02/03/2005 Читать позже, чем ходить
Впервые опубликовано на сайте Издательского дома «Аргументы и Факты»
На сайте Издательского дома «Аргументы и Факты» была опубликована заметка о грамотности чтения в России.
Ниже материал заметки приведён полностью.
Московские ученые бьют тревогу: 50–60% старшеклассников — неграмотны. Эти подростки уже не смогут квалифицированно освоить профессию.
Ещё 20 лет назад считалось, что население советской страны, а её столицы и подавно, имеет 100% грамотность. Правда, критерии грамотности у нас были не такие, как во всём мире. Уметь складывать буковку к буковке, писать свою фамилию и читать её - вот и все заслуги. В то время как ЮНЕСКО в 1958 г. дало свое определение грамотного человека: таковым считается тот, кто умеет стройно излагать свои мысли и в соответствии с требованиями к родному языку способен написать краткую автобиографию.
Столица давно рассталась со званием самого интеллектуального города
«Сейчас Россия по грамотности чтения стоит на 28-м месте. Это данные последнего масштабного исследования, его проводили среди 15-летних школьников 32 стран, - говорит директор Института возрастной физиологии, доктор биологических наук, академик РАО Марьяна Безруких. - Оценивались три параметра: способность находить информацию в тексте, интерпретировать её и давать оценку. Замечу, что в 15-летнем возрасте навык чтения должен быть полностью сформирован: человек выбирает профессию и вуз для поступления. Высшую оценку в 5 баллов получили лишь 3% наших старшеклассников. А вот 1 балл заработали 18%! Они способны понимать только простейший текст и не более. Но это не всё. Оказалось, что у нас есть дети, которые выполнили задание ниже 1 балла! И их 9%. Значит, у нас 27% подростков, не способных как-то интерпретировать, пересказывать и анализировать прочитанное. Это функционально неграмотные люди. Они не смогут освоить профессию, понять должностную или какую-либо другую инструкцию, выполнить задание, даже самое простое. Это балласт для общества».
Продолжим арифметику. Если к 27% «балласта» прибавить 29% тех, кто в результате тестирования получил 2 балла (требовалось усвоить информацию в явном виде, без иносказательности), то выйдет, что потенциально неграмотных молодых людей у нас больше половины. Вся эта печальная статистика верна и для Москвы: столица давно рассталась со званием самого интеллектуального города.
Учить читать в три года бессмысленно и опасно!
Откуда же взялось это обилие неграмотных школьников? Институт возрастной физиологии провёл своё исследование - на этот раз среди школьников с трудностями обучения письму и чтению в младших классах Москвы. Учёные пришли к выводу: отстающие дети вовсе не глупые, просто методики и темп обучения не соответствуют их возможностям.
Именно ошибками в преподавании Марьяна Безруких объясняет возросшую безграмотность старшеклассников: «В начале 90-х интенсивность обучения резко увеличилась. Родители мечтали, чтобы их чадо стало вундеркиндом, а учителя-методисты разрабатывали свои рекомендации. Например, ребёнок должен читать со скоростью 120-140 слов в минуту. Но это тоже не соответствует физиологическим возможностям ребенка, а главное - особенностям восприятия информации. Механизмы чтения вслух и про себя разные. В практической жизни вам больше пригодится чтение про себя, но вот этому навыку в школе как раз и не учат!»
Интенсивность обучения обернулась тем, что «Букварь» теперь проходят за 2-2,5 месяца, в то время как раньше на это отводился как минимум год. А ведь навыки письма и чтения сформировать быстро нельзя: это та база грамотности, которую надо закладывать медленно. Ещё одна инновация 90-х: преподаватели стали требовать от родителей, чтобы те приводили в первый класс читающих и пишущих детей. Родители и стараются: ребёнку ещё трёх лет не исполнилось, а его заставляют читать. Это бессмысленно и опасно: у детей, которых научили читать очень рано, формируется неправильный механизм чтения. Даже став взрослыми, они с трудом воспринимают тексты.
«Механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребёнка не раньше, чем к 5-6 годам, об этом надо помнить и учителям, и родителям, - советует Безруких. - А в более раннем возрасте буквы воспринимаются лишь как символы, они ничем не отличаются от изображения домика или курочки. Ещё одно заблуждение начальной школы - необходимость обучения каллиграфическому письму - создаёт дополнительные проблемы. Наши потомки всё меньше будут писать ручкой . И, наверное, целесообразней учить детей писать полупечатными буквами - так проще и легче. Вы заметили, что дети 5-6 лет до школы очень любят подписывать рисунки печатными буквами? Потом дети приходят в школу, и их заставляют долго и нудно выводить крючочки, не отрывая ручку от бумаги. Получается с трудом. Разрывается естественный процесс формирования письменной речи».
Увы, ещё остались школы, где преподаватели с секундомером в руках замеряют скорость чтения. И доводят детей до тяжелых неврозов, до заикания. Кстати, количество детей-невротиков, по данным ученых, растёт. В начальную школу их приходит около 20%. А сколько будет к старшим классам? Во многом зависит от того, что будут от них требовать.
© Дмитрий Писаренко
Впервые опубликовано на сайте Издательского дома «Аргументы и Факты»