Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

07/06/2006 Российское и западное бизнес-образование
Впервые опубликовано на сайте E-xecutive

На сайте E-xecutive была опубликована статья о различие российского и западного бизнес-образования купить бизнес-книги.

Ниже статья приведена полностью.

Российское и западное бизнес-образование: чем отличаются; дают ли преимущество при приёме на работу. Точка зрения партнера компании Ward Howell International - Юрия Барзова.

E-xecutive: Один из членов нашего сообщества задал вопрос о том, чем отличается российское бизнес-образование от западного.

Ю.Б.: Как в свое время сказал Гайдар, оценивая уровень Новой экономической школы (НЭШ), «все остальные экономические вузы в России настолько отстают, что не могут понять качественной разницы, которая существует между НЭШ и всем остальным экономическим образованием в России». Примерно то же самое я могу сказать о человеке, который задает вопрос о разнице между российским бизнес-образованием и западным. Он просто не может понять качественного отличия бизнес-образования, которое получено, например, в одной из лучших бизнес-школ мира, я не говорю при этом российское или зарубежное, а в принципе - просто в одной из лучших бизнес-школ, где сосредоточено самое передовое знание, где преподают и работают люди, которые, во-первых, двигают вперед теорию менеджмента, а во-вторых, там работают люди прикладные, то есть прошедшие через многое и имеющие опыт успешного строительства и развития бизнеса. Если вы из подобной среды возвращаетесь обратно в Россию, то начинаете понимать, что такого количества профессоров того уровня, который присутствует в Гарварде, в Вортоне или в подобных школах, в том же самом MIT: Sloan, - вы начинаете понимать, что у нас на территории страны их просто нет. И их очень трудно сюда привозить, чтобы они оставались и работали здесь, в России. Потому что, как правило, этим людям просто не интересно решать проблемы, узкоспецифические для небольшой развивающейся экономики, которой является экономика современной России. Им интереснее решать гораздо более масштабные проблемы там. Поэтому в Россию они могут попадать только по остаточному принципу.

Свою собственную российскую школу, из числа людей, которые могли бы составить костяк примерно такого же по уровню бизнес-образовательного учреждения, пока еще никто не создал. Хотя, может быть, создать-то и можно. Я встречался с людьми, работающими в лучших европейских бизнес-школах. В школах, которые гордятся тем, какое количество гарвардских профессоров бизнеса находятся в их преподавательском составе. Это то, что касается качества образования. Там, где люди делают большой бизнес, там, где люди реально двигают науку, - там на самом деле наиболее качественное образование, по-другому просто быть не может. Если у нас находится вторичное знание, даже которое вы черпаете из первоисточников, то есть у тех, кто преподает это знание, то это все равно будет некий ликбез. Изучение каких-то основных фундаментальных блоков, из которых состоит бизнес, - что такое маркетинг или, скажем, как писать бизнес-план и так далее… Так вот на уровне ликбеза российский МВА - это вполне рабочий инструмент. Только мне кажется, что для ликбеза не нужно 2 года. Чтобы пройти этот самый ликбез, людям, которые обладают способностями выше среднего или просто хорошо развитыми аналитическими способностями, энергией и целеустремленностью настоящего менеджера, таким людям достаточно взять книгу «Portable MBA» купить бизнес-книги и самостоятельно её прочитать. Весь этот ликбез находится там.

E-xecutive: Принимают ли работодатели во внимание наличие у кандидата западного бизнес-образования?

Ю.Б.: С точки зрения рейтингов, престижности - посмотрите, кто, где и кого набирает. Из каких школ набирают на передовые роли своих будущих сотрудников крупнейшие консалтинговые фирмы, лидеры рынка и т.д. Посмотрите, куда они обращаются в первую очередь, куда во вторую, а куда они не обращаются вообще никогда. Все сразу встанет на свои места. Становится понятно, почему студенты лучших мировых бизнес-школ более востребованы. Они потому и лучшие, что у них самый лучший доступ к знаниям, и потому, что там набирают совсем других студентов на совсем другие роли, чем у нас. Критерии и качество отбора студентов - тоже повод для размышления. Соответственно - какой из этих моментов ни возьми - получается один и тот же результат. То есть просто масштаб и порядок того, что называется бизнес-школой на Западе, и того, что есть у нас, отличаются.

E-xecutive: Часто приходится слышать мнение, что за несколько лет в западной бизнес-школе человек отрывается от российской специфики и что это - большая проблема.

Ю.Б.: Что же касается специфики российского рынка, то само это понятие очень условно. Если человек прожил основную часть своей жизни в России, сформировался в российской среде, ему уже будет достаточно сложно всерьез оторваться от этой среды. Хотя я и видел случаи, когда люди уезжали за границу и там ассимилировались вплоть до того, что забывали язык. Но это - скорее исключение из правил. Если вы сформировались в этой среде, то выйти из нее достаточно сложно. Что же касается текущей конъюнктуры того, как делается бизнес в России… Извините, но у нас сейчас большинство особенностей - это то, как нельзя делать бизнес. Поэтому ссылки на то, что, оторвавшись на два года, не сможешь нагнать эти особенности, - это уже проблема человека, а не проблема отрыва. Например, для человека, который, скажем, руководит крупной компанией, уехать на 2 года учиться в Вортон - это, конечно же, большая проблема. Ему нужно будет озаботиться, чтобы в его отсутствие этим бизнесом кто-то управлял. А если это - человек, который на момент отъезда ничего не создал и ни за что серьезно не отвечает, то есть тот, который только находится на пути построения своей карьеры, так его и будут учить именно тому, как выходить на рынок или анализировать этот же рынок и как эти же самые пресловутые национальные особенности учитывать в организации и в построении бизнеса. Вот собственно для этого в бизнес-школы люди и едут. Если вы боитесь оторваться от российских реалий, боитесь выпасть из обоймы или из компании, где вы сейчас работаете, значит, причина - одна из двух. Либо проблема в Вас лично, либо это действительно стабильно растущий и развивающийся рынок, который просто не позволяет вам уходить по вечерам и учиться даже в России. Тогда это не вопрос качества образования, это не вопрос страны, а проблема того, что рынок настолько динамичен, что вы получаете массу новой информации только потому, что рынок создает для этого предпосылки. Такие обстоятельства полностью вас «оправдывают» и получать MBA тогда вообще не надо.

E-xecutive: То есть, другими словами, степень MBA сама по себе, ещ не гарантирует «особого отношения» со стороны работодателя?

Ю.Б.: Более того, MBA как галочка, как просто факт наличия степени засчитываться вообще при приёме на работу не будет. Я считаю, что 99% работодателей не должны засчитывать эту самую «галочку», а тот, кто засчитывает, просто в ситуации не разобрался. Если человек, получивший степень МВА в России, научился себя правильно презентовать и более структурно излагать свои собственные достижения и свои знания с компетенциями, то это, конечно же, абсолютный плюс. Но стоит ли на это тратить 2 года и получать степень MBA? Можно просто пойти на курсы, где именно этому и учат. А можно просто прочитать какие-нибудь передовые книги на эту тему - книги, которые определяют тренды.

Я бы всегда рекомендовал работодателю в первую очередь смотреть на то, что человек делал и чего он добился. В этом смысле любое обучение и образование, которое адекватно используется, подтверждает то, что человек умеет какие-то вещи достигать и готов этому учиться. То есть для меня первичный результат - это чего человек добился. Если он получил MBA в Гарварде и при этом устроился работать дворником, очевидно, что никаких плюсов ему гарвардский MBA не дал и работодателем не зачтется. Если человек пошёл здесь в российскую бизнес-школу, так как он не знал, чем ему заняться в своей жизни, а то, чем он занимался раньше, ему перестало нравиться, то вряд ли ему эта бизнес-школа поможет сильно определиться. Я сталкиваюсь с тем, что люди принимают решение получать российский MBA, когда у них в карьере начинается какой-либо излом или тупик. Я не считаю, что бизнес-школа в этом случае поможет переориентироваться в карьере. Более того, в некоторых случаях я буду рассматривать российскую МВА как потерю времени и буду очень внимательно присматриваться к кандидату, чтобы понять, почему, например, вместо того, чтобы работать и учиться в процессе работы, получать то, что называется on the job training, он пошел в российскую бизнес-школу. Мне кажется, что рынок в России был настолько динамичен в течение последних нескольких лет, что можно и нужно было научиться многому прямо на работе.

E-xecutive: А как вы лично оцениваете кандидата - выпускника престижной бизнес-школы? Неужели он не будет иметь преимуществ перед другими претендентами?

Ю.Б.: Если бы я честно оценивал кандидата даже с западным MBA, которого мы брали бы к себе в компанию, то есть человека, который обладает структурированными знаниями, я бы меньше всего обращал внимание на его технику подачи себя. Те «песни», которые MBA graduate поёт на каждом собеседовании, периодически производят ужасающее и глубоко отталкивающее впечатление, потому что человека настолько напичкали приколами, как произвести на работодателя неизгладимое впечатление, и он настолько находится под впечатлением накачки, полученной в бизнес-школе, что с таким человеком на редкость тяжело общаться. А еще труднее понять - чего же он всё-таки на самом деле хочет и что умеет в жизни.

С другой стороны, здраво оценивая, что если человек работал финансистом и пошел и получил MBA, который известен в области преподавания финансов, и он укрепил и структурировал эти знания и выработал более системный подход к этим знаниям, и он хочет заниматься стратегией, то я начинаю думать для себя, что хотя он и не занимался той самой стратегией, именно тот подход, который даёт MBA, - возможность «увязывать» и «провязывать» блоки бизнеса, - это здорово. И этому человеку можно доверить более широкий спектр ответственности, чем у него был до этого. Дальше я начинаю думать, если это, скажем, выпускник Гарварда, то я подразумеваю, что это человек с уже наработанными связями, которые потом, если мой бизнес завязан на международном уровне, могут оказаться очень полезными. Выпускник хорошей западной бизнес-школы также интересен и с точки зрения развития PR и контактов. Такой кандидат ко всему прочему обладает умением в достаточно жесткой ситуации учиться. И иногда хороший западный MBA важен уже тем, что он заставляет человека вырваться из его традиционной среды, где он в силу того, что он не достиг еще каких-то высот в своей карьере, должен очень много заниматься рутиной. Так вот, его вытащили из этой рутины и бросили в жесткий и агрессивный процесс изучения чего-то, и, в принципе, если ему это понравилось и он справился - у человека есть то, что называется learning capacity. Но при этом еще раз отмечу: я скорее буду с большим интересом смотреть не на того, кто придет ко мне и будет говорить, что он теперь все знает по поводу бизнеса и может уже стать генеральным директором. А на того, кто как раз продемонстрирует больше пытливости на основе того, чему он учился в Гарварде, и попытается своим свежим взглядом разобраться в проблемах моего бизнеса и моей компании.

Впервые опубликовано на сайте E-xecutive

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-2017, ссылка на сайт обязательна