всех - знаменитые мезальянсы Британии
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о браках монархов в Великобритании.

Ниже материалы статьи приведены полностью.

Исторически повелось, что королевские браки были призваны служить усилению династических связей.

Монархи разных стран отправляли послов, министры обменивались договорами, и августейшую невесту снаряжали в долгий путь, в конце которого её ждали другие обычаи, другие нравы и другие языки.

Правда, иногда короли «взбрыкивали» и брали себе супругу (или супруга) не из высочайших кругов. Частенько это приводило к многочисленным неприятностям; в крайне редких случаях получалось неплохо.

Кто же были эти женщины (и редкие мужчины), которым удалось взобраться на самую верхушку власти?

Елизавета Вудвилл, Белая королева

наследники Елизаветы Вудвилл (среди которых была и Елизавета I) крепко зацепились за английский трон

В середине XV века английская аристократия упоённо резала друг друга, разделившись на два противоборствующих лагеря, каждый из которых поддерживал своего претендента на трон. Сторонники Ланкастеров в качестве эмблемы выбрали красную розу, сторонники Йорков - белую.

Елизавета Вудвилл была молодой и очень красивой женщиной, которая была счастливо замужем за Джоном Греем, сторонником Ланкастеров.

Но после победы Йорков в битве при Сент-Олбансе в 1461 году она потеряла всё: мужа, наследные земли и положение в обществе.

По поводу того, что произошло дальше, история переплелась с легендой настолько, что гарантированно сказать, что в действительности случилось, практически невозможно.

Легенда же утверждает, что Елизавета решила лично подать прошение новому йоркскому королю, Эдуарду IV, который как раз вместе со свитой проезжал вблизи земель её родителей.

Молодая вдова дожидалась короля под развесистым дубом. Король был настолько сражён её красотой, что не только вернул отобранные земли, но и попытался сделать красавицу своей любовницей, против чего Елизавета категорически возражала.

Король же был очарован и покорён до полной потери здравого смысла, в результате чего решил поступить благородно и на ней жениться.

Хотя пара была счастлива, от этого брака для английской истории были одни неприятности. Сначала на сторону врагов (Ланкастеров) перешёл и был позднее убит ближайший советник и помощник короля граф Уорик. Потом брат короля Джордж, как говорят, не без помощи Елизаветы, был обвинён в государственной измене и (по слухам) утоплен в бочке с вином.

После смерти Эдуарда, престол захватил его другой брат, печально известный Ричард III, которого считают ответственным за смерть двух принцев, сыновей Эдуарда и Елизаветы.

Дело закончилось, как мы знаем, воцарением не слишком близкой родни Ланкастеров Генриха VII, который взял в жёны старшую дочь Елизаветы, йоркскую наследницу принцессу, носившую такое же имя.

Таким образом, наследники Елизаветы Вудвилл (среди которых была и Елизавета I) крепко зацепились за английский трон.

Генрих VIII и его шесть жён

Генрих VIII и его шесть жен

За большую, прямо скажем, непропорционально большую часть английских мезальянсов, несёт ответственность внук Елизаветы Вудвилл Генрих VIII.

Если бы сын, которого родила его первая жена, испанская принцесса Екатерина Арагонская, выжил, то история британских островов могла бы пойти совсем другим путём.

Но Генрих хотел во что бы то ни стало заполучить сына.

Анна Болейн или наказанная добродетель

Конечно, Анна не была простолюдинкой, но и до трона ей было, прямо скажем, далеко. Во всяком случае, первый министр Генриха кардинал Уолси счёл её недостаточно знатной для того, чтобы вступить в брак с сыном графа Нортумберлендского.

Генрих увлёкся Анной не в последнюю очередь потому, что она провела несколько лет при французском дворе, где её манеры и умение держаться с мужчинами (а также искусство их очаровывать) были отполированы до зеркального блеска. В целом, она очень выгодно отличалась от стареющей жены короля, которая, несмотря на весь свой аристократизм, совершенно перестала его по-женски привлекать.

Сначала Генрих попытался сделать Анну своей любовницей. Анна стойко держалась за свою добродетель. Король писал стихи, король сочинял музыку, король страдал, король лез на стенку, и, в конце концов, на ней женился.

Хотя некоторые историки любят говорить, что сама Анна, как таковая, сыграла не такую уж важную роль в английской истории, а просто момент назрел расстаться с католической верой и провести реформы, другие говорят, что нет: если бы Анна уступила королю с самого начала, то не было бы ни Елизаветы, ни Армады, ни, вполне вероятно, Британской империи.

Анна, хотя и потеряла в результате своего августейшего замужества жизнь и корону, дала стране одну из величайших королев - Елизавету I.

Джейн Сеймур, примирительница

После Анны Болейн Генриху уже не составляло труда жениться не на принцессе.

Джейн, как утверждают все современники, не была красавицей, отличалась крайней бледностью, и, прямо скажем, сильно проигрывала в образованности двум предыдущим жёнам.

Однако она была милой, кроткой, старалась всех со всеми помирить (отсюда и прозвище «примирительница»), и гораздо лучше разбиралась в шитьё и домашнем хозяйстве, нежели в античной философии.

Она родила королю его единственного сына, но родов не пережила и скончалась через две недели после его рождения.

Екатерина Говард

Честно говоря, эта история особого исторического значения для Англии не имела, хотя является прекрасной иллюстрацией того, что когда не слишком молодой мужчина (49 лет) женится на молоденькой девушке (16 или 17 лет), то ничем хорошим это как правило не кончается.

Есть и ещё один момент: если бы бедная Екатерина была принцессой, а не дочерью младшего сына хотя и достаточно знатной, но обедневшей семьи, то, во-первых, скорее всего, она не стала бы королю изменять, практически не стесняясь, а, во-вторых, в силу дипломатических соображений, её вероятнее отправили бы в изгнание, но не стали рубить голову.

Если Генрих VIII вам ещё не надоел, то вот вам ещё одна история. На сей раз речь пойдёт о его сестре.

Мария Тюдор, королева Франции, упрямая принцесса

Мария была младшей сестрой Генриха VIII

Мария была младшей сестрой Генриха VIII, причём сестрой любимой. А Чарльз Брэндон был ближайшим другом короля. Однако, хотя и носил титул герцога Саффолка, особой знатностью не отличался: его отец получил титул в награду за помощь, оказанную Генриху Тюдору в победе над Ричардом III.

В общем, любовь любовью, а о браке между этими двумя не могло быть и речи. Тем более, что августейший братец считал, что имеет полное право использовать сестру в своих дипломатических играх.

Мария была обручена со стареющим королём Франции. Принцесса скандалила, плакала, и отказывалась делать то, что ей велели. В конце концов, Генрих частично сдался, и обещал, что, если она сейчас сделает, как он хочет, что после смерти первого мужа, сможет второй раз выходить замуж за кого захочет.

Скорее всего, он своё обещание выполнять не собирался, но Мария к нему отнеслась вполне серьёзно. Престарелый король Франции благополучно умер через 3 месяца после заключения брака, и Мария быстро и самовольно вышла замуж за Брэндона.

Генрих был очень недоволен, но, в конце концов, строптивую сестру и лучшего друга простил.

Внучка Марии Тюдор, леди Джейн Грей была возведена протестантской фракцией на английский престол после смерти единственного сына Генриха VIII.

Бедная девочка процарствовала всего девять дней, после чего на престоле воцарилась законная наследница Мария Кровавая, а Джейн отрубили голову.

Анна Хайд, или брак из-за интересного положения

король Эдуард VIII отрекся от престола ради любви к Уоллис Симпсон

Анна Хайд была дочерью совсем незнатного дворянина, который активно поддерживал королевскую семью во время войны короля с парламентом в XVII веке.

Она была хорошенькой девушкой, и как-то так получилось, что ею заинтересовался брат короля Карла II, Джеймс, будущий король Яков II.

Дело было, как говорится, молодое, и в один прекрасный день Анна обнаружила себя в интересном положении.

Поскольку её папа, хоть и был не слишком знатным, но считался большим сторонником и советником короля, то на незадачливого Джеймса надавили с двух сторон (и будущий тесть, и венценосный брат), и он поступил, как человек благородный и на Анне женился. Их первый сын родился через два месяца после брака, что не осталось незамеченным в обществе.

Главная проблема заключалась не в том, что Анна с Джеймсом, скажем так, предвосхитили брачные радости, но в том, что супруга принца перешла в католичество. А потом соблазнила перейти туда же и своего мужа.

Ничем хорошим это не закончилось, потому что у англичан после Марии Кровавой на католиков выработалась настоящая аллергия. Джеймс был вынужден отречься, и англичане позвали на престол его дочку, протестантку Марию.

Кстати, с той поры, католики не могут сидеть на британском престоле.

И, наконец, Уоллис Симпсон, или всё царство за любовь!

Собственно говоря, в этом случае мезальянса, как такового не получилось, потому что правительство поставило перед королём Эдуардом VIII вопрос ребром: жениться или царствовать.

В качестве будущей королевы Симпсон была крайне сомнительной кандидатурой: американка, которая на момент знакомства с будущим королём всё ещё была замужем за своим вторым мужем, с которым позднее развелась.

Говорят, что некоторые члены парламента были склонны разрешить королю его милый каприз, при условии, что Симпсон никогда не будет носить титула королевы, и вообще это будет морганатический брак.

На это, вроде бы, даже согласились и британские доминионы.

Но вот правительство и церковь были категорически против.

Король отрёкся, признал, что и он сам, и все его наследники навсегда теряют право претендовать на британский престол, и женился.

Детей у него так и не было, а британской королевой в конце концов стала племянница отставного короля - Елизавета, нынешняя королева Елизавета Вторая.

© Яна Литвинова

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна