Жизнь длиной в три недели
По материалам еженедельной газеты Иностранец
- Введение
- Какие люди!…
- Уроки английского: как это было
- English breakfast и горячее от повара-итальянца
- Money, money и все с этим связанное
- Куда нас возили и на что это было похоже
- Условия содержания и график жизни
- Спорт: играют все!
- Всякая развлекуха
- Кстати, о личном
- О тех, кто нас… Да кто кого еще воспитывал!
- Нет слов
Введение
В свои 15 лет я уже много слышала про международные языковые школы в Англии и, наконец, решила попробовать одну из них на собственной шкуре. Я попала в Anglo Continental School в Борнмут на три недели в 2001 году; моей шкуре там очень понравилось, и она теперь хочет ещё. Но, кроме того, она хочет поделиться впечатлениями. А впечатлений у нас с ней много, поэтому пришлось их рассортировать по разделам и подсократить. Мне кажется, что другим шкурам, рискни они отправиться по моим стопам, после прочтения моих "воспоминаний" будет кое в чём легче.
Какие люди!…
Компания здесь разношерстная. В смысле национальном преобладают, пожалуй, русские с украинцами, которых не просто много по количеству - их ещё и всегда видно. Кто ещё выделяется и количеством, и активностью, и оригинальностью во всем - так это арабы. В первый же день меня ужаснули некие личности с суровыми южными лицами, прошествовавшие в каких-то странных туниках до полу. Кто бы мне сказал, что несколько из них окажутся в моём классе, а двое даже станут хорошими друзьями! Свои "фирменные" наряды они потом надевали на дискотеки в стиле нечистой силы. Много других азиатов: сначала были гонгконгцы, со второй недели завезли человек пятьдесят японок. Но эти-то все тихие. А ещё - из европейских стран всех понемногу: несколько поляков, немцев и швейцарцев, две француженки, две сестры чешки, три итальянки, одна норвежка и брат с сестрой португальцы. А также пятеро мексиканцев и какие-то невнятные турки.
Хотя никто, кроме нескольких русских, кажется, не выбирал друзей по национальному признаку, разница между разными культурами явственно чувствовалась, и большинство тянулось к соотечественникам. Национальные "общины" быстро оформились - особенно сложные отношения завязались между русскими и украинцами с одной стороны, и арабами с другой, хотя внешне это даже не всегда было заметно: какие-то выясняловки происходили только у парней в комнатах, и я очень рада, что их почти не слышала. Но конфликты были, скорее, межличностными, а не национальными: вот Мохаммеда из той компании наши ребята уважали, и я, кстати, с ними тут солидарна.
А в моей комнате (нас было семеро) отношения сложились прямо сестринские. Вспоминаю каждую с удовольствием… Вот японка Чикако - она живёт в Лондоне и потому говорит по-английски лучше всех нас. Ещё - моя хорошая подруга, чешка Петра - по-настоящему классная девчонка. Каждый раз, когда Петра не знает слова по-английски, она издает звук вроде "вшть-вшть", что меня почему-то очень смешит… Полячка Полина (на самом деле Паула) - девчонка, как говорится, "большая и добрая", правда, с очень переменчивым характером. Пышная мексиканка Ина - девушка милая и открытая, хотя и с некоторыми заморочками. Но мы ведь все не сахар… Кроме меня, в комнате есть вторая русская - Тамара, с которой мы, несмотря на решение учить английский, бесконечно треплемся. И, наконец, Марианна, наша красавица-португалка; по ней там сохли три араба, а она всё рвалась к своему парню в Лиссабон. Из комнаты сверху к нам заходят: Франческа (темпераментная итальянка); её подруга норвежка Кристиния; землячка нашей Ины Даниела; полненькая и ужасно милая египтянка Нуран; и, наконец, - моя тамошняя лучшая подруга Хадиджа из Кувейта. Она, к сожалению, отбивается от общей компании: девчонок немного смущает то, что она, по мусульманским традициям, всегда ходит в кофтах с длинным рукавом и с шалью на голове.
Про остальных девчонок и уж тем более про мальчишек не буду рассказывать столь подробно: во-первых, боюсь выдать свои (слишком уж личные) пристрастия, а во-вторых… разве расскажешь обо всём, опишешь все эти необычные и такие разные характеры! Скажу только: общаться со всеми там ужасно интересно.
Уроки английского: как это было
По итогам вступительного теста - довольно-таки легкого, да еще и не меняющегося из года в год - нас распределили в семь классов человек по 10-15 (потом, когда приехали еще ребята, классов стало больше). Уровни - от элементарного, который подошел даже девятилетней Дохе, до так называемого Advanced (самого "продвинутого"), где учились свободно говорящие на языке, в том числе постоянно живущая в Англии Чикако. Учимся пять дней в неделю: в четверг обычно большая экскурсия , а воскресенье - выходной. Каждый учебный день у нас две пары по полтора часа; первую у каждого класса ведет "свой" учитель, а второй (из другого класса) - вторую. В нашем классе (Upper Intermediate - один из самых сильных) преподавали Иан и Хелоиза, обоим года по двадцать четыре. С Ианом уроки были довольно серьезные, мы занимались по учебнику нашего уровня , обсуждали заданные темы: говорили о магазинах, о защите животных, о совместном обучении детей и родителей, о фаст-фуде и вегетарианстве, о романах по Интернету…
Учеба совершенно не была в тягость, и большинство занималось с азартом, даже домашки почти все делали. Да они и были-то небольшие: пару предложений составить на определенную конструкцию, или раскрыть скобки в небольшом тексте (прямо в учебнике), или самим написать небольшой топик. Правда, другие учителя задавали больше - нам явно повезло с Ианом. Зато когда после двух недель он бросил нас - уехал продолжать практику с африканскими детьми - появилась скучнющая Эими, которая задавала побольше и которую мы очень не любили. А каждую субботу (и с Ианом, и с Эими) у нас были тесты - итоговые за неделю. Они были довольно сложные, и все очень волновались, а на самом деле результаты, кажется, вообще не имели значения. Как это ни странно, очень многие воспринимали учебу всерьез: рьяно делали все задания, что-то записывали, учили. Я очень уважала такую сознательность, но само училась спустя рукава и выполняла только самое необходимое.
Зато уроки с Хелоизой даже и уроками не назовешь. Мы разыгрывали сценки (это пересказать невозможно - смех стоял, будто у нас тусовка), отгадывали слова, играли командами - всего не упомнишь. Полторы недели мы с ней даже снимали фильм по собственному сценарию (как и было обещано при выборе школы) - смесь "Робин Гуда", "Ромео и Джульетты", ужастика, школьного быта и еще Бог знает чего. Фильм получился дурацкий, (тем более, что из аппаратуры только доисторическая камера - одна всю школу) но съемки были незабываемые: грим, костюмы, репетиции…
Но это уже больше развлечение, а что касается учебы - есть еще проекты для директора Берни. Темы для проектов (это что-то вроде небольших сочинений) он оглашает по вторникам, а в пятницу желающие сдают работы. За три недели моего пребывания были следующие темы: "Почему английский будет важен мне в будущем", "Достоинства и недостатки компьютеров и Интернета", "Достоинства и недостатки современного мира". Призы по десять фунтов выдаются авторам лучших работ трех уровней (минимум сто, двести и триста слов соответственно - в зависимости от класса). Вручение призов происходит по субботам в актовом зале, там же каждый учитель награждает двух учеников из своего класса. Номинации звучат как "самый старательный" и "самый активный" (я как раз получила книжечку от Иана за "активность" на первой неделе). Еще там награждаются две самые аккуратные спальни - у мальчиков и у девочек, - и получают денежные призы (фунтов по 10, т.е. около 15 долларов) те, кто выполнил дополнительные задания: они выдаются на экскурсиях и чтобы заполнить эти бумажки, нужно внимательно слушать и даже что-то дополнительно узнавать. Это все довольно полезно - дотошные вопросики: даты, имена; но делали эти работы не многие: до того ли нам!
Да и уроки, по-моему, кроме общения на языке (которое не менее интенсивно происходит все остальное время) особенной пользы не приносят. Наверно, это и не имеется в виду: какой принципиально новый материал можно дать "детишкам" за пару недель фактически в летнем лагере! Но мне кажется, что учебный процесс организован неплохо, и дает что-то - особенно тем, у кого пониже уровень и стеснительным молчунам.
English breakfast и горячее от повара-итальянца
Питание там оказалось лучше, чем я ожидала . На завтрак, правда, каждый день хлопья с молоком (немного надоедает) - но зато есть вкусные круассаны и еще что-то в этом роде. А на обед и ужин - очень даже разнообразное горячее, неплохие салатики, фрукты, соки, какие-то тортики . Возле блюд, содержащих свинину, есть специальная табличка - предупреждение для мусульман (ну, и для иудеев - но их там, по-моему, не бывает), для вегетарианцев всегда есть альтернативное овощное блюдо. Вообще, вкусно здесь - даже я, привереда, почти все ем. Да еще время от времени работает буфет - вода всякая, шоколадки, чипсы.
Правда, очереди за едой огромные - в буфет поменьше, зато в столовку… Life in a queue never ends - "Жизнь в очереди бесконечна", как мы подписали под фоткой в школьном журнале. Это стояние на солнцепеке (слава Богу, хоть в дождь очередюга внутри!) до ужаса утомительно, зато уже никто не пихается подносом, когда тебе накладывают еду: в столовую пропускают человека по четыре. Хорошо еще, если влюбленные в подружку парни пропустят вперед всю нашу девчачью компанию со словами "Ladies first!". Потом, правда, они подсаживаются к нам за стол, но это уже другая тема…
Money, money и всё с этим связанное
Первую неделю деньги для меня были важной проблемой. В аэропорту поменять доллары не получилось, но я была уверена, что в школе или где-нибудь неподалеку есть нормальная обменка. Я долго мучила весь персонал и окончательно запуталась, а система оказалась вот какая.
Крупные суммы денег все сдают на Reception и потом получают порциями по вторникам и пятницам - сразу в фунтах стерлингов, причём заказывать сумму надо заранее. Хоть бы объяснили по приезде! А то - на два дня я вообще без финансов, сданные доллары оформили неправильно…
В общем, я поняла, что небольшую сумму лучше менять в Москве, и в школе сдавать не всё - на всякий пожарный. А в остальном - система удобная, особенно когда представляешь свои денежные "аппетиты". Вообще, тратится почему-то не так уж много; разве что увлечешься шопингом или сувенирами, и то это грозит только "свободным" деткам - тем, у кого есть Permission.
Это письменное разрешение от родителей, разрешающее чадам от 13 лет самостоятельное передвижение по городу (или месту экскурсии) в выделенное для этого время. Permission лучше писать перед поездкой, а то потом много мороки с факсом (e-mail не принимается!). Так вот, те, у кого этой радости нет (из-за возраста, или родители слишком суровые) ходят на шопинг с учителями группами человек по 10. Да так разве купишь чего! Колоссальная экономия получается.
Кстати, мне рассказывали всякие ужастики - что, мол, в советских пионерлагерях были какие-то трения между более и менее обеспеченными ребятами. В Англии у нас ничего подобного не было, хотя уровень достатка родителей явно сильно различался: даже по мобильным телефонам понятно, не все себе их могут позволить.
Если вдруг всплывала эта тема, её старались замять, но некоторые показывали богатство совершенно непреднамеренно - например, легким отношением к деньгам: а, мобильник потерял - куплю завтра новый… Это, конечно, араб: наши бы стали переживать, пытаться заблокировать номер - а тот небось даже не знает, как это делается. Впрочем, вру - был один "нефтяной принц" Хасан, который дико выпендривался, ходил в дорогих костюмах (даже в футбол играл при галстуке), говорил, что "один факс, и отец мне пришлет сколько угодно денег"… Но это - единичный экземпляр, и над ним издевались - в первую очередь другие арабы.
Куда нас возили и на что это было похоже
Каждую неделю у нас тут две экскурсии : одна целый день, вторая - на полдня (после уроков). Первую неделю мы во вторник после учебы поехали в музей транспорта, а в четверг - в пещеры и город Бат (смотреть на римские баньки). Вторая неделя - полдня на Стоунхендж и собор в Солсбери, и день в Лондоне: Тауэр и поездка на кораблике по Темзе. Экскурсии мне не понравились.
Музей транспорта был интересный, но времени дали немного (часа два), а там ведь ещё красивый парк, и вообще столько всего… В пещерах было классно, только опять-таки маловато времени. В Бате - утомительная экскурсия по довольно-таки (на мой взгляд) скучному музею. Решили впихнуть в одну экскурсию две - вышло только хуже. То же самое, только ещё бестолковее - со Стоунхенджем. На поездку к двум всемирно известным сооружениям нам отвели полдня (считая дорогу). И вот, на жаре, ограниченные во времени, мы совершили пробежку по Солсберийскому собору и формальный обход вокруг Стоунхенджа. До ужаса обидно и неприятно: чувствуешь себя овцой из огромного стада, которое наши "пастушки" перегоняют с места на место, пересчитывая по головам. К счастью, хоть в Тауэр я на этот раз не поехала (меня как раз навещала мама), но по рассказам друзей я поняла, что это было что-то ужасное.
Ах, да, ещё третья неделя: полуразрушенный замок, который гораздо симпатичнее на открытке, и Чессингтонский парк аттракционов на целый день. В Чессингтоне всё время моросил дождь, и вообще я там как-то толком нигде не побывала; зато все остальные были в восторге от каких-то вертелок вверх ногами (полчаса в очереди и потом тошнит).
Так что с экскурсиями тут слабовато - хотя, на самом деле, с таким количеством народа большего ожидать и не стоило. Но что правильно - в автобусе всем раздают бумажки, на случай если кто-нибудь потеряется: там написано время и место встречи перед обратной дорогой.
Условия содержания и график жизни
В комнате у нас сначала было семь человек, потом (со второй недели) подселили ещё двоих. И это притом, что обещали по два-три человека - ну ладно, это-то как раз ничего. А что касается условий, всё очень даже хорошо. У каждой - полтумбочки (два ящика) и две-три вешалки в небольшом шкафчике на двоих. Все кровати - у окон, довольно удобные; правда, для девчонок повыше они были коротковаты. В комнатах, светло, просторно и вообще - уютненько.
На каждый этаж (где-то, по-моему, три комнаты) - два туалета, пять раковин, два душа (с одного скоро соскочил набалдашник, зато потом поставили совсем новенькие) и ванна в отдельной комнатке. Казалось бы, маловато на столько человек - ведь ещё учительницы и весь женский персонал - но почему-то таких проблем не возникает. Я только пару раз ждала очереди в душ или туалет, и то не подолгу. Как это получается - ума не приложу! И вообще, всё довольно чистенько, туалетная бумага всегда на месте, возле зеркала стопка бумажных салфеток для рук и лица. По-моему, условия вполне хорошие, но запросы ведь у всех разные. Вот моя подружка из Кувейта все не могла понять, как жить без биде… У всех свои проблемы!
Кстати, где вообще жило большинство девчонок, я так и не поняла. Дело в том, что наша комната находится на втором этаже, прямо возле лестницы. Так что остальные уходили куда-то в высь лестниц и недра коридоров, а кто-то, по-моему, даже был в каком-то другом здании. Короче, это для меня так и осталось загадкой.
И ещё что важно. По прибытии наша бессменная дежурная медсестра просит сдать ей все лекарства - если что, она выдает их сама. Я послушно отдала свою аптечку, не взяв себе даже пластыря . Теперь я поняла, что этого делать не стоило: неприятно из-за каждой царапины или головной боли идти к медсестре. Большинство у нас так и делали: просто говорили, что у них ничего нет, и никаких проблем.
Теперь о графике. Поднимают нас в 7.30 в обычные дни; перед большими экскурсиями будят в 6.30, а по воскресеньям - в 8.30. Через полчаса после вставания (т.е. обычно в 8.00) начинается завтрак, с 9.00 - учеба. На перемене (10.30-11.00) в спальни по идее не пускают, но иногда удается прорваться. После уроков и обеда (12.30-13.30) - регистрация в спальнях или классах: проверяют, все ли на месте. После каких-нибудь дневных мероприятий, в 16.30 - вторая регистрация. В 18.00 ужин, после семи - еще что-нибудь, например кино или (по субботам) - дискотека. В кровать нас загоняли в 22.00, а в 22.30 выключали свет, у младших ребят (до 13 лет) соответственно все на полчаса раньше. Перед сном - последняя регистрация, по вторникам и пятницам - раздача денег на карманные расходы. А Taxi Students (то есть тех, кто живет в семьях и приезжает в школу на такси) развозят по домам или поздно вечером, или - перед ужином, кто как захочет.
Кстати, на тему того, где лучше - в семье или в общежитии - замечательно высказался незабвенный Алекс (Саня): "В семье всего лишь лучше питание, обхождение, можно лучше выспаться и выучить английский… Но здесь все равно лучше!!!"
Спорт: играют все!
Во-первых, в футбол, волейбол, теннис, бадминтон, регби и волейбол можно играть в любое свободное время, что многие и делают: полянка перед нашим корпусом, сетка поодаль и корты редко пустуют. А раз или два в неделю бывает специальный спортивный день, когда нам предлагают присоединиться к одной из спортивных групп, каждую из которых ведёт по несколько человек из персонала. Не знаю, что там происходит с остальными, а мы с футболистами (я обычно в игре исполняю роль штанги) идем на большое поле недалеко от школы. Там Саймон (ответственный по футболу, сам принимающий участие в игре) делит нас на команды - претензий не предъявляй, высшее решение! - и начинается вполне серьёзная игра. Правда, во время неё слышен только русский (не особо литературный) язык. Дело в том, что играют все примерно одинаково, но орать на поле так, как наши, не могут, пожалуй, даже арабы, а если и могут - всё равно ж на русском! Зря, что ли, мы их учили. Ну, это ладно, на самом деле уж с чем-чем, а со спортом в моём (совсем уже родном!) Anglo Continental проблем нет. Теннисные турниры, говорят, довольно серьёзные, волейболисты у своей сетки практически живут, регби многие вполне освоили. Да ещё ведь и в бассейн пускают несколько раз в неделю в определённое время.
Всякая развлекуха
Во-первых, у нас часто бывают разные командные соревнования. Команды у нас четыре: красная, синяя, зелёная и жёлтенькая - моя! На самом деле, принадлежность к какой-либо команде определяется цветом наклейки в ученической карточке, так что товарищи и соперники здесь - дело случая. Хотя названия у соревнований самые разнообразные - то "бешеные скачки", то "поиск сокровища" - по сути, это одно и то же: скакалки, кидалки, лазилки, пулялки, разгадывалки и т.д.
Всё это довольно весело, особенно если группа (каждый раз команду произвольно разбивают на группы человек по 10) попадется весёлая. Только один раз заработок очков для родимой команды был оригинальным и особенно интересным. Это было "Казино Англо" - азартные игры в учебном заведении(!). Каждому из нас выдали по 500 "местных", школьных фунтов с портретами наших учителей, а мы этим же учителям в роли крупье их благополучно проигрывали. То есть, честно говоря, это я всё проигрывала; а вот некоторые, например мой азартный друг Мохаммед, наваривали в три раза - повезло его красной команде, да только выиграли на той неделе всё равно мы!
Еще раз в неделю можно выбирать между следующими студиями: изготовление школьного журнала, аэробика , жонглирование, изготовление смешных масок, фотостудия и что-то еще. Я пробовала только делать журнал: ерундовина, но… все зависит от компании! А те, у кого есть вышеупомянутый Permission могут на это время уходить в город. по вечерам у нас иногда бывало кино. Обычно крутили что-то на небольшом экранчике в Garden room или вовсе мультяшки по телеку, зато один раз вывезли в город на нормальное кино - было довольно интересно. Кстати, в том же развлекательном центре (в двадцати минутах езды от школы), кроме кинотеатра находятся еще боулинг и водные горки - все это было в нашей программе в другие дни. Особенно все любили горки (Splashdown), и я, побывав там аж два раза, подтверждаю: это действительно здорово. А сколько романтики связано с этими горками!… Так, я, кажется, опять перешла на личную тему.
Кстати, о личном
У нас же ещё и дискотеки раз неделю. Причем каждый раз в каком-то новом жанре. Первую неделю у нас был Ghost party ("Вечер с привидениями"), вторую - Wild, wild west disco - в ковбойском стиле, а третью неделю (в пятницу вместо субботы!) - летний бал.
На нечисть нас централизованно раскрашивали по каким-то рисункам на лужайке перед корпусом. Зал был оформлен всякими ужастиками, и вообще всё было очень стильно и классно - одни наряды учителей чего стоят! На "дикий запад" многие тоже пришли, как полагается - шляпы , платки на шее и т.д. Один юноша из персонала пришёл в какой-то стильной хламиде и с табличкой "протестующий ковбой". (Эту табличку потом сняла влюбленная в него мексиканка и повесила у себя над кроватью).
Летний бал - это уже было мероприятие посерьезней. Сначала - торжественный ужин. Мы сидим за столами по восемь человек (соседей выбираешь заранее), а учителя (в кои веки раз!) ходят в парадном виде и нас обслуживают. (По идее мы тоже должны быть в бальных нарядах, но это так и осталось мечтой организаторов). После еды - диско в большом зале, на которую даже приехали ребята из другой школы (тоже Anglo, но на другой улице). Дискотеки там, по-моему, очень даже хорошие, хотя особо крутые и морщили носики.
И вот еще последнее, чем нас "развлекали". То есть развлекали свои же - на конкурсе танцев Dance Extravaganza . Ребята задолго готовились, и учителя тоже - они, конечно, не участвовали, а просто здорово выступали в начале и конце мероприятия. Ребята (то есть в основном, разумеется, девчонки) тоже все придумали и сделали очень красиво, так что мне и остальным пятерым судьям было сложновато выбирать победителей. Надеюсь, мы все-таки были объективны.
О тех, кто нас… Да кто кого еще воспитывал!
Учителя и персонал там просто классные; мой друг даже говорит, что именно они ему в этой школе понравились больше всего.
Все в основном совсем молодые - только директору Берни лет под пятьдесят, да паре учителей, наверное, около сорока, а остальным-то вообще лет 20-30. Все такие молодые, классные, веселые.
Самый незабываемый - Грэхем: он там немножко начальник и иногда вредничает, но классно прикалывается и очень со всеми дружит. А когда бывает дискотека, или спорт, или что-то эдакое - еще не известно, кто больше кайфует: мы или наши вроде как начальники. А что, ведь старшим из нас (Франческе, или там швейцарцу Сандро) по шестнадцать лет, младшему из них (наверное, Мэттью - это тот самый, которого я прозвала "Пастушком" и по которому сохнет Ина) - двадцать два. Да разве это разница!
Девчонки влюбляются и в "Пастушка", и в Питера, и в кого-то ещё (к сожалению, я уже не всех помню). Те, правда, в основном романятся со своими (это же всё на виду, сложно не заметить), хотя… Из парней, насколько я заметила, приставал к учительницам и "домовушкам" только один Рашид, зато уж ко всем сразу. Лез обниматься, хлопал по попе - короче, совсем разошёлся мальчик. Какая-то из них, говорят, ему всё высказала - и правильно сделала!
Нет слов
Нет, нет, не расскажешь обо всем. Невозможно словами описать наш Весёлый Автобус; и "дискотеку с пристегнутыми ремнями"; и арабов, танцующих танец маленьких утят; и пятерых русских девочек, повисших на португальце и поливающих его водой; и Сашу с Салимом, танцующих танго; и стишок, которым полячка доставала японку; и как та же полячка изображала целующихся в лесочке (за этой несчастной парочкой наблюдало человек шесть); и как Мари на глазах у директора лезла по крыше из мальчишеского корпуса; и как меня забыли на пляже с арабами, а те меня потеряли; и как русский мальчик по кличке Суслик учил признания в любви на всех языках; и как мы возвращались из города в школу на автобусе, опоздав на час; и как материл всех по-русски "милый маленький мальчик" Али; и как выпендривался перед всеми девчонками швейцарец; и как мальчишки на уроке надевали купальники ; и как мы снимали фильм с Санькой в роли Джульетты; и как наша "домовушка" Анн велела нам дышать свежим воздухом, а мы потом ее передразнивали…
Это была действительно целая жизнь, и ее не вместят даже десять газетных полос.
Скажу только, подводя итог: это было ужасно хорошо! Собственная шкура чувствует себя отлично!
© Валентина Чубарова
По материалам еженедельной газеты Иностранец