23/05/2011 Чужой монумент
Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU
На сайте INOPRESSA.RU была опубликована заметка о советском мемориале в Берлине.
Ниже материал заметки приведён полностью.
Петер Ян, историк, с 1995 по 2006 год возглавлявший российско-германский музей Берлин-Карлсхорст, рассуждает в статье, опубликованной на сайте Die Zeit, о судьбе советского мемориала в центре Берлина.
Советский мемориал в парке Тиргартен был создан по приказу командования Красной армии сразу же по окончании Второй мировой войны. Это был первый памятник погибшим советским воинам в центре города, недалеко от Бранденбургских ворот, здания Рейхстага и ведомства рейхсканцлера. Он был открыт уже 11 ноября 1945 года. Главный вход со стороны улицы 17 июня обрамляется двумя советскими танками Т-34. Позади по диагонали на уровне первой лестницы были установлены две пушки. В центре монумента возвышается 6-метровая бронзовая фигура солдата-красноармейца. «За этим патетическим ансамблем скрываются захоронения 2500 павших в боях за Берлин советских военнослужащих», - продолжает автор.
«Мемориал в Тиргартене, единственный в Западном Берлине, на территории британского сектора, стал результатом инициативы, возникшей на фоне ещё не рассеявшихся воспоминаний о войне. Он расположен в точке сопряжения уже готовой к тому времени оси «Восток-Запад» и планировавшейся оси «Север-Юг», которые должны были прорезать национал-социалистический Берлин. Однако для советского руководства приоритетом при выборе места стала непосредственная близость к Рейхстагу - «логову фашисткой твари», - говорится в статье.
«В свете противостояния холодной войны советский монумент в течение 40 лет был для жителей Западного Берлина, прежде всего, символом коммунистического Востока. В моменты эскалации конфронтации, например, в августе 1961 года, монумент пришлось защищать от агрессии западных берлинцев», - свидетельствует бывший директор мемориала.
С падением Берлинской стены, продолжает автор, монумент перестал восприниматься как коммунистическая провокация. Берлинцы давно привыкли не замечать его, а туристы воспринимают как нечто экзотическое. «Монумент до сих пор остался чем-то чужеродным в процессе формирования германского самосознания», - признаёт Петер Ян.
В парке Тиргартен захоронены советские солдаты, отдавшие свои жизни за освобождение Освенцима и Майданека, за победу над нацистами, которую нельзя было добыть иной ценой. Однако в памятнике, по мнению немецкого историка, всё же чего-то не хватает. «Ничего в этом монументе, построенном солдатами в память о павших товарищах, не указывает на то, что в результате варварской политики национал-социалистов погибли миллионы советских граждан. Это и около 3 млн. военнопленных, и свыше 2 млн. евреев, и миллион ленинградцев, умерших в результате голода, болезней и бомбёжек в блокадном Ленинграде, и сотни тысяч жителей Белоруссии, Украины и России, уничтоженных в результате „акций возмездия“ в борьбе с партизанами, а также несчётное количество мирных жителей, обречённых на голодную смерть после прихода немцев». Аргументировался этот геноцид фанатичным антисемитизмом, идеологией «поиска места под солнцем» и расизмом, согласно которому славянская раса определялась как «низшая».
По мнению историка, значимость монумента для немцев могла бы вырасти, если бы это место напоминало о миллионах советских людей, отдавших жизнь в 1939-1945 годах. При этом автор не ратует за какие-либо расширения или дополнения в архитектурном ансамбле монумента - он говорит о более полной информации о преступниках и их жертвах.
© Петер Ян
Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU