Агентство Лангуст [переход на главную]

22/03/2010 Лондонцев ненадолго запустили под Темзу
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка об истории тоннеля под Темзой.

Ниже материал заметки приведён полностью.

В Лондоне на два дня для публики открылся тоннель под Темзой, который был недоступен для пешеходов последние 145 лет. Творение инженера Марка Брюнеля стало первым в мире тоннелем, построенным под водой, а также местом проведения первой в мире подводной ярмарки.

На сайте, продающем билеты на имеющую историческую ценностью прогулку по тоннелю, было сказано, что людей «в шлёпанцах, сандалиях, на высоких каблуках или другой неподобающей обуви» на объект не пустят. Но те, кто ждал, что внизу их ждёт настоящее приключение, были немного разочарованы: в тоннеле сухо и достаточно светло, и, при некоторой сноровке, передвигаться по рельсам можно и на каблуках.

по тоннелю под Темзой скоро пойдут электрички

Совсем скоро по тоннелю, который был частью одной из линий лондонского метро, будут ходить электрички.

Как рассказал мне сотрудник компании Transport of London Гаррет Хоув, тоннель станет ещё более важным для лондонцев: «Он свяжет районы, где будет проходить Олимпиада, и облегчит жизнь людей, которые пользуются общественным транспортом на юге Лондона».

У здания музея Брюнеля – толпа желающих попасть на тур. По словам гида Джона, билеты разлетелись, как горячие пирожки. То, что двух дней явно недостаточно, чтобы показать тоннель всем желающим, подтвердил и директор музея Брюнеля Роберт Халс.

«Вчера сюда приходил мэр Лондона Борис Джонсон. Я ему объяснил, что мы, конечно, благодарны, что нам дали повеселиться в тоннеле два дня до того, как снова пустить по нему поезда. Но гораздо более смелым решением было бы пустить по тоннелю поезда на два дня, а потом веселиться там оставшиеся 363 дня в году! И знаете что? Он задумался перед тем, как мне что-то возразить», - сказал директор.

По словам Халса, тоннель - «совершенно потрясающий объект, и люди хотят его видеть». Есть ли шанс, что люди когда-то ещё смогут увидеть тоннель?

«У меня есть письменное заверение от железнодорожной компании, что наши популярные экскурсии в поездах метро будут сохранены заказать экскурсии от местных жителей. Мы освещаем тоннель прожекторами. Машинист ведёт поезд с самой медленной скоростью. Даже из окна вагона вы можете рассмотреть стены, колонны и галереи самого первого в мире подводного магазина, самой первой в мире подводной ярмарочной площади и первых в мире подводных борделей», - говорит Халс.

Пройтись по Луне

«Первый в мире подводный бордель» - это звучит броско, но тоннель под Темзой строился совсем для других целей. К середине XIX века судоходство на Темзе было таким интенсивным, что ходила даже шутка про то, что быстрее дождаться груза с Атлантики, чем доставить что-то с одного берега Темзы на другой.

тоннель стал прорывом инженерной мысли - Брюнель впервые применил в строительстве проходческий щит

После серии безуспешных попыток организовать подземную связь между северным и южным берегами реки инженер Брюнель придумал метод, который сейчас применяется для строительства тоннелей во всём мире. Изобретение принадлежало Марку Брюнелю, сын которого Изамбар Кингдом помогал отцу в строительстве тоннеля и сам стал знаменитым инженером, входящим сейчас в списки величайших в истории британцев.

Замысел Брюнеля-отца состоял в применении проходческого щита, который постепенно продвигался в грунте; сразу за щитом собирались кирпичные стены. Был шанс, что первый тоннель с использованием такой технологии мог бы появиться не в Британии, а в России: Брюнель предлагал Александру I прорыть тоннель под Невой. Но царь передумал, предпочтя возвести традиционный мост.

О том, в каких условиях проходило строительство в Лондоне, рассказал Роберт Халс.

«Грунт выбирали 36 шахтёров, находившихся в ячейках проходческого щита - по мере продвижения вперёд, его постепенно двигали. На дно всё время просачивалась вода из Темзы. Другой опасностью был болотный газ - из-за него люди работали только по два часа, едва не теряя сознание, после чего их сменяли новые шахтёры. Это была жуткая работа», - сказал директор музея Брюнеля.

Можно ли было бы копать тоннель с двух сторон? По словам Халса, Брюнель пытался лоббировать эту идею. Но она пошла прахом из-за позиции финансирующих проект чиновников.

«Строительство тоннеля финансировалось правительством, которое относилось к проекту с большим подозрением. Брюнель говорил: было бы разумно купить маленькую лодку и водолазный колокол, которые мы могли бы использовать в чрезвычайных ситуациях. Но в правительстве говорили: нет, деньги предназначены не для покупки водолазных колоколов, а на рытьё тоннеля. Брюнель говорил: если мы вскроем шахту в Воппинге, рабочие смогут копать с двух концов, и это ускорит строительство. Но в правительстве говорили: нет, деньги предназначены не на вскрытие шахт, а на рытьё тоннеля», - рассказал Халс.

Тоннель был спроектирован как грузовой, но концу строительства у команды кончились деньги, построить пандусы, по которым грузы попадали бы в тоннель, было не на что. Грузовой тоннель, по которому нельзя было переправлять грузы, открылся в 1843 году для пешеходов.

В первый день посмотреть на диковину пришли 50 тысяч человек. Через три месяца после открытия тоннеля число посетителей достигло миллиона. Это и по нынешним временам немало, а в 1843 это вообще была половина населения Лондона.

Тоннель называли «восьмым чудом света», и люди приезжали посмотреть на него со всего мира. Они просто не могли поверить, что кто-то на самом деле это осуществил. Пройти под Темзой в 1843 году - это немногим уступало тому, чтобы пройтись по Луне.

Бордель под водой

Чем, помимо прорыва инженерной мысли, привлекал публику тоннель? В середине XIX века под Темзой была реализована современная идея торгового центра. В тоннеле была устроена галерея с сувенирными лавками и магазинами, торгующими всякой всячиной.

Под Темзой осуществлялись всевозможные операции. Обвинить Брюнеля в жизни на неправедные доходы мало кто решался, но многие арендаторы подводных торговых площадей не возобновляли договоры аренды.

тоннель стал местом проведения первой в мире подводной ярмарки

«Представьте,что вы - торговец, снимающий магазин номер 36 и торгующий изящным китайским фарфором. Соседний магазин номер 37 по документам пустует. Но и вы, и ваши посетители слышите из темноты арочного проёма безошибочно распознаваемые звуки, которые издают два человека, занятые… скажем так, оживлённым разговором», - пояснил Халс решение лавочников, говорящих, что не хотят соседства их сувенирного магазина с борделем.

Из-за подмоченной репутации подводного тоннеля поток туристов поиск, подбор и бронирование отдыха online, а заодно и доходы пошли на спад. Но в 1852 в тоннеле под Темзой была устроена первая в мире подводная ярмарка, ставшая примечательным событием в истории тоннеля. Чего там только не было! Глотатели шпаг, факиры, фокусники, ходоки по канату, исполнители серенад из Эфиопии, индийские танцоры, китайские певцы и даже дрессированные лошади - бог знает, как их туда завели.

По сути дела, это был первый в мире подводный мультикультурный фестиваль. Целая часть тоннеля была огорожена и превращена в бальный зал. Гостей развлекали органы, играющие музыку для танцев. Говорят, особым успехом у публики пользовался «Вальс Темзинского тоннеля».

По словам Халса, с этого момента тоннель - который вскоре был продан железнодорожной компании - из достижения инженерной мысли превратился во дворец удовольствий.

«Это была лучшая вечеринка, на которую вам не нужно было приглашение. Там был секс, наркотики и… Нет, рок-н-ролла тогда ещё не было, но были находящиеся на грани приличий бальные танцы купить книги по современным танцам. Это - рейв XIX века. И, поскольку всё происходит под землёй, то шуметь можно, сколько душе угодно! Люди приходили сюда развлечься, а кто-то - заработать. И мы собираемся устроить здесь ещё одну вечеринку», - рассказал директор музея Брюнеля.

Насчёт вечеринки Халс сдержал слово: в рамках лондонского фестиваля East музей Брюнеля устроил ярмарку. Она прошла, правда, на земле, а не в самом тоннеле, и не изобиловала экстравагантными развлечениями. Но точно так же, как и в 1852 году, тоннель, задуманный как грузовой, стал приманкой для лондонцев и туристов.

© Альвина Харченко

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна