Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

23/04/2015 Был или не был? Вот в чём вопрос.
Впервые опубликовано на сайте Год Литературы 2015

На сайте Год Литературы 2015 была опубликована статья об Уильяме Шекспире купить произведения и экранизации Уильяма Шекспира.

Ниже статья приведена полностью.

23 апреля умер Уильям Шекспир. И в этот же день, вероятно, родился. Но в этот ли день родился автор «Гамлета»?

Точный день рождения Шекспира, в отличие от дня его смерти, неизвестен. В церковных книгах записано, что он был крещён 26 апреля - вот и всё. Принято отмечать его день рождения 23 апреля - в тот самый день, в который он скончался 52 года спустя.

И это - не единственная загадка и не единственное допущение, связанное с именем Шекспиром. Так что двести лет спустя, в эпоху рационализма, встал «шекспировский вопрос»: как мог сын зажиточного, но простого ремесленника, не получивший систематического образования, написать 38 пьес, способных взять за живое любого человека? Не прятался ли под маской простого актёра кто-то другой? И не просто другой, а более подходящий «другой»: из хорошей семьи, с хорошим образованием и т.д.

Следить за перипетиями «шекспировского вопроса» - сама по себе пьеса в пяти актах.

Которую мы сейчас перед почтеннейшей публикой и разыграем.

Шекспир - это королева Елизавета I (7 сентября 1533 - 24 марта 1603)

королева Елизавета I (7 сентября 1533 - 24 марта 1603)

Самая невероятная, но и самая эффектная версия гласит, что драматические и поэтические тексты, подписанные псевдонимом «Шекспир», принадлежат на самом деле перу королевы Елизаветы I, покровительницы культуры, искусства купить книги по искусству и культуре и театра, время правления которой не случайно называют золотым веком Англии.

Немногочисленные верные сторонники этой теории уверяют, что королева, конечно, сама не выписывала каждую реплику, но была «инициатором» всех произведений, - а уже вслед за ней целая цепочка «шекспиров» (или, как сказали сейчас - «референтов») обрабатывала для театра её королевские тексты, а после её смерти - реализовывала её замыслы. Одним из таких возможных «посредников» называют крестницу Елизаветы графиню Рэтленд, жену графа Рэтленда. И отец и муж её были поэтами (причём отец - поэтом великим!), а поэт и драматург Бен Джонсон даже отмечал, что «графиня Рэтленд нисколько не уступала своему отцу сэру Филипу Сидни в искусстве поэзии». Мало того: делаются смелые предположения, что сама графиня Рэтленд и была «Шекспиром».

Ещё одним аргументом в пользу того, что Шекспиром была Елизавета I, служит шаткое утверждение, что великая «королева-девственница» могла ассоциировать себя с богиней Афиной, считавшейся богиней целомудрия. Ведь помимо этого, Афина была и «Великой Воительницей, разящей копьём». Отсюда и подпись: Shakespeare - Shake Spear Е (Elizabeth) - Разящая Копьём Елизавета.

Шекспир - это Фрэнсис Бэкон (22 января 1561 - 9 апреля 1626)

барон Веруламский - философ, государственный муж и великий учёный Фрэнсис Бэкон

В XIX веке кандидатом номер один на пост Уильяма Шекспира для всех любителей заговоров стал барон Веруламский - философ, государственный муж и великий учёный Фрэнсис Бэкон. «Бэконианцы» уверены, что именно он был истинным автором всех шекспировских произведений. Основной упор сторонники этой теории делают на аргументы криптографические, то есть на «тайные шифры» и коды, которыми первоиздания шекспировских пьес и сонетов якобы наполнены, как булки - изюмом. Ведь Бэкон великолепно разбирался в шифрах, и действительно во множестве оставил их в своих собственных произведениях.

Именно на этой логике основана необычная книга известного норвежского писателя Эрленда Лу купить произведения Эрленда Лу «Органист»: её герой рассматривает под лупой первое «Фолио» Шекспира и, складывая буковки, чуть-чуть выбивающиеся из строчки, находит всё, что хочет найти. Но ещё в 1881 году некая Эшвуд Уиндл объявила, что сумела найти в каждой пьесе Шекспира тщательно разработанные «джинглы» - зацепки, позволяющие отождествить реального автора с Бэконом, а чуть позднее Айзек Халл Платт подметил, что кошмарное латинское слово honorificabilitudinitatibus из «Бесплодных усилий любви» можно считать анаграммой к «Hi ludi F. Baconis nati tuiti orbi», то есть «Эти пьесы, отпрыски Ф. Бэкона, сохраняются для мира». Кроме того, уверяют сторонники этой теории, в пьесах Шекспира-драматурга явно видно влияние идей Бэкона-философа.

Но не проще ли предположить, что молодой и охочий до всего нового поэт был знаком с сочинениями модного философа?

Но проблема «бэконианской» версии в другом: хотя Уильям Шекспир и уступает Фрэнсису Бэкону в научных познаниях, он всё же значительно превосходит его в художественном творчестве. Как бы ни был богат язык и образный ряд сочинений Бэкона, он по всем показателям уступал богатейшему словарному запасу и образности Шекспира. Бэкон тоже пробовал себя на поприще поэта, но это были упражнения учёного и юриста, а не пробы пера будущего гения - и не заметить это просто невозможно. Многие сторонники «бэконианства» со временем поумерили свой пыл, тем более что на горизонте появилась новая, ещё более интригующая кандидатура на роль великого мастера слова.

Шекспир - это Эдуард де Вер (12 апреля 1550 - 24 июня 1604)

Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфордский является одним из самых популярных кандидатов на роль истинного автора произведений, приписываемых перу Уильяма Шекспира. Потомок знатного древнего рода, лорд-камергер в 1562-1604 годах при дворе королевы Елизаветы I, путешествовавший по Италии, Германии и Франции, знавший несколько языков и все тонкости дворцового этикета, Эдуард де Вер, с традиционной точки зрения, как никто другой подходил под роль «истинного» Шекспира.

Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфордский

Широкую известность в массовой культуре он получил благодаря версии, выдвинутой в 1920 году английским педагогом и церковным деятелем Джоном Томасом Луни в книге «Шекспир опознан», согласно которой именно руке 17-го графа Оксфорда и принадлежат все великие шекспировские произведения. Сторонников этой околонаучной теории, называют «оксфордианцами». Именно их идеи стали наиболее популярными во второй половине ХХ века и нашли отражение в фильме «Аноним», снятом Роландом Эммерихом купить фильмы Роланда Эммериха в 2011 году, где де Вер изображается как великий гений, написавший «Сон в летнюю ночь» в возрасте восьми лет и герой, спасающий английский трон и королеву Елизавету от дворцовых интриг.

«Оксфордианцы» в своих доводах основываются, прежде всего, не на «подобающем происхождении», а на поразительной схожести между событиями, описываемыми в пьесах Шекспира, и некоторыми реальными фактами из жизни де Вера. Считается, что его тесть, барон Бёрли, стал прототипом Полония из «Гамлета». Да и глубокие познания об Италии, придворной жизни и обычаях, мастерское владение пером и словом (де Вер был признанным драматургом и поэтом при дворе), вкупе с кораблекрушением, которое пережил и де Вер, и Гамлет, наталкивают на мысль о том, что именно 17-ый граф Оксфорд и есть Шекспир. К тому же в сохранившихся письмах Эдуард де Вер излагает мысли и идеи, схожие с шекспировскими, а в его личной Библии отмечены места с написанными его рукой комментариями, совпадающими с цитатами из пьес великого драматурга.

Зачем же известному поэту-аристократу понадобилось делиться славой с акром? Затем, что одно дело - услаждать в узком кругу слух придворных, а другое - вкладывать в уста героев «вульгарные» реплики для народных театров. По другой версии, Эдуард де Вер использовал псевдоним в политических целях. Предполагается, что он был любовником королевы Елизаветы (причём фильм Эммериха забирает ещё круче, приписывая любовникам невольный инцест). И от их тайного союза появился на свет незаконнорождённый наследник рода Тюдоров Генри Ризли, которого воспитали как графа Саутгемптона. «Оксфордианцы» полагают, что произведения «Венера и Адонис», «Обесчещенная Лукреция» и знаменитые сонеты «Шекспир» де Вер посвятил их с Елизаветой сыну.

Однако все эти восхитительные совпадения разбиваются о грубую хронологию. Граф Оксфорд скончался 24 июня 1604 года, а целых 11 произведений Шекспира были написаны позднее этой даты, в том числе пьесы «Буря» 1610 года и «Генрих VIII» 1613 года. Можно предположить, что неизвестный публикатор выжидал - но зачем? Кроме того, «стратфордцы» (так называют сторонников того, что Шекспир - это всё-таки Шекспир) справедливо указывают на тот факт, что в своих произведениях Шекспир практически никогда не пользовался ссылками на Библию, что, по сути, обесценивает цитаты из молитвенника графа Оксфорда как доказательства. Они также отмечают, что литературные таланты Эдуарда де Вера были сильно преувеличены - и своей славой поэта он был обязан скорее своему высокому общественному положению, чем истинному писательскому дару.

Шекспир - это группа авторов

Уильям Шекспир

В середине XIX века группа шекспироведов объявила, что «Уильям Шекспир» - это коллективный псевдоним. «Застрельщиком» идеи коллективного разума великого английского драматурга выступила Делия Бэкон, чья книга «Разоблачённая философия пьес Шекспира» увидела свет в 1857 году. Трудно сказать, гналась ли миссис Бэкон за большими тиражами и славой или же «боролась за честь» своего предполагаемого предка. Как бы там ни было - Делия Бэкон первой выдвинула теорию, согласно которой под псевдонимом «Шекспир» одновременно писали несколько человек во главе с Фрэнсисом Бэконом. Среди них были такие признанные поэты, как Уолтер Рэли (которого Делия Бэкон считала главным сочинителем) и Эдмунд Спенсер, а также Томас Сэквилл и уже упомянутый Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд. Кроме Бэкон, над групповой теорией работал и Гилберт Слейтер. В своей книге «Семь Шекспиров», вышедшей в 1931 году, он выдвинул теорию о том, что «шекспиров» было даже не пять, а семь, добавляя к вышеперечисленным Кристофера Марло, Мэри Сидни и её мужа граф Ретленда.

Шекспир - это Шекспир (23 апреля 1564 - 23 апреля 1616)

Если «оксфордианцы» и «елизаветинцы» недоумевают, как не очень хорошо образованный человек низкого происхождения мог создавать пьесы такой глубины и размаха (хотя современникам Шекспира - Бену Джонсону, Джону Донну и Кристоферу Марло ещё более скромное происхождение ничуть не помешало прославиться), то сторонники «групповых теорий» напирают на то, что обычному человеку просто невозможно создать столько гениальных произведений за такой кроткий срок. Но и те, и другие забывают о том, что Шекспир - всё-таки не «обычный человек», а гений. Пусть и не очень образованный.

Так что нет нужды искать заговор там, где его нет. Да, о жизни Шекспира сохранилось мало свидетельств, портрет, известный нам сейчас как «портрет Шекспира», довольно условен (хотя гораздо менее условен, чем, скажем, портрет его современника Бориса Годунова), его религиозные убеждения до сих пор обсуждаются, а в его биографии есть ряд белых пятен - в первую очередь, от женитьбы в 18-летнем возрасте на девушке восьми годами себя старше, до переезда 7-8 лет спустя в Лондон. Но всё-таки о Шекспире известно достаточно. Убедительно выглядят и свидетельства его современников, а также официальные документы, которые идентифицирует Уильяма Шекспира из Стратфорда как автора пьес. Так, например, имеются записи, в которых актёры Джон Хемингс и Генри Конделл признавали в своём коллеге Шекспире не только актёра, но и драматурга.

Что же касается отсутствия у Шекспира классического университетского образования - это прекрасно сочетается с тем, насколько вольно он использовал порой античное наследие, включая мифологию и латынь. И не отсутствие ли классического образования позволило ему отойти от канона - чтобы создать свой собственный?

Шекспира продолжают интерпретировать и переиначивать на всевозможные лады, от бандитских Ромео и Джульетты в знаменитом фильме База Лурмана до космической оперы Александра Маноцкова и Максима Курочкина «Титий Безупречный» по мотивам «Тита Андроника», премьера которой состоялась в театре Покровского в апреле 2015 года. Но всё-таки Шекспир - это Шекспир.

© Алёна Ракитина, Людмила Прохорова

Впервые опубликовано на сайте Год Литературы 2015

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-2017, ссылка на сайт обязательна