Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

14/01/2014 Учить детей преодолевать сомнения
Впервые опубликовано на сайте inoСМИ.Ru

На сайте inoСМИ.Ru была опубликована статья о воспитании детей купить книги по психологии.

Ниже статья приведена полностью.

Воспитание детей никогда не было простым делом, а в обществе без чётких ориентиров это становится ещё сложнее.

Если мы не будем знать, что понадобится детям в будущем, необходимо формировать у них сильную психику и гибкий подход, который позволит им приспосабливаться к окружающей действительности, советуют эксперты.

воспитание детей никогда не было простым делом, а в обществе без чётких ориентиров это становится ещё сложнее

Нынешняя ситуация не вселяет в человека уверенности. Как в индивидуальном, так и коллективном плане. Такие понятия, как образование, профессиональный рост, постоянная работа, собственное жильё, привычная среда обитания, семья и отношения между мужчиной и женщиной, претерпевают изменения. Многие воззрения и представления, в течение долгих лет считавшиеся ориентирами или нормами жизни общества, уходят в прошлое.

В этих обстоятельствах воспитательная задача усложняется, поскольку родители сталкиваются с такими проблемами, для решения которых они не могут применить методы, использовавшиеся их родителями. «Каждому поколению сложнее решать воспитательные задачи, чем предыдущему, потому что, скажем, сто поколений тому назад весь необходимый объём знаний могли передать ребёнку его родители, а сейчас родители сами не знают, чему должен научиться ребёнок и чему должны научиться они», - говорит Мариано Фернандес Энгита, заведующий кафедрой социологии в мадридском Университете Комплутенсе.

И дело не только в том, что родители не имеют представления, когда можно разрешить детям пользоваться социальными сетями или подарить мобильный телефон купить смартфон. Они также не знают, на что делать упор, чтобы у детей потом были лучшие возможности для трудоустройства, нужно ли развивать в них обязательность и твёрдость или же учить их приспосабливаться к постоянно меняющимся обстоятельствам. Подобное отсутствие уверенности зачастую ставит родителей в тупик. Учительница Мария Батет ведёт сайт Valorsdemprendre.org, на котором она рассказывает о методике развития предпринимательских навыков и преодоления сомнений. Она считает, что лучшим противоядием от неуверенности является восстановление способности мыслить. «Вместо того чтобы быстро и не вникая в суть дела пытаться решать проблемы, которые перед нами ставят дети, необходимо вникнуть в их суть, осмыслить и подумать о возможных последствиях. Взвесить все „за“ и „против“ покупки подростку мобильного телефона, а также целесообразности совершения им тех или иных действий», - считает она.

По мнению экспертов, очень важно, чтобы сомнения или отсутствие ориентиров у родителей не превратились в неуверенность. «Родители передают свою уверенность - или неуверенность - во время общения с детьми. Поэтому нынешняя обстановка неуверенности весьма негативно воздействует на детей», - подчёркивает Гонсало Эрвас, преподаватель психологии в Университете Комплутенсе. И добавляет, что финансовые неурядицы являются серьёзным источником стресса для детей, даже если не затрагивают их напрямую, «поскольку стресс родителей передаётся детям, вызывая в них психологическую уязвимость, проявляющуюся в беспокойстве, подавленности и в других более серьёзных расстройствах».

Сильные и умеющие правильно реагировать

Как бы сложно это ни было, необходимо продолжать воспитывать детей, и, возможно, самым лучшим способом подготовки их к преодолению тех сомнений, с которыми им предстоит столкнуться, к решению проблем, непредвиденных жизненных ситуаций, будет отказ от того, что уже не годится… Поскольку, как считает Фернандес Энгита, неопределённое будущее можно рассматривать как нечто тревожное, сопряжённое с риском, или как возможность чего-то более открытого, менее связанного с прошлым, таящего в себе больше возможностей и неожиданностей. «Сейчас, как всегда, родители должны быть для своих детей нравственным ориентиром, а также учить их воспринимать новое во всем его многообразии, творчески и гибко реагируя на изменения в обществе», - подчёркивает социолог. Он поясняет, что, поскольку никто не может сейчас определить, какого профиля специалисты потребуются в будущем, и, соответственно, выбрать наиболее подходящее образование для детей, «главное для детей заключается в том, чтобы научиться учиться и осознать, что приобретаемые ими сегодня знания и навыки ни к чему их не обязывают и ничего им не гарантируют, кроме повышенной способности преодолевать жизненные трудности».

Гонсало Эрвас считает, что сомнения относительно будущего могут принести и определённую пользу. «Не зная точно, что обществу нужно или что оно ожидает, мы можем сосредоточиться на главном - на людях, делая упор на воспитании человечности в детях, а не на развитии исключительно деловой хватки», - говорит эксперт, подчёркивая при этом, что такие черты характера, как способность преодолевать крушение планов, коммуникабельность, самоанализ, воспитание чувств и зрелость мышления, не имеют временных рамок, но зачастую при воспитании отходят на второй план, уступая место иностранным языкам и техническим наукам. После разговора с социологами, психологами и воспитателями, становится ясно следующее: хотя родители и не могут предположить, как сложится жизнь их детей, они точно должны знать, что обществу, не имеющему чётких ориентиров, понадобятся более гибкие и творческие люди, самостоятельные и уверенные в себе, способные предлагать различные решения проблем, преодолевать неблагоприятные обстоятельства и стрессы, приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Социолог и исследователь Хавьер Эльсо приводит весьма образное сравнение: «Мы должны воспитывать молодёжь, подобную растениям с сильными корнями, то есть обладающую сильной психологической и интеллектуальной устойчивостью, но при этом достаточно гибкуюе по отношение к ветрам». По его мнению, родители (и общество) должны были бы стремиться к воспитанию таких юношей и девушек, которые бы хорошо осознавали свои возможности, «то есть обладали бы психологической устойчивостью и самооценкой, достаточной для того, чтобы быть довольными самими собой и не пытаться быть похожими на других. При этом они должны иметь достаточно широкий кругозор, быть способными найти своё место в жизни, знать, куда обратиться, чтобы найти ответы на интересующие их вопросы, уметь отличать хорошее от плохого».

Хавьер Урра, доктор психологических и медицинских наук, считает: чтобы научить детей преодолевать сомнения, необходимо развивать их чувства и творческое начало, социальную ориентированность, способность критически размышлять, чтобы получить ответ на этические и иные вопросы, которые будет перед ними ставить постоянно усложняющееся общество. «Если они будут жить в мире, где нет уверенности в том, что завтра ты будешь иметь работу, где рушатся семейные отношения и происходят несчастные случаи…, то необходимо их к этому подготовить, чтобы они были гибкими, не переходили от любви к ненависти и понимали, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается. Кроме того, они должны уметь находить разные решения одной и той же проблемы», - подчёркивает Урра.

Для этого необходимо развивать способности и таланты каждого ребёнка, не стремясь подогнать их под определённые стандарты, давая детям возможность ошибаться и учиться на собственных ошибках, «что всегда тяжело даётся родителям», предупреждает Эрвас. И отмечает, что вместо того, чтобы говорить «так всегда было», надо дать волю прикладному творчеству. «Способность к инновации можно развить, даже предложив более рационально разместить в ящике столовые принадлежности», - поясняет он.

Ибо, как считает Мария Батет, родители не могут так воспитать своих детей, чтобы обеспечить им будущее, но могут дать им в руки инструменты, с помощью которых они смогут построить своё будущее, найти свой путь в жизни. Среди опрошенных экспертов существует единое мнение относительно того, что в обществе, где нет чётких ориентиров, детям было бы полезно определить свои тревоги, чтобы их преодолеть, научиться критически мыслить, развивать в себе энтузиазм и творческое начало, уметь выражать свои мысли, иметь положительный настрой и хорошую самооценку, правильно планировать свою деятельность, находить общий язык с окружающими, уметь противостоять трудностям и не стесняться просить о помощи. Батет рекомендует родителям вырабатывать в детях эти качества (те самые, которые помогают в ведении бизнеса купить бизнес-книги) с самого юного возраста.

Десять главных инструментов

  1. Коммуникабельность.

    Способность излагать свои мысли и проекты, убеждать, вести диалог и склонять на свою сторону является основополагающей при любых обстоятельствах и на любой работе. Родители могут выработать эту способность, не обрывая детей, когда они говорят, внимательно выслушивая их и побуждая рассказывать о том, что с ними произошло.

     
  2. Работа в коллективе.

    В трудные минуты работа в коллективе способствует установлению личных отношений, помогает находить решения и делать правильный выбор. Поэтому с юного возраста следует развивать в детях стремление делиться своими впечатлениями, общаться с окружающими, осуществлять совместную деятельность.

     
  3. Самопознание.

    Когда человек знает свои сильные и слабые стороны, он лучше решает проблемы и преодолевает сомнения. Поэтому необходимо помочь детям лучше узнать самих себя, что им нравится и что у них хорошо получается. «Если твоему ребёнку нравится играть в баскетбол купить книги по баскетболу, то спроси его, почему - потому что он соревнуется или является членом команды? А если ему нравятся шахматы купить различные игры, помогите ему понять, почему - потому что у него хорошо идёт игра, нравится спокойная обстановка или он любит предугадывать, какой ход сделает противник? Так он сам будет вскрывать свои способности», - поясняет Батет.

     
  4. Понять свои страхи, чтобы их преодолеть.

    В обществе, полном сомнений, где возникают неконтролируемые ситуации, возникает много страхов и опасений. Вместо того чтобы внушать детям, что не надо ничего бояться и быть смелыми, Мария Батет предлагает научить их понимать причину страха, дать ей определение и затем устранить её. «Если ребёнок боится рисовать потому, что у него это плохо получается, то пусть расскажет об этом как о причине своего страха, а затем попробует это снова, но уже по-другому», - советует она.

     
  5. Организационные способности.

    Чтобы жить в неопределённом мире, чрезвычайно важно найти свой путь в жизни, уметь выдвигать собственные проекты, изыскивать возможности для их осуществления и соответствующим образом выстраивать свою жизнь. Родители могут развить эти способности в своих детях, если с малых лет будут привлекать их к различным мелким делам, предлагая им придумать, как лучше выполнить стоящие задачи. «Если мы научим детей осуществлять среднесрочные проекты, например, научиться ездить на велосипеде купить велосипеды и аксессуары с помощью самоучителя, или организовать турнир по баскетболу в школе и подыскать спонсоров для этой цели, тогда они научатся преодолевать крушение надежд и планировать свою деятельность», - считает психолог Гонсало Эрвас.

     
  6. Энтузиазм.

    Если ребёнок не чувствует уверенности и сомневается в своём будущем, то он легко может впасть в уныние. По этой причине Мария Батет советует воспитывать детей в духе энтузиазма. «Главное заключается в том, чтобы самому быть энтузиастом и не выглядеть расстроенным; а затем научить детей воспринимать с энтузиазмом любые мелочи, начиная с велосипедной прогулки и заканчивая посещением пиццерии, ибо таким образом вырабатывается привычка», - поясняет она.

     
  7. Творческий подход.

    Развивать творческий подход, уметь вглядываться в действительность и черпать из неё свежие идеи очень полезно в обществе, находящемся в состоянии неуверенности. С этой целью необходимо всячески поощрять любознательность в детях, побуждать их задавать вопросы, заставлять их ум активно работать. Вместо того чтобы заявлять им «это так потому, что так всегда было», предложите им лучше найти новые решения обыденных проблем, начиная с развешивания белья и заканчивая расположением вещей в шкафу.

     
  8. Твёрдость духа.

    Если и есть полезная способность в обществе, пребывающем в состоянии неуверенности, то это твёрдость духа, заключающаяся в том, чтобы уметь противостоять и преодолевать трудности, а потом использовать их в своих интересах, чтобы выйти из испытаний окрепшим. Твёрдость духа в детях воспитывают, рассказывая им, как важно иметь надёжных друзей, находить общий язык с окружающими, ставить перед собой разумные цели, иметь положительный настрой и исходить из понимания того, что перемены - неотъемлемая часть жизни. «Нынешнее общество постоянно меняется, и необходимо обладать способностью спокойно воспринимать плохие новости, неудачи и тому подобное. И если мы будем воспитывать детей в излишней строгости и ограждать их от всего, то, когда они начнут жить своей жизнью, обязательно столкнутся с серьёзными трудностями», - предупреждает Хавьер Эльсо.

     
  9. Критерии.

    Взвешенно подходить к принятию решений и критически оценивать получаемую информацию - таковы главные принципы для дальнейшей жизни, которые можно привить в семье. «Надо не навязывать детям наши политические, социальные и религиозные взгляды, а научить их правильно перерабатывать получаемую извне информацию, отделять зёрна от плевел, распознавать идеологическую подоплёку того, что они видят по телевидению, в интернете или в других источниках», - отмечает социолог Хавьер Эльсо. Хавьер Урра добавляет к этому, что с самого раннего возраста перед детьми надо ставить конкретные вопросы с целью развития в них критического мышления: «Пусть поразмышляют над проблемой эвтаназии или над тем, что они будут делать, если во время беременности узнают, что у плода наблюдаются отклонения в развитии, или если в результате несчастного случая они лишатся верхних или нижних конечностей. У них, живущих в сложном обществе, должны быть свои критерии для ответов на эти вопросы».

     
  10. Положительный настрой.

    Если в моменты сомнений мы настроены пессимистично, то мы рисуем своё будущее в чёрных тонах. Но гораздо более правильно и полезно в положительном ключе видеть своё будущее, потому что таким образом можно обнаружить больше возможностей. Чтобы дети не впадали в пессимизм, не следует вызывать у них отрицательную реакцию. «Если ребёнок покажет вам не очень удачный рисунок, вы можете сказать ему, что рисунок не получился, или что художник он никудышный. Если вы остановитесь на втором варианте и временный элемент (рисунок) преподнесёте как нечто постоянное, то тем самым вызовете в ребёнке отрицательную реакцию», - поясняет Батет.

     

© Майте Риус

Впервые опубликовано на сайте inoСМИ.Ru

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-2017, ссылка на сайт обязательна