31/07/2015 Как появилась знаменитая схема лондонского метро
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о схеме лондонского метро.
Ниже материал статьи приведён полностью.
Карта лондонской подземки выглядит как электрическая схема, изображённая кистью художника-абстракциониста. Но для своего времени эта схема была революционной и послужила примером для многих подражаний. Корреспондент BBC Culture рассказывает её историю.
Первый участок лондонского метро открылся в 1863 году, и в последующие десятилетия появился целый букет схем столичной подземки - на них была изображена нестройная сеть линий, принадлежащих разным частным компаниям, и ни одна из этих карт не была похожа на современную схему, которую так любят туристы и сами лондонцы.
Тот факт, что до появления в 1931 году знаменитой «диаграммы» Гарри Бека (которая стала прообразом современной карты) существовало так много разных схем метро, подчёркивает серьёзность проблемы, на решение которой ушли долгие годы и немалая толика изобретательности.
Дизайнеру нужно было полноценно и наглядно представить ветки, которые в центре города переплетались в плотную паутину, но при этом проходили и по окраинам, где ещё в начале XIX века были фермы и сады, и даже достигали отдалённых деревень в графстве Миддлсекс. А разместить это всё нужно было на одном листе, причём такого формата, чтобы его можно было легко сложить и спрятать в карман.
Размер имеет значение
Размеры лондонского метрополитена затрудняли процесс составления его схемы. В центре города есть станции, отстоящие друг от друга всего на 200 метров (к примеру, Ковент-Гарден и Лестер-сквер), а вот Кингс-кросс и Фаррингдон разделяют почти два километра.
За пределами Лондона линии метро достигали Верни-джанкшн и деревни Брилл в графстве Бакингемшир - от Бейкер-стрит до этих мест примерно 80 километров. В то время схемы метро рисовались как обычные карты, и бытовало убеждение, что расстояния на них нужно передавать в точном масштабе.
Но к 1930 году стало ясно, что карта, географически верно отражающая всю сеть лондонского метрополитена, получается слишком большой и ей неудобно пользоваться - особенно в людской толчее на переполненных платформах станций. Поэтому на схемах метро того времени как правило были показаны только линии в центре Лондона, а участки на окраинах просто терялись за границей карты, будто их рисовал древний картограф, склонный обозначать неизвестные ему страны картинками драконов и монстров с пёсьими головами.
Многие из этих ранних схем, нарисованных художниками, крайне милы, и в наши дни за ними охотятся коллекционеры. Но они не отличались полнотой и приносили мало практической пользы.
Карта или картина?
В 1931 году Гарри Бек, молодой чертёжник, работавший с 1925 года в управлении сигнализации лондонского метрополитена, придумал решение проблемы. Он разработал схему, которая стала не только полезным подспорьем для лондонцев и гостей столицы, но и заметным явлением в мире дизайна. Современные схемы по-прежнему составляются на её основе.
Но когда Бек впервые показал свою «диаграмму» руководству метрополитена, начальники отнеслись к ней с подозрением. Его творение представляло собой наложенные на сетку линии, идущие горизонтально, вертикально или под углом в 45 градусов. Географические привязки на карте были условными, и она напоминала гибрид электрической схемы и картины кисти Мондриана, одного из основоположников абстрактной живописи.
По ней нельзя было оценить расстояния между станциями и их точное географическое местоположение, но Бек счёл, что это неважно. Пассажирам, решил он, в первую очередь нужно знать, как добраться от одной станции до другой по самому удобному маршруту и где нужно пересаживаться с ветки на ветку.
В 1933 году лондонский метрополитен, городские автобусы, трамвай, троллейбусы, речные трамваи и пригородные автобусы компании Green Line объединились в одну общественную компанию - Лондонское управление пассажирского транспорта. В воздухе запахло модернизацией, и транспортное руководство решило проверить, как широкая публика воспримет «диаграмму» Бека.
В 1932 году на нескольких станциях был распространён её пробный тираж в 500 экземпляров. А в 1933 году было напечатано 700 тысяч копий, и они разлетелись с такой скоростью, что уже в течение месяца пришлось заказывать дополнительный тираж.
Та первая схема, тем не менее, имела свои недостатки. Беку не удалось включить в неё ни самый западный участок линии Дистрикт (зелёной), ни отрезок линии Метрополитен (лиловой) за Рикмансвортом.
По мере дальнейшей работы над картой ему удалось решить эту задачу. Последняя версия схемы Бека была выпущена в 1960 году, после чего его отношения с лондонским транспортным управлением испортились. Дизайном карты занялся Гарольд Хатчинсон, отвечавший в управлении за связи с общественностью.
Бек считал схему своим детищем и не желал, чтобы в неё вносили изменения посторонние люди. Он ввязался в долгую юридическую тяжбу с транспортными властями, которую, правда, в итоге забросил в 1965 году. Он продолжал работу над улучшением схемы в частном порядке (равно как и работу над своим давним проектом карты парижского метро) до самой смерти в 1974 году.
С 1986 года схемой занимается большой дизайнерский коллектив, имена отдельных участников которого неизвестны широкой публике. Но Бек по-прежнему упоминается как автор идеи. Его схема давно стала глобальным феноменом: по её принципу были созданы многочисленные карты метро разных городов мира, не говоря уж о том, что её печатают на многочисленных футболках, кружках и других сувенирах.
Темза, сэр?
А это значит, что как только в схему вносятся важные изменения, то их сразу все замечают. За годы существования на карту было добавлено несколько линий, в том числе Доклендское лёгкое метро, сеть Лондонской надземки, скоростная пригородная ветка Crossrail и даже канатная дорога Emirates Air Line, соединяющая северный Гринвич и район Королевских доков.
А в 2009 году с карты неожиданно исчезла Темза, которая долгое время была её центральным элементом. Публика пришла в негодование, пресса по всему миру разразилась недоумёнными статьями.
Реку вернули уже через несколько месяцев, но коллекционеры схем метро (а их немало) ценят карту без Темзы так же, как филателисты - марки времён недолгого царствования короля Эдуарда VIII.
В 2006 году схема Бека заняла второе место на конкурсе истории британского дизайна, организованного телевидением Би-би-си. Более 200 тысяч зрителей выбирали лучшие образцы из таких заслуженных претендентов, как первый автомобиль Mini , Jaguar E-Type и обложка альбома Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band .
Схема Бека в этом состязании уступила лишь «Конкорду» - возможно, самому красивому самолёту в истории.
Изначальная карта Бека и её последующие варианты вдохновили многих художников. В 1986 году Дэвид Бут создал плакат «Галерея Тейт для Подземки», на котором ветки метро были изображены линиями выдавленной из тюбиков краски. С 1992 года в галерее Тейт Модерн выставлялась работа Саймона Паттерсона «Большая Медведица» - схема метро, на которой названия станций заменены именами художников, исследователей, учёных, святых, актёров, политиков и писателей.
Креативное применение схеме Бека нашли не только художники. Поколения детей и туристов, пытающихся не скучать во время поездок, творчески переводили названия станций на иностранные языки.
В русском получается немало забавных вариантов: Лающий Бок (Barkingside), Чёрные Фраеры (Blackfriars), Убивай и Жги (Kilburn) или, скажем, Сделай Ветчину Зелёной (Turnham Green).
Немало есть и людей, сумевших запомнить все станции на карте - их помогает укладывать в памяти графическая ясность схемы, её яркие цвета и бесподобный шрифт Johnston.
Схема Бека ярко впечатала свой уникальный образ Лондона в память многих миллионов людей. С момента её создания прошло уже больше 80 лет, но она до сих пор остаётся эталоном, по которому меряются новые карты метро.
© Джонатан Глэнси
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба