Агентство Лангуст [переход на главную] Langust

27/12/2019 Как устроено немецкое Рождество
Впервые опубликовано на сайте дekoder

На сайте дekoder была опубликована статья о праздновании Рождества у немцев купить подарки к празднику.

728*90

Ниже материалы статьи приведены полностью.

Румяные дети, играющие в снежки; хохочущие девушки с кружками глинтвейна в руках; дородные отцы семейств, сгибающиеся под тяжестью пакетов с чем-то явно очень дорогим, - мы знаем их по коробкам с пряниками made in Germany купить кондитерские изделия, по брошюрам турбюро, по картинкам в учебниках немецкого языка купить учебники и пособия по немецкому языку.

Воображение рисует нам идиллические картины: наигравшись в снегу, допив глинтвейн и растратив все свои Weihnachtsgeld - специальную «рождественскую» премию, выплачиваемую сотрудникам многими немецкими предприятиями - дети, девушки и отцы семейств отправятся домой к наряженной ёлке купить ёлочные украшения и утке в яблоках купить книги по кулинарии. Они споют пару рождественских гимнов и примутся распаковывать подарки…

Наши представления о немецком Рождестве сформированы туристической индустрией, рекламными каталогами и кинематографом, штампующими идиллические картинки с рождественских базаров и нарядных гостиных.

«Настоящее» немецкое Рождество выглядит, как декорации к «Щелкунчику» купить произведения Эрнста Теодора Амадея Гофмана - неважно, что снега 24 декабря чаще всего почти нигде не бывает; что подарки в дом доставляет Amazon, а не отец семейства, и что глинтвейн чаще всего не согревает, а просто ударяет в голову.

Насколько аутентичны традиции празднования Рождества в современной Германии? Насколько религиозен этот праздник сегодня? И в чём именно заключаются уникальные традиции и черты немецкого рождества?

Исходя из этнографических исследований, начатых уже в XIX веке, можно утверждать, что немецкому Рождеству в том виде, в котором оно отмечается сегодня, не более 150 лет. На сегодняшний день традиции празднования немецкого Рождества у католиков и протестантов существенно сблизились и в целом стали весьма схожими по всей стране, хоть и отличаются местным колоритом, специфическими ритуалами и обрядами.

Рождественская религиозность и символика

Насколько религиозен праздник Рождества в современной Германии и в какой степени массовые мероприятия и домашние празднования являются христианскими по своей форме и содержанию? Ответ на этот вопрос всегда будет зависеть от того, что мы называем религией и с каким практическим и теоретическим инструментарием мы подходим к её изучению. И особенно, на каком аспекте религиозности мы ставим основной акцент - на вере или на практике.

Рождественское купание в Германии. Члены клуба плавания традиционно купаются в Балтийском море в районе курорта Варнемюнде, на севере Германии

С одной стороны, не всё, что исторически связано с христианством, наполнено сегодня религиозным смыслом; с другой стороны, в рождественских традициях есть много ценностей и практик, которые не позволяют назвать их секулярными. Даже такие, на первый взгляд, секулярные события, как просмотр рождественских фильмов, рассматриваются рядом религиоведов как ритуальные практики. Согласно их мнению, просмотр рождественских картин мотивирует зрителя заново оценить свою повседневную жизнь и наделяет его энергией, способной эту жизнь преобразить. Подобное воздействие на участников характеризует многие религиозные ритуалы.

Рождество в Германии - это особое время календарного года, отмеченное целым комплексом обычаев. Рождество вторгается в повседневное течение времени и нарушает границы секулярности. Неудивительно поэтому, что многими исследователями рождественская пора приравнивается к так называемому лиминальному (пограничному) пространству, в котором присутствуют отличные от повседневных социальные ожидания, роли, права и ограничения.

Рождественский период начинается с Адвента - четырёхнедельного ожидания Рождества, за которым наступает само трёхдневное празднование и следующий за ним построждественский период. Подготовка к празднованию Рождества включает в себя ряд календарных праздников, среди которых наиболее крупные - День св. Николая 6 декабря (нем. - Nikolaustag) и День св. Варвары 4 декабря (нем. - St. Barbaratag). Помимо этого, каждое воскресенье Адвента проходит праздничная церковная служба, посвящённая той или иной евангельской теме. Наиболее популярный символ Адвента - настольный венок с четырьмя свечами (нем. - Adventskranz).

Четыре свечи символизируют четыре недели Адвента: в первое воскресенье Адвента зажигают первую свечу, и этот день знаменует начало нового церковного года. Венок Адвента не менее популярен в современной Германии, чем рождественские ёлки, и принимает сегодня разнообразные формы, часто шуточные и далёкие от классического исполнения. Как культурный символ венок Адвента, подобно рождественской ёлке, появляется и в семьях нерелигиозных, а также в общественных местах - на витринах магазинов, в школах и детских садах, в больницах и банках.

Такое проникновение в городскую повседневную жизнь характерно и для других изначально сугубо религиозных символов Рождественского периода. Ещё одним классическим символом Адвента становится происходящий из католической традиции Вертеп, Ясли или Криппе (нем. - Krippe) - скульптурная интерпретация сцены рождения Иисуса Христа. Если в 1970-х вертепы потеряли популярность, несмотря на усилия церковных активистов, то в 2010-х на юге Германии они пережили стремительное возрождение: вертепы вновь стали появляться не только в действующих церквях, но и на городских площадях, в магазинах, в ратушах, клиниках… Сегодня редкая семья на юге Германии не выставляет маленький домашний вертеп (нем. - Familienkrippe, Hauskrippe) в своём доме.

online бронирование экскурсий по Германии

Однако самым распространённым за рубежом символом немецкого Рождества стали рождественские базары (нем. - Weihnachtsmarkt). Старейшие базары Германии имеют свои особые имена: Striezelmarkt в Дрездене (основан в 1434 году) и Christkindlesmarkt в Нюрнберге (основан на рубеже XVI-XVII веков). На сегодняшний день рождественские базары предлагают всевозможные товары, начиная с ёлочных игрушек и заканчивая местными кулинарными угощениями. Базары популяризируют народные промыслы и ремесленные традиции и служат местом встречи с родственниками, друзьями и знакомыми.

Рождество как семейный праздник

Уже в 40-х годах XIX века рождественское время в Германии воспринималось как время семейного праздника, отмеченное многочисленными и разнообразными ритуалами одаривания детей (нем. - Weihnachtsbescherung). Вспомним гофмановского «Щелкунчика» - он был написан ещё в 1816 году. Эта специфика сохранилась у праздника и по сей день. Немецкие семьи часто оказываются рассредоточены по разным городам, а рождественские выходные и каникулы дают редкую возможность единения родственников, живущих на другом конце страны. Эта особенность рождественского периода придаёт празднику надконфессиональное значение: вне зависимости от религиозных взглядов конкретных людей Рождество создаёт исключительное время и пространство для семейного торжества.

Именно семейный характер этого праздника объясняет повсеместное присутствие рождественской символики и мероприятий в институциональном пространстве Германии. Ведь в таких местах, как больницы, школы, дома престарелых и детские сады, люди оказываются отделёнными от семейного круга. Рождественская атмосфера призвана перенести их в тепло и спокойствие домашнего уюта.

Стремление открыть свой дом для тех, кто лишён возможности провести Рождество со своими близкими, представляет собой довольно распространённый пример рождественской религиозности и благочестия. Многочисленные рождественские мероприятия немецких университетов для иностранных студентов или усилия диаконии по обеспечению праздника для одиноких людей могут служить тому примером. Гостеприимность как одна из основополагающих черт рождественского послания ритуализирована на католическом юге Германии через обряд, известный как «Herbergsuche» («Поиски крова») или «Frauentragen» («Ношение Девы Марии»), с помощью которого вспоминают библейскую историю о том, как Дева Мария с младенцем во чреве искала пристанища. Во Франконии (на севере Баварии) в рамках обряда по вечерним улицам проносят с молитвами и песнопениями скульптуру Мадонны. Участники процессии стучатся в дома и просят крова для Богородицы, и в том доме, где её согласятся принять, фигура Марии остаётся до следующего дня.

Рождественские противоречия на Западе

Своеобразный культ Рождества стал одним из неотъемлемых атрибутов того, как мы воспринимаем реальность западной жизни и её ключевые ценности. Однако часто за этой идеализированной картинкой из фокуса нашего внимания исчезают исторические факты о непростой судьбе празднования Рождества на Западе. Ведь, как и многие другие религиозные практики, празднование Рождества может не только объединять людей - но и разъединять их.

Самый модный мегаполис Германии – столица рождественских ярмарок как минимум по одному параметру: здесь их больше, чем где бы то ни было еще. Всего в Берлине устраивается более 80 ярмарок.

Наиболее известный пример общественного порицания Рождества - это критика пуританами его «языческого происхождения», распространённая до середины XIX века. Эта критика привела к многочисленным отказам от празднования Рождества на территории современной Великобритании и Соединённых Штатов Америки и даже к официальному запрету на празднования Рождества в Массачусетсе между 1659 и 1681 годами. На территории Германии критика Рождества относится к более недавнему историческому прошлому, и зачастую связана она была с использованием праздника в политических целях. Так, в годы Первой мировой войны свойственная Рождеству ностальгия и сентиментальность использовались в качестве мощного орудия военной пропаганды (об этом прекрасно пишет Эрих-Мария Ремарк в романе «На западном фронте без перемен» купить произведения Эриха Марии Ремарка). Именно в этот период из Эльзаса стремительно распространяется по всей территории Германии символика рождественской ели - которая превращается из местного праздничного атрибута в общенациональный.

Политизация не обошла Рождество стороной и во времена национал-социализма. Пропаганда представляла Рождество как истинно немецкий праздник с германскими корнями и нордическим происхождением, что позволяло использовать его для провозглашения национального величия и расового превосходства. Об этом нам до сих пор напоминают экспонаты Вюртембергского земельного музея Штутгарта: подставка под рождественскую ёлку в форме свастики или миниатюрные фигурки для рождественского вертепа - Гитлер и солдат с нацистским флагом.

После окончания Второй мировой войны обычаи празднования Рождества стали элементом политической риторики с целью обострить различия между двумя политическими системами. В ГДР подчёркивалась «буржуазная направленность» Рождества и американизация «истинно немецкого праздника». В Западной Германии, наоборот, широко обсуждалась утрата религиозного значения и элементов праздника в ГДР.

На сегодняшний день рождественские традиции продолжают критиковать за навязывание религиозных идей и обычаев нерелигиозной общественности, а также за доминирование христианства над другими религиями жителей Германии.

При этом религиозные общины всё чаще выступают против секуляризации и коммерциализации Рождества. Критика со стороны церквей сегодня всё больше обращена на отделение Рождества от собственно церковного наследия и его перемещение в секулярное пространство. Недопустимость феномена «Рождество без Христа» становится лейтмотивом многих проповедей, звучащих в рождественское время в Германии.

В массовом понимании принадлежность к религии определяется тем, исповедует ли человек определённые догматы. Но некоторые религиоведы полагают, что регулярное повторение определённых действий - раз в день или раз в год - является проявлением религиозной жизни, которая основывается не столько на интеллектуальном отношении к вере, сколько на восприятии мира органами чувств. Поэтому желание каждый год чувствовать определённые запахи, вкусы, звуки - тоже религиозного свойства.

Проходить через сияющий огоньками рождественский рынок, пахнущий пряностями, участвовать в рождественских песнопениях, слушать церковный орган, печь и раздавать рождественскую выпечку друзьям и близким - все это аспекты культового поведения, которое можно интерпретировать как самоценное и религиозное, даже если оно не сочетается с верой в рождение Христа или его богочеловечество.

© Елена Ромашко

Впервые опубликовано на сайте дekoder

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2020, ссылка на сайт обязательна