30/12/2014 «Он раз в году»? Когда и почему на Руси переносили дату встречи Нового года.
Впервые опубликовано на сайте Издательского дома «Аргументы и Факты»
На сайте Издательского дома «Аргументы и Факты» была опубликована заметка о праздновании Нового года на Руси.
Ниже материал заметки приведён полностью.
В этом году мы отмечаем своего рода юбилей. Ровно 315 лет назад Указом Петра Великого было велено праздновать Новый Год в ночь с 31 декабря на 1 января.
Ни одно распоряжение власти не соблюдается с таким удовольствием и постоянством, как это.
Однако на Руси в седой древности Новый год отмечали вовсе не в эту волшебную ночь.
Колядо, зимнее солнцестояние, ночь с 21 на 22 декабря
Праздновали до принятия христианства (конец Х в.). Этот день особенный, он почитался многими народами.
Так, ближайшие соседи - славяне и германцы - праздновали переход от долгих ночей к долгим дням. У наших это называлось Колядо, у немцев - Йоль. По одной из версий, «колядой» была колода, то есть зажжённый пень. А ведь традиционное «рождественское бревно» можно встретить на любой европейской ярмарке. И наши, и немцы предпочитали в этот день свинину. Но русские ещё и пекли - «коровай» - хлеб, стилизованный под коровью голову, с рожками. По традиции, старейшина рода прятался за него и спрашивал: «Видно ли меня?» На что следовал ответ: «Не видим, дедушка, где ты?» Тот выпрямлялся и говорил: «Вот чтобы и на следующий год видно не было!»
Овсень, середина - конец января, будущие Святки
До XV в. праздновали там, где христианство уживалось с язычеством. Здесь русские больше совпадали с балтами, у которых новогодние торжества назывались очень похоже - «Усиньш».
Традиции тоже были схожи. На Усиньш принято петь специальные песни, за что поющих одаривали. На Овсень - тоже: «Как Авсень придёт, надо блинка испечь, авсеньки будут ходить кликать Авсеня». Во времена Петра Великого этот обычай стали ошибочно называть колядованием. Но «авсеньки» - не колядки. Их не поют, а кричат - громко, с визгом и притопом. Иногда они бывали весьма похабного содержания - с пожеланием плодородия и чадородия. Исполняли их не всей семье, а только отцу, деду и старшим сыновьям.
1 марта. Праздновали до 1492 г.
Собственно Новый год как таковой. Праздник, когда уже окончательно «весна зиму ломает». Какое-то время в СССР возродили давнюю языческую традицию, назвав эти народные гулянья «Проводы русской зимы».
Вообще весна была очень важна для нашего народа. Во времена Александра Невского на вопрос: «Сколько тебе лет?» мог ответить только боярин или образованный купец. Простолюдин не понимал, о чём речь. А вот на вопрос: «По которой весне пошёл?» следовал молниеносный ответ. Например: «По десятой» - от десятилетнего ребёнка. Сейчас от этого праздника осталось только одно слово - «ровесник».
Капельник, 22 марта. Праздновали до 1492 г.
В северных областях, на Новгородчине, а позже и в Архангельских землях отмечали Новый год именно в этот день - весеннее солнцестояние. На праздник было принято печь специальные шанежки - род открытых ватрушек с начинкой из ячневой каши, грибов и лука. Делали их в форме птичек-жаворонков. А по верху часто украшали древним символом восходящего Солнца - крестом с загнутыми концами.
Обычай держится кое-где и до сих пор - «жаворонков» принято печь и в Сибири, и на Кубани.
1 сентября. Праздновали с 1492 по 1699 гг.
Это относительно новое заимствование. Пришло оно к нам из Византии вместе с христианством.
Между прочим, праздник «новолетие» отмечается в этот день до сих пор - некоторые общины старообрядцев не приняли петровского нововведения. Они до сих пор числят годы по системе «константинопольской эры», согласно которой полагается «начало времён» отсчитывать не от Рождества Христова, а от сотворения мира. Вычисляли это самое сотворение так долго и нудно, что у всех получались разные варианты - их насчитывают более 200. Каноническим - во всяком случае, у наших старообрядцев - полагается следующий: 1 сентября 2014 г. наступил Новый, 7523 г. от сотворения мира.
© Константин Кудряшов
Впервые опубликовано на сайте Издательского дома «Аргументы и Факты»