21/10/2015 Сирия vs Испания. Гражданские войны чужими руками.
Впервые опубликовано на сайте Republic
На сайте Republic была опубликована заметка о гражданских войнах.
Ниже материалы заметки приведены полностью.
С началом российской военной операции в Сирии появилось мнение, что гражданская война в этой ближневосточной стране всё больше напоминает аналогичный вооружённый конфликт в Испании в 30-х годах прошлого века.
Такие конфликты попадают под определение «proxy war», то есть «опосредованная война» или «война чужими руками» - тогда она велась подобным образом между гитлеровской Германией и её союзниками с одной стороны и СССР - с другой, сейчас по разные стороны «фронта» - Россия и США с союзниками. И всё же, если сравниваешь гражданские войны в Испании и Сирии, приходишь к выводу, что различий между ними не меньше, чем сходств.
В главных ролях
Основным действующим персонажем Гражданской войны в Испании был, разумеется, один из организаторов военного переворота 1936 года, а впоследствии многолетний диктатор Франсиско Франко (справедливости ради стоит отметить, что на лидирующие позиции он вышел только после случайной гибели лидера путчистов генерала Хосе Санхурхо в авиакатастрофе). Франко противостоял законной власти, которую представляла левая коалиция Народный фронт во главе с президентом Мануэлем Асаньей и премьером Сантьяго Кесаресом Кирогой - их имена вряд ли что-то скажут человеку, специально не изучавшему историю Испании. В Сирии же, наоборот, вся история закрутилась вокруг действующего президента Башара Асада, против которого выступила разношёрстная оппозиция. Впоследствии её оттеснило на второй план вступившее в игру «Исламское государство» (запрещённая в РФ террористическая организация), и противостояние с радикальными исламистами только добавило Асаду легитимности в глазах мирового сообщества.
Противоборствующие стороны
Несмотря на то, что Народный фронт в Испании оставался законной властью, он с самого начала войны практически лишился кадровой армии, которая по большей части перешла на сторону мятежников. В результате боевые действия против отрядов Франко вела народная милиция и различные военизированные формирования анархистов, коммунистов, профсоюзов, баскских и каталонских националистов. В Сирии армия осталась на стороне Асада, а вот противников его не счесть - тут и отряды ИГИЛ, и Армия завоевания, которая объединяет более десятка различных группировок, в том числе «Фронт ан-Нусра» (ячейка «Аль-Каиды» в Сирии), и Исламский фронт, и различные бригады повстанцев - мучеников Идлиба, Ракки и прочие. Плюс имеются ещё и военизированные формирования курдов, которые воюют в основном с ИГИЛ, но и союзниками Асада их назвать сложно. В Испании независимую позицию занимали баски, однако они всё же находились в одном лагере с республиканцами, которые предоставили им автономию.
Иностранное участие
Вопреки устоявшемуся в России мнению в состав интернациональных бригад, которые воевали на стороне республики, граждане СССР не входили - такие бригады формировались в основном из граждан Франции, Польши, США, Италии, Германии, Великобритании. Собственно, та же Франция оказывала непосредственную поддержку республике. Что касается советского контингента, то через гражданскую войну прошло около 1800 военных специалистов из СССР, многие из которых приняли непосредственное участие в боевых действиях. Помимо этого, Москва предоставила Испанской республике кредит в размере $85 млн. и различную военную технику. С противоположной стороны Франко пользовался полной поддержкой Италии, Германии и Португалии, которые отправили в Испанию свои военные контингенты, и частично - США. На стороне будущего диктатора воевали многочисленные добровольцы-националисты из других стран. В Сирии на стороне Асада непосредственно к боевым действиям подключились Иран и Россия, его противников поддерживают некоторые арабские страны, США и Франция, причём последние также проводят свои военные операции. Против ИГИЛ же воюют все, в том числе и Турция.
В итоге обстановка в Сирии представляется, конечно, намного более запутанной, чем в Испании, где, по сути, было только два враждующих лагеря (каталонцы и баски выступали на стороне республики). В Сирии же есть как минимум четыре враждующие стороны: силы Асада, оппозиция Асаду, ИГИЛ и курды. Вмешательство внешних игроков, каждый из которых имеет в Сирии своих протеже и свои интересы, пока не привело к перевесу одной из сторон и только усложняет конфликт. В этих обстоятельствах распад Сирии как единого государства уже не кажется чем-то фантастическим.
© Пётр Бологов
Впервые опубликовано на сайте Republic